Междисциплинарный курс как средство формирования управленческих умений обучающихся техникума | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 01.10.2017

Статья просмотрена: 1774 раза

Библиографическое описание:

Черепанова, Т. М. Междисциплинарный курс как средство формирования управленческих умений обучающихся техникума / Т. М. Черепанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 112-118. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45772/ (дата обращения: 16.11.2024).



В условиях рыночной экономики работодатели предъявляют требования не только к уровню образования, но и к личностным, деловым, нравственным качествам специалистов, которых принимают на работу. Особую роль в успешной деятельности специалиста среднего звена на производстве играют управленческие умения, которые обеспечивают эффективность труда и качественное управление организацией.

Формирования личности выпускника техникума с высоким уровнем управленческих умений, способной адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям становится одной из основных задач среднего профессионального образования. Это, прежде всего, обусловлено социальным заказом общества. Поэтому освоенные управленческие умения студентами являются важным компонентом общей культуры выпускника техникума.

Понятие «управленческие умения» разные авторы трактуют по-разному. Управленческие умения именно студентов Ю. И. Антонов определяет как совокупность определенных действий, осуществляемых на основе специальных знаний, имеющих междисциплинарный характер, и обусловливающих способность к успешному выполнению управленческой деятельности. Управленческие умения автор рассматривает как комплекс, включающий в свой состав: аналитические, прогностические, проективные, организационные, рефлексивные, коммуникативные умения; умения осуществлять контроль выполнения управленческих указаний и своевременно реагировать на изменяющиеся условия его выполнения [1].

Держания А. Д. в своих трудах дает следующее определение: Организационно-управленческие умения предоставляют собой освоенный субъектом способ выполнения действий по анализу производственной ситуации, формулировке целей и альтернативных способов их достижения, выбору оптимального решения, организации работы коллектива исполнителей по реализации принятого решения, контролю и корректировке решения производственной задачи, информационному обеспечению производственной деятельности [2].

Следовательно, управленческие умения — это, прежде всего, последовательность действий, которые способствуют достижению планируемого результата: как личного, так и результата коллектива исполнителей, которым будет управлять будущий руководитель.

А, формирование управленческих умений — это освоение данной системы действий, которая гарантирует будущему руководителю эффективность решения поставленных задач для достижения результатов в профессиональной деятельности и технологию достижения успеха в управлении.

Для определения перечня управленческих умений, осваиваемых студентами в рамках междисциплинарного курса «Управление коллективом исполнителей» по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта проведена декомпозиция общих и профессиональных компетенций. Составляющие общих и компетенций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Составляющие общих ипрофессиональных компетенций междисциплинарного курса

Компетенции

«Профессиональные» умения

Управленческие умения (УУ)

Общие компетенции (ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

У1.1 ориентироваться в экономических вопросах производств, структуре управления предприятия, подразделения

Аналитические умения

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

У2.1 планировать свою деятельность, исходя из заданных профессиональных задач;

У2.2 рационально организовывать рабочее место;

У2.3 анализировать и осуществлять коррекцию результатов работы

Проективные умения

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

У 3.1 ориентироваться в стандартных и нестандартных профессиональных вопросах

Прогностические умения

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

У4.1 пользоваться электронным или бумажным каталогом;

У4.2 пользоваться справочной и технической литературой;

У4.3 пользоваться поисковыми системами Интернета;

Аналитические умения

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

У5.1 пользоваться программным обеспечением для автопредприятий (1С: Автосервис, АвтоДилер и др.);

Аналитические умения

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

У6.1 вести диалог, обосновывать свою точку зрения;

У6.2 отвечать и задавать на вопросы, направленные на выяснение собственной точки зрения, фактической информации;

Коммуникативные умения

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

У 7. эффективно взаимодействовать со всеми субъектами процесса.

Коммуникативные умения

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

У8.1 организовывать самостоятельные занятия при изучении профессиональных модулей;

У8.2 планировать собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни;

Рефлексивные умения

Проективные

умения

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

У9. 1 анализировать инновации в сфере управления

Аналитические умения

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

У10.1 планировать работу участка по установленным срокам;

У10.2 осуществлять руководство работой производственного участка;

У10.3 своевременно подготавливать производство;

У10.4 обеспечивать рациональную расстановку рабочих;

У10.5 обеспечивать правильность и своевременность оформления первичных документов;

У0.6 организовывать работу по повышению квалификации рабочих;

У10.7 рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

У 10.8 анализировать результаты деятельности участка;

Организационные умения

Аналитические умения

ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.

