Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи же расходятся в определении возрастных границ юности. [5]. Так как данный возрастной период считается довольно долгим, его разделяют на раннюю юность- (15–18 лет) и позднюю (18–21–23г). Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии [11], дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В психологических периодизациях Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности является учебно-профессиональная деятельность. По мнению Д. И. Фельдштейна, в юношеском возрасте основные виды деятельности определяются как труд и учение.
Важным является то, что в этот период у юношей возникают чувства тревоги и беспокойства, появляется определенная внутренняя кризисность [9], содержание которой связано именно со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве. На раннюю юность приходится период предварительного самоопределения, на позднюю — период самореализации.
Как мы отметили выше, в центре психологического развития юноши стоит самоопределение: профессиональное и личностное. Самоопределение в общем смысле — это «форма включения человека в общество, способность осознавать себя, свои интересы, определить свое место в жизни, обществе, начать существовать самостоятельно» [6].
Важно отметить, что профессиональное самоопределение гораздо шире, чем выбор профессии; самоопределяясь, юноша выбирает жизненную дорогу, ищет определенное место в обществе, окончательно включает себя в жизнь социального целого. Здесь мы говорим скорее о личностном самоопределении.
М. В. Попова отмечает, что в жизни юноши происходит своеобразный переворот, который связан с осознанием ряда жизненных противоречий жизни [3] (рис. 1)
Рис. 1. Противоречия жизни в юношеском возрасте
Чтобы преодолеть указанные на Рис. 1 противоречия юноше необходимо адаптироваться к «взрослой» жизни, принять многие условности, социальные нормы, роли и формы поведения, которые, безусловно, не всегда соответствуют актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени.
Важный блок характеристики юношеского возраста — это отношение к себе. В данный возрастной период для молодого человека открывается свой внутренний мир, сквозь призму которого оценивается мир внешний. У юношей формируется внутренняя позиция по отношению к себе: «Кто Я?», «Каким Я должен быть? Образ «Я», происходит самоосмысление личности, поиск своей сущности и смысла своего существования, осмысление своих мотивов и ценностей. Юноши очень болезненно относятся к критике [3]. При этом юноши в сравнении с девушками обладают более высокой самооценкой, а также различия касаются таких компонентов самосознания, как самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение — у юношей они выше.
Важно отметить, что для юности характерны варианты жизненного пути:
‒ обучение в колледже или вузе, которое позволяет приобрести квалификацию, убедиться в правильности профессионального выбора;
‒ работа, которая даёт материальную независимость, тем самым ускоряя вхождение во взрослость;
‒ служба юношей в армии, где происходит резкая смена образа жизни, её регламентация, происходит серьезное жизненное испытание.
‒ бегство от общества (компьютерная зависимость, игромания, формирование разного рода аддикций, форм девиантного и делинкветного поведения).
Для нас наибольший интерес представляет жизненный этап юношей, связанный со службой в армии и психологической готовностью к этому роду деятельности.
До призыва в армию юношам трудно представить специфику, содержания и условия военной службы. Причиной тому может быть то, что большинство призывников не интересуются военной профессией и даже не планируют проходить срочную службу [2]. И только вступая в ряды Вооруженных Сил и, приняв присягу, они начинают понимать и осознавать, какая ответственность ложится на их плечи, формируются новые мотивы поведения, происходит некое связывание себя обязательствами [2]. Служба в Вооруженных силах для большинства юношей является важным этапом становления личности, возмужания [4]. Мы считаем, что в начале военной службы у юношей происходит сложный и достаточно важный этап становления взрослого человека. Это связано с тем, что в этот период меняются стереотипы, формируются такие качества личности как долг, честь, совесть. Также возникает понимание того: «что можно было вчера, нельзя сегодня» [8].
Ни в одном другом виде практической деятельности юноши не встречаются с такими трудностями и препятствиями. Выполнение военнослужащими своих обязанностей включает в себя многие специфические виды труда [1]: боевую деятельность; боевое дежурство; боевую и государственно-правовую подготовку; несение караульной и внутренней службы и др.
В военной психологии проблему психологической готовности будущей деятельности одними из первых изучали М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и В. А. Пономаренко, определяя её как психическое состояние, являющееся выражением совокупности интеллектуальных, мотивационных и волевых сторон психики [6]. Это состояние включает убеждения, суждения, отношения, мотивы и чувства личности и является интегральным комплексом разнообразных, связанных между собой элементов [].
Под психологической готовностью к прохождению военной службы понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития, достигаемый юношами к восемнадцатилетнему возрасту [10]. По мнению Л. Э. Кузнецовой основной целью формирования психологической готовности у допризывников является профилактика развития психической дезадаптации в процессе прохождения военной службы [4].
Н. Г. Бондарь рассмотрел понятие и основные составляющие психологической готовности подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах РФ. По его мнению, психологическая готовность к прохождению юношами военной службы— это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, нравственной, мотивационной и волевой сфер. Недостаточный уровень развития одного из компонентов этой системы ведет к искажению других. Особое внимание Бондарь Н. Г. уделил изучению познавательных способностей, нервно-психической устойчивости, агрессии, склонности к доминированию-подчинению, ситуативной и личностной тревожности [4].
В связи с этим, мы считаем, что профилактику дезадаптации к военной службе необходимо проводить на разных этапах подготовки к военной службе: допризывной, на этапе адаптации и в процессе несения службы, тем самым улучшая психологическую готовность будущих солдат к новым условия жизни [1].
