Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
‒ диагностирование и корректирование знаний и умений обучающихся;
‒ учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
‒ определение итоговых результатов обучения на разном уровне [1].
В условиях развития российского образования проявляются изменения в педагогических технологиях, новые, нестандартные формы обучения, чего нельзя сказать о системе оценивания учебного труда [2].
Оценка контроля знаний не соответствует с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. При современной системе оценке знаний обучающиеся не стремятся активно выполнять самостоятельную работу, на которую дается упор в стандартах. Обучающиеся понимают, что домашняя работа может не выполняться в срок, а если и сдают, то только в конце семестра. В данной ситуации увеличивается нагрузка на преподавателя и снижается усвоение знаний обучающегося. Это можно наблюдать в ситуации сдачи зачетов и тестовых заданий по определенным темам, предусмотренными планом. Для получения оценки за семестр обучающемуся необходимо сдать определенное количество зачетов, которые являются частью составляющей промежуточной оценки за семестр. Если зачет не сдан вовремя, следовательно, и сессия будет не закрыта. Но план семестра должен быть выполнен, следствие чего у обучающегося и преподавателя возрастает нагрузка. Результат: на третьем курсе обучающиеся помнят только 35 процентов материала (с учетом междисциплинарных связей) второго курса.
В соответствии с этим на своих занятиях я стараюсь применять различные формы (индивидуальная, групповая, фронтальная) и методы (устного, письменного, практического, графического, тестового) контроля и оценки знаний обучающихся.
При индивидуальной форме контроля каждый обучающийся получает свою производственную задачу, которую ему необходимо выполнить за определенный промежуток времени без посторонней помощи (например, вычертить цепь питания трансмиттерного реле при заданном числовом коде). Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных обучающихся.
При групповом контроле группа делится на группы (обычно один ряд решает одну задачу, другой другую) и каждой группе (ряду) дается отдельное проверочное задание (таким заданием является производственная задача поиска неисправности на заданном участке схемы). Группам предлагается решить производственную задачу самым оптимальным способом. При решении таких задач выдается одинаковое задание нескольким группам. Сначала представляется решение одной, затем другой задачи, при этом группы внимательно прослушав решение задачи могут предложить свой способ нахождения повреждения в схеме. Такую форму организации контроля применяю при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания обучающихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий.
При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, степень закрепления в памяти.
На своих занятиях я применяю метод устного контроля знаний обучающихся, так как считаю, что при общении с обучающимся можно выяснить готовность обучающегося к изучению нового материала, определить сформированность понятий, проверить домашнее задание, проверить готовность обучающегося для выполнения практических и лабораторных работ. Проведя устный опрос можно провести проверку усвоения знаний по новому учебному материалу, только что разобранного на занятии.
Проводя устный опрос определяются проблемные места в усвоении учебного материала и фиксирование внимания обучающихся на сложных понятиях, явлениях, процессах [3].
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа обучающихся одновременно. Используется письменный контроль знаний обучающихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Зачет — это одна из основных форм контроля. Проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым обучающимся. Иногда зачет по теме проходит в виде тестовых заданий и осуществляется комплексная проверка всех знаний и умений обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую.
Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности обучающихся. Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Работа выполняется без помощи преподавателя.
На занятиях я применяю систему рубежного контроля. Мной были разработаны методические указания по самостоятельной работе обучающегося, которые выдаются обучающимся в начале учебного года. Обучающийся знает, какое количество часов отводиться на ту или иную тему, видит какие зачеты, лабораторные или практические работы он должен сдать по итогам темы. Обучающийся имеет конкретное представление о том, что он будут знать и уметь при изучении каждого блока. Это позволяет ему правильно распределить свои силы при изучении междисциплинарного курса и исключает ложную любознательность при практической или лабораторной работе.
Всякая проверка степени обученности обучающихся должна носить, в первую очередь, обучающий характер, а не характер констатации ошибок и недочетов в ответах обучающихся.