У11.1 контролировать соблюдение технологических процессов;

У11.2 оперативно выявлять и устранять причины их нарушения;

У11.3 проверять качество выполненных работ;

Умения осуществлять контроль

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

У12.1 осуществлять производственный инструктаж рабочих;

Коммуникативные умения

Организационные умения

Таким образом, определен перечень управленческих умений в рамках междисциплинарного курса, его значение для успешной деятельности будущего специалиста среднего звена.

Совершенно обоснованно в задачи среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена технического профиля включается подготовка будущих специалистов не только к производственной, но и к управленческой деятельности.

Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в рамках междисциплинарного курса «Управление коллективом исполнителей» стимулирует поиск содержания, технологического обеспечения учебного процесса и критериев оценивания формирования управленческих умений будущих специалистов.

Представим характеристику междисциплинарного курса, в процессе изучения которого формируются управленческие умения обучающихся, место данной дисциплины в учебном процессе.

Итак, междисциплинарный курс «Управление коллективом исполнителей» направлен на формирование у обучающихся профессионального мышления, коммуникативных и лидерских качеств, навыков группового взаимодействия и решения поставленных задач, воспитание у них чувства ответственности за принятое решение.

Учебно-методический комплекс (УМК) ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей представлен следующими компонентами: рабочая программа профессионального модуля, программа производственной практики студентов, задания для проведения лабораторно-практических занятий, тестовые задания для входного, текущего, итогового контроля, фонд оценочных средств.

Анализ перечня дисциплин в учебном плане по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» позволяет сделать вывод, что в учебном плане при наличии более чем 30 учебных дисциплин и профессиональных модулей недостаточное внимание уделено изучению теории менеджмента, современных методов управления и социально-психологических аспектов управленческой деятельности. А формирование управленческих умений и навыков является важным этапом становления квалифицированного специалиста среднего звена и дает возможность для дальнейшего развития профессиональной траектории роста.

Изучение междисциплинарного курса начинается с входного контроля не только знаний обучающихся, но и диагностики психологических особенностей, социальных личности студентов, изучение особенностей когнитивной сферы обучающихся и выявление профессионально важных качеств управленца.

Для получения данных об уровне сформированности управленческих умений на этапе входного контроля при изучении междисциплинарного курса «Управление коллективом исполнителей» была проведена диагностика обучающихся. Применялись следующие методики: методика исследования профессиональных интересов обучающихся (дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова) [4], методика исследования коммуникативных и организаторских способностей студентов, авторы В. В. Синявский, В. А. Федорошин (КОС) [5].

Итак, представляем результаты диагностики входного контроля студентов техникума.

Диагностика профессиональных интересов обучающихся (дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова) проводилась с целью выявления степени выраженности обучающихся осознанной склонности к одному из пяти типов профессии. Принимало участие 19 человек.

Результаты исследования следующие: 15 человек (79 % студентов) этой группы принадлежат профессии «человек — техника», три студента (16 %) — профессии «человек — человек», один человек (5 %) — профессии «человек — знаковая система». Это говорит о том, что основная доля обучающихся правильно выбрали специальность и связывают свое будущее с данной отраслью. Также это обуславливает хорошую успеваемость в учебной группе по специальным предметам — у обучающихся присутствует осознанный интерес и мотивация к учебной работе.

Следующий этап — применение теста «Коммуникативные и организаторские склонности», цель которого — выявить уровень коммуникативных и организаторских способностей и их соответствие требованиям избранной студентами будущей специальности. Результаты методики исследования коммуникативных и организаторских способностей обучающихся следующие:

  1. Уровень коммуникативных умений обучающихся: ниже среднего — 7 человек (36,8 %); средний — 9 человек (47,4 %); высокий — 3 человека (15,8 %).
  2. Уровень организаторских умений студентов на входном контроле: низкий – 6 человек (31, 6 %); ниже среднего — 3 человека (15,8 %); средний — 7 человек (36,8 %); высокий — 3 человек (15,8 %).