Психологическая готовность допризывника к военной службе представляет собой результат специальной психологической подготовки и рассматривается как состояние, предшествующее служебной деятельности [10]. Состояние психологической готовности имеет сложную структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, познавательных, операциональных сторон, процессов, свойств, образований, состояний психики человека в их соотношении с внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами [6].
В сoвременных условиях в центре подготовки молодежи к военной службе оказывается сам молодой человек, с набором познавательных интересов и склонностей, потребностей в активности, профессиональной и личностной самореализации.
С одной стороны, для обеспечения такой позиции требуется использовать обширные возможности военной инфраструктуры и военной педагогики, а с другой — необходимо выполнить серьезную научно-методическую работу по согласованию государственного заказа с ожиданиями личности, ведущих социальных групп, общественных институтов. [4]
Социальный заказ на подготовку молодежи к военной службе, который представляет собой достаточно динамичное явление, требует не только постоянного мониторинга и учета, но и научно обоснованного целенаправленного формирования со стороны Вооруженных сил Российской Федерации и при таком условии он становится фактором повышения эффективности [6].
Вслед за Трубиным Ю.В, мы считаем, что подготовка молодежи к военной службе, является сложной системой и может объединять пять основных подсистем, образующих взаимосвязанные направления в целенаправленной деятельности государства, общества и Вооруженных Сил: обязательную допризывную и добровольную подготовку граждан к военной службе; участие в сборах, проводимых военными комиссариатами в интересах подготовки граждан к военной службе; занятия военно-прикладными и техническими видами спорта, посещение военно- спортивных клубов, освоение содержания учебного предмета или учебной дисциплины «Физическая культура»; военно-патриотическое воспитание молодежи; выполнение Федерального государственного образовательного стандарта общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, предусматривающего освоение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» или учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», в которых есть раздел «Основы военной службы»; кадетское образование [8].
Следует отметить, что кадетское образование представляет собой систему, в которой задачи обучения и воспитания молодых людей осуществляются в непосредственном контакте с военно-профессиональной деятельностью, ее содержанием, представителями, историей и традициями, нормами и правилами поведения, воинской культурой и т. д. [3].
Обязательная подготовка к военной службе и кадетское образование являются частью макросистемы образования — целенаправленной деятельности государства по передаче подрастающему поколению социального опыта, необходимого ему для полноценной социализации [7].
Е. Н. Приймак, считает, что в качестве форм реализации деятельности по формированию психологической готовности молодых людей службе в армии должны использоваться:
‒ лекционно-просветительская деятельность, направленная на формирование психологической готовности молодёжи к службе в армии, на профилактику асоциальных проявлений в армейской среде, негативных зависимостей, пропаганду ЗОЖ [1];
‒ информационно-методическая деятельность, включающая в себя взаимодействие со СМИ, составление памяток, методических пособий, лекционных и рекламных материалов, а также оказание информационно-методической помощи как самим призывникам, так и специалистам, взаимодействующим с призывной молодёжью с целью повышения их квалификации, организация и проведение семинаров, научно-практических конференций, круглых столов;
‒ социально-профилактический тренинг с молодёжью призывного возраста с целью развития адаптационных возможностей, стресспреодолевающего поведения, уверенности в себе, способов нейтрализации негативных эмоциональных состояний, коммуникативных навыков;
‒ индивидуальное консультирование юношей и их родителей по проблемам психологической готовности к службе в армии, конструктивного общения, вопросам профориентации и другим проблемам [8].
Военно-патриотическое воспитание сегодня, как следует из работ Е. А. Андреева, С. Н. Томилиной и др. — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В практическом плане военно- патриотические клубы помогают государственным институтам решать задачу подготовки резерва Вооруженных сил [1].
Литература:
- Андреев, Е. А. Военно-патриотическое воспитание молодежи призывного возраста в процессе формирования готовности к военной службе [Текст] / Андреев Е. А.// дисс…канд.пед.наук: 13.00.01. — Рязань, 2011. — 249 с-з.
- Водяха Ю. Е. Внутриличностный конфликт: междисциплинарный подход [Текст] / Ю. Е. Водяха, М,Л. Мельникова; Урал.гос.пед.ун-т.-Екатеринбург,2010.-С. 47.
- Донцов Д. А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста [Текст] / Д. А. Донцов, М. В. Донцова // Образовательные технологии: изд.М:- 2013.-№ 2- С.34–42.
- Кузнецова Л. Э. Формирование психологической готовности юношей к прохождению обязательной военной службы в ВС РФ с точки зрения ресурсного подхода [Текст] //Л. Э. Кузнецова// Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 324–327.
- Минюрова С. А. Психология развития: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / С. А. Минюрова//; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013 — C. 72.
- Морозова Н. Н., Особенности личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте [Тест]/ Н. Н. Морозова, Е. Г. Пешехнова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: изд. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (Саранск)- № 1.-2014- С.121–126.
- Носова Е. С. Формирование психологической готовности к добровольческой деятельности [Текст] /Носова Е.С// Сибирский психологический журнал.-№ 25. –С. 186–190.
- Приймак Е. Н. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооружѐнных сил: методические рекомендации / Е. Н. Приймак. — М.: КРЕДО, 2015. — С 28.
- Семянищева П. А. Психологические ресурсы преодоления стресса в ситуации отраслевых организационных изменений (на контингенте военнослужащих) [Текст] /П. А. Семянищева// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2013. — № 1 — С. 123–135.
- Султанова И. В. Психологические особенности адаптации военнослужащих к условиям срочной службы [Текст] / И. В. Султанова//жур. Современные проблемы социально- психологических наук.- 2016-№ 3-С.23–28.