Каждый преподаватель, выставляя оценку обучающемуся на что-нибудь ориентируется: уровни способностей (обычно высокий, средний, низкий) и связанные с ними учебные достижения (успеваемость). Так на первых занятиях проводя связь с вычитанными дисциплинами я проверяю остаточные знания обучающихся и на уровне этих знаний у меня складываются первичные впечатления об уровне знаний обучающихся.
В течение семестра впечатление о первоначальные оценки знаний изменяется. Сопоставляют достижения обучающихся с их предыдущими результатами, при снижении успешности работы способных обучающихся даю ей отрицательную оценку, а повышение качества работ отстающих оцениваю положительно. В некоторых случаях хвалю обучающегося и оказываю ему помощь в процессе решения поставленных производственных задач. Но в то же время если у преподавателя низкие ожидания, это способствует закреплению невысоких показателей учебной работы и отрицательных черт обучающегося, не вызывают у него желания учиться старательнее и лучше. Происходит «самореализация пророчества», как плохого, так и хорошего» [4].
Для демонстрации умений и навыков в контрольные производственные задачи введен временной фактор, т. е. в зависимости от типа выполняемых работ закладывается конкретный временной период, за который обучающийся должен выполнить поставленную производственную задачу (нормативы времени соответствуют производственным нормативам, например, проверка видимости сигнальных показаний проходных светофоров). Этим достигается воспитание способности обучающихся мобилизовать свои силы, знания и умения при выполнении производственной задачи. Подсказки друг другу исключены, т. к. скорость выполнения задания учитывается при получении оценки. Обучающийся, выполнивший задание, изолируется от группы сдающих. Это несколько снижает моторную плотность, но зато вызывает чувство гордости и удовлетворения у сдавшего задание раньше всех.
Контрольные производственные задачи являются обязательным выполнением на положительную оценку каждым обучающимся для допуска к экзамену. Обучающиеся, не выполнившие задание, готовятся и отчитываются во внеурочное время.
Эффективность контроля знаний и умений обучающихся во многом зависит от умения преподавателя правильно организовать занятие и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контрольного урока.
При сложившейся системе обучения у преподавателя имеются большие возможности для того, чтобы сразу передать большой объем информации группе. Но при этом очень ограничена возможность получения в нужном объеме сведений о том, как усваиваемся эта информация обучающимися.
Эти сведения преподаватель может получить, например, проведя контрольную работу. Но он не может сразу же обработать полученные данные и, тем более, быстро ими воспользоваться для руководства познавательной деятельностью обучающихся.
Важно заметить, что этой информации не хватает и обучающимся. Учение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами обучающиеся видят результат своей работы [5].
Повышение качества учебных достижений и качества педагогического контроля обусловлено эффективностью внедрения в учебно-воспитательный процесс технологий развивающего обучения, технологий дифференциации и индивидуализации обучения, основанных на сочетании возможностей новых методов контроля и оценки результатов обучения. [6].
Литература:
- Современные средства контроля успеваемости студентов. Режим доступа https://mirznanii.com/a/178119/sovremennye-sredstva-kontrolya-uspevaemosti-studentov
- Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональным компонентам образовательной технологии согласно, Режим доступа: http://stankevich.ucoz.ru/publ/sovremennye_podkhody_k_kontrolju_i ocenke_znanij_obuchajushhikhsja_kak_strukturnym_i_funkcionalnym_komponentam_obrazovatelnoj_tekhnologii_soglasno/1–1-0–4
- Различные формы и методы контроля и оценки знаний студентов. Режим доступа: http://xn--k1agbap.xn--p1ai/images/document/sposobi.pdf
- Соколова Е. Н., преподаватель информатики Оценка знаний в проблемах определения и улучшения конкретных результатов обучения
- Оценка как элемент управления качеством. Режим доступа https://studfiles.net/preview/6268087/page:2/
- Жунусакунова А. Д. Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе // Молодой ученый. — 2016. — № 20.1. — С. 26–29.