Доминирующим уровнем в группе является средний уровень коммуникативных и организационных умений, т. е. обучающиеся стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности студентам необходимо развивать и совершенствовать в процессе обучения междисциплинарному курсу, в рамках выполнения лабораторно-практических занятий, самостоятельной работы, а также вне учебной деятельности. Наблюдение за учебной группой подтверждают интерпретацию данной методики.

Современная педагогическая практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует от педагогов применения новых методов, приемов и форм работы.

В учебной деятельности в рамках междисциплинарного курса для формирования управленческих умений студентов на занятиях используются следующие педагогические технологии: практико-ориентированные, информационно-коммуникационные, интерактивные, организация самостоятельной работы.

При выборе педагогических технологий необходимо ориентироваться на особенности группы и степень сложности изучаемого материала, это позволяет создать комфортную атмосферу на уроке, ситуацию успеха и выбрать наиболее удобный способ получения знаний.

Использование на практических занятиях междисциплинарного курса таких методов как ролевые игры, анализ и решение конкретных производственных зада, решение типичных управленческих ситуаций, соревнований между студентами существенно влияют на развитие управленческих умений.

Методика формирования управленческих умений и навыков эффективна, если вместе с упражнением используется комплекс других методов. При формировании умений полезен метод, который называют организацией наблюдения в группе. Когда один обучающийся действует, а остальные, сориентированные преподавателем, внимательно наблюдают за ним и оценивают его действия. Отмечая ошибки и делая завершающий разбор, педагог, не спешит делать его сам, а привлекает наблюдавших за упражнением студентов.

Приведем пример применения данного метода в учебном процессе. Группа студентов делится на подгруппы по три человека, каждой подгруппе выдается пакет документов: задание, алгоритм действий, бланки для заполнения, перечень ролей, которые необходимо распределить между участниками.

Задание следующего содержания: клиент обратился в автосервис для определения технического состояния его автомобиля. В результате чего выявлено, что слесарю по ремонту автомобиля необходимо выполнить следующие манипуляции — произвести регулировку развала схождения колес легкового автомобиля (у каждой подгруппы своя манипуляция).

Алгоритм — при решении данного задания выполните следующие действия:

  1. Оформите необходимую документацию: акт приемки автомобиля, технологическую карту, заказ-наряд (выполняют все участники).
  2. Распределите роли между участниками.
  3. Разыграйте задание публично как производственную ситуацию.
  4. Определите пути решения ситуации.
  5. Дайте оценку своим действиям.

Отдельное задание для тех, кто наблюдает за ситуацией:

  1. Проанализируйте диалог участников, определите положительные стороны и недостатки.
  2. Оцените действия участников.

Наблюдение за участниками позволят определить, кто из студентов занимает роль лидера в малой группе, кто исполнитель, кто-то из ребят может занять позицию наблюдателя, такое распределение «ролей» тоже определенным образом характеризует студентов и позволяет сделать педагогу свои выводы.

Использование интерактивных методов обучения позволяет: осуществлять студентам самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях; формировать деловую культуру обучающихся и др. А в целом применение данных методов способствует формированию управленческих умений обучающихся в процессе изучения базового междисциплинарного курса в условиях техникума «Юность».

Оценочные средства также должны являться действенным средством не только оценки, но и обучения. Оценка качества освоения междисциплинарного курса и профессионального модуля включает текущий контроль знаний, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Для оценки компетенций, знаний, умений, в том числе управленческих умений создан фонд оценочных средств по профмодулю.

В состав фонда оценочных средств по профессиональному модулю входят комплекты контрольно-оценочных средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

Текущий контроль (текущая аттестация) представляет собой проверку усвоения учебного материала теоретического и практического характера, регулярно осуществляемую на протяжении всего периода изучения дисциплины. К основным формам текущего контроля по междисциплинарному курсу «Управление коллективом исполнителей» относятся индивидуальный или групповой опрос обучающихся, индивидуальная или групповая презентация (представление выполненного задания); письменные задания, анализ деловых ситуаций (анализ ситуации, либо анализ вариантов решения проблемы, выбор оптимального варианта), тесты, лабораторные работы, контрольные работы. Формы текущего контроля позволяют проверить сформированность управленческих умений.

Промежуточная аттестация, как правило, осуществляется в конце семестра и завершает изучение, как междисциплинарного курса, так и его раздела. Основные формы промежуточного контроля в техникуме: зачет и зачет дифференцированный, экзамен.

Рассмотрим уровни сформированности управленческих умений и критерии оценивания. Антонов Ю. И. считает, что эффективность процесса формирования управленческих умений определяется достижением определенного уровня (уровень репродукции, уровень аналогии, уровень трансформации), характеризующегося степенью владения умениями применять усвоенные знания для решения управленческих задач [1]. В качестве критериев определения этих уровней ученый выделяет: полноту ориентировочной основы, самостоятельность, осознанность и последовательность выполняемых действий, творческую активность, результативность.

Уровни сформированности умений по Г. А. Засобиной определяются как первоначальное умение, низкий, средний, высокий уровень умения и совершенное умение [3]. Содержательный блок каждого уровня представлен в таблице 2.

Таблица 2

Уровни сформированности управленческих умений

Уровни сформированности управленческих умений

Характеристика уровней, критерии оценивания

----

(Первоначальное умение)

—----

 знает содержание вида деятельности;

 может воспроизвести предложенную последовательность действий при незначительной помощи.

Уровень репродукции

(Низкий уровень)

 неполный состав действий;

 наличие ошибок при выполнении задания,

 выполнение задания под контролем преподавателя и с его помощью;

 отсутствие самоконтроля,

 и самооценки;

 низкая результативность.

 самостоятельно выполняет известную ему последовательность действий в аналогичной ситуации;

 перенос отсутствует.

Уровень аналогии

(Средний)

 полнота действий и последовательность их выполнения в поставленной задаче;

 полностью самостоятельно выполняемые действия, но без самоконтроля;

 обучающийся не осуществляет переноса действий на новые ситуации.

 свободно варьирует известными системами действий в аналогичной ситуации;

 перенос осуществляет с трудом.

Уровень трансформации

(высокий уровень)

 полнота действий, определена последовательность и способы их выполнения;

 отсутствие ошибок, самостоятельность действий обучающимся, которые выполняются осознанно и сопровождаются самоконтролем, самооценкой;

 —-творческая активность.

 самостоятельный выбор необходимой системы действий в различных знакомых ситуациях;

 перенос осуществляется в ограниченной области деятельности.

---

(Совершенное умение)

-----

 самостоятельный выбор необходимой системы действий в знакомых ситуациях;

 перенос осуществляется в ограниченной области деятельности.

Данный подход оценки уровня сформированности управленческих умений используется при текущей и промежуточной аттестации обучающихся совместно с критериальной шкалой оценки.

Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» проводился повторно с целью выявления уровня коммуникативных и организаторских способностей студентов после изучения междисциплинарного курса. В итоговом тестировании принимало участие 19 студентов учебной группы. Из полученных результатов видно, что в исследуемой группе выделяются следующие уровни коммуникативных и организационных склонностей:

  1. Уровень коммуникативных умений обучающихся после изучения междисциплинарного курса: ниже среднего — 3 человека (15,8 %); средний — 11 человек (57,9 %); высокий — 5 человека (26,3 %).
  2. Уровень организаторских умений студентов на итоговом контроле: низкий — 2 человека (10, 5 %); ниже среднего — 4 человека (21,0 %); средний — 9 человек (47,5 %); высокий — 3 человек (21,0 %).

После изучения междисциплинарного курса «Управление коллективом исполнителей» доминирующий уровень в группе — средний уровень коммуникативных и организационных умений. Но уменьшился процент студентов с низким уровнем умений, и увеличился процент обучающихся с высоким уровнем коммуникативных и организационных склонностей.

Следовательно, коммуникативные и организаторские склонности студентов за период освоения междисциплинарного курса сформировались на более высоком уровне, чем показало входное тестирование.

Итоговый контроль — контроль освоения знаний, умений и практического опыта (компетенций) обучающихся непосредственно после завершения курса изучения учебной дисциплины или профессионального модуля в форме экзамена. При итоговом контроле результатом является решение экспертной комиссии об освоении/не освоении вида профессиональной деятельности. В контрольно-оценочных средствах по модулю представлены показатели оценки деятельности студентов и критериальная шкала:

  1. Проявляет живой интерес к выбранной специальности.
  2. Осуществляет обеспечение рациональной расстановки рабочих кадров в рамках производственного задания.
  3. Осуществляет производственный инструктаж рабочих.
  4. Оформляет необходимую документацию в рамках своей компетенции.
  5. Выполняет рациональное распределение времени на выполнение практического задания.
  6. Сопоставляет обоснованность выбора решения проблемы, нестандартной ситуации.
  7. Анализирует, планирует и организует работы производственного участка.
  8. Исполняет и организует работу по повышению квалификации рабочих.
  9. Осуществляет анализ инноваций в сфере управления автотранспорта, управления коллективом исполнителей.
  10. Использует ссылки на современные источники.
  11. Самостоятельно выстраивает конструктивный диалог с руководителем, комиссией.
  12. Создаёт систему контроля для соблюдения технологических процессов
  13. в зависимости от участка работ.
  14. Выполняет проверку качества работ исполнителей.
  15. Оценивает свою деятельность и выполняет корректировку своей работы.
  16. Видит пути личного и профессионального роста.

Критериальная шкала оценки выглядит следующим образом: высокий уровень оценки результата (уровень трансформации) — 90–100 % — это 27–30 баллов, студент заслуживает оценки отлично». Средний уровень (уровень аналогии) — 75–89 % — 23–26 баллов — оценка «хорошо». Низкий уровень (уровень репродукции) — 60–74 % — 18–22 балла — «удовлетворительно». Оценка ниже 60 % свидетельствует о неудовлетворительном уровне выполнения задания.

Результаты квалификационного экзамена, где учитывался уровень сформированности управленческих умений обучающихся: средний уровень — 7 человек (36,84 %), высокий — 12 человек (63,16 %).

Таким образом, результаты экзамена показывают, что ведущий уровень управленческих умений обучающихся — высокий, т. е. у студентов присутствует самостоятельный выбор необходимой системы действий в различных ситуациях; определена последовательность действий и способы их выполнения; наблюдается отсутствие ошибок, а также самостоятельность действий обучающихся, которые выполняются осознанно, сопровождаются самоконтролем, самооценкой.

Исследования данной проблемы позволили сделать вывод: междисциплинарный курс МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей играет большую роль в формировании управленческих умений обучающихся. Главная задача педагога — подобрать методику обучения, которая способствует формированию управленческих умений обучающихся. Анализ результатов сформированности основных компонентов управленческих навыков студентов в процессе изучения учебной дисциплины в целом показал положительную динамику формирования управленческих умений обучающихся в техникуме. Это является доказательством того, что педагогические технологии, методы и приемы в процессе изучения междисциплинарного курса выбраны правильно.

Литература:

  1. Антонов, Ю. И. Формирование управленческих умений у будущих офицеров-менеджеров [Электронный каталог]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. И. Антонов; Саратов. гос. ун-т. — Саратов, 2010. — 156 с. — URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-upravlencheskih-umenij-u-buduwih-oficerov-menedzherov.html.
  2. Даржания, А. Д. Формирование организационно-управленческих умений студентов технических специальностей профессионального колледжа [Электронный ресурс]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Д. Даржания; Астрахан. гос. ун-т. — Ставрополь, 2010. — 222 с. — URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-organizacionno-upravlenche-skih-umenij-studentov-tehnicheskih.html.
  3. Засобина, Г. А. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие /
  4. Г. А. Засобина. И. И. Корягина, Л. В. Куклина. — М.: Директ-Медиа, 2015. — 250 с. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316.
  5. Климов, Е. А. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) [Электронный ресурс] / Е. А. Климов. — URL: http://docpsy.ru/testy/-diagnostika-proforientatsii/3938-differentsialno-diagnosticheskij-oprosnik-ddo-eaklimov.html.
  6. Синявский, В. В. Коммуникативные и организаторские склонности [Электронный ресурс]: психол. тест / В. В. Синявский, В. А. Федорошин. — URL: http://psycholines.narod.ru/KOS.html.
Основные термины (генерируются автоматически): междисциплинарный курс, умение, ОКА, Управление коллективом, уровень, управленческое умение обучающихся, Техническое обслуживание, высокий уровень, итоговый контроль, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Междисциплинарный организационный модуль в образовательном процессе военного вуза

Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках математики

Информационно-методический комплекс учителя физической культуры как средство здоровьеразвивающей деятельности общеобразовательных школ

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Рефлексивный тренинг как условие формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Междисциплинарный организационный модуль в образовательном процессе военного вуза

Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках математики

Информационно-методический комплекс учителя физической культуры как средство здоровьеразвивающей деятельности общеобразовательных школ

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Рефлексивный тренинг как условие формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Задать вопрос