Согласно ст.1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее федеральный закон № 144-ФЗ) оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Для достижения цели и решения задач, поставленных перед оперативно-розыскными подразделениями, законодателем разработан исчерпывающийся перечень оперативно-розыскных мероприятий.
В целях накопления и последующей обработки информации в подразделениях, осуществляющих, оперативно-розыскную деятельность осуществляется производство по делам оперативного учета и иным оперативным материалам.
Исходя из практики оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, представляется что, комплекса оперативно-розыскных мероприятий для достижения целей оперативно-розыскной деятельности в указанной сфере явно недостаточно.
В связи с этим, целесообразно расширение перечня оперативно-розыскных мероприятий такими, как «захват», а также «засада», при этом недопустимо при их проведении нарушение установленных законом прав и свобод человека и гражданина, с данной позицией соглашаются Г. В. Дытченко, а также Е. Л. Никитин в своем методическом пособии.
Вместе с тем, необходимость включения указанных оперативно-розыскных мероприятий в предусмотренный федеральным законом № 144 ФЗ перечень, обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящий момент лица, занимающиеся преступной деятельностью в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ используют различные средства сбыта, чаще всего бесконтактные, что существенно, затрудняет выявление наркосбытчиков.
Кроме того, система организованной преступной группы носит строго иерархичный характер с разделением преступных ролей, а также тесно связана с транснациональной преступностью, при этом нередко членами ОПГ являются сотрудники правоохранительных органов, политики.
Указанные особенности свидетельствуют о необходимости осуществления межведомственного взаимодействия, а также международного сотрудничества между оперативными подразделениями различных государств.
В настоящий момент оперативная обстановка свидетельствует о необходимости разработки новых методик и тактик выявления как наркосбытчиков и перевозчиков, так и хранителей, потребителей наркотических средств, психотропных веществ.
Особое внимание при этом необходимо уделять последним в виду того, что они являются носителями информации о лицах, занимающихся наркосбытом, а также местах употребления наркотических средств, психотропных веществ.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации предметом прокурорского надзора в данной сфере являются:
‒ соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
‒ установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
‒ законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Основные требования к организации прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности (ОРД) изложены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33.
Исходя из предмета надзора, при проведении прокурорской проверки в данной сфере особое внимание необходимо уделять оперативно служебной документации о заведении, приостановлении и прекращении ДОУ, а также сведений, подтверждающих законность, обоснованность и своевременность принятых по ним решений.
Основаниями проведения проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в соответствии с требованиями Генерального прокурора Российской Федерации являются:
‒ обращения граждан, юридических и должностных лиц;
‒ в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
‒ в других случаях с учетом состояния законности и анализа оперативной обстановке на территории района, и ином уровне, а именно негативная динамика по выявлению и раскрытию наркопреступлений.
Проверку рекомендуется проводить на основании заблаговременно подготовленного плана, разработанного с учетом методических рекомендаций вышестоящей прокуратуры, научных статей, а также ранее проведенных проверок.
Для получения необходимых прокурору в процессе проверки статистических и иных сведений, учетно-регистрационных документов ДОУ, других оперативно-служебных документов и материалов заблаговременно направляется письменный запрос за подписью уполномоченного прокурора в поднадзорный орган.
Данный запрос должен содержать конкретный перечень запрашиваемых документов, список сотрудников с которых необходимо взять объяснения, а также разумный срок на предоставление запрашиваемой информации.
При проведении проверки за законность осуществления оперативно-розыскной деятельности надзирающий прокурор вправе осуществлять надзор исключительно оперативно-служебной документации, без непосредственного вмешательства в проведение оперативно-розыскных мероприятий.
При проведении проверок следует учитывать, что оперативно-служебные документы, отражающие факт и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий, содержатся не только в делах оперативного учета, но и во многих других информационных системах и на материальных носителях информации.
Проверку оперативно-розыскных подразделений оперативно-розыскных органов рекомендуется начинать с изучения учетно-регистрационных журналов и книг.
По результатам проверки, которых, надзирающий прокурор делает отметку после последней записи в указанном журнале/книги с указанием даты и времени, при этом заверяет их своей подписью.
С точки зрения Г. В. Дытченко и Е. Л. Никитина особое внимание при проведении проверки необходимо уделять:
‒ общему состоянию законности при осуществлении ОРД;
‒ законности при проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий и принятии решений руководителями оперативно-розыскного органа;
‒ соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления ОРД;
‒ решению задач ОРД и выполнению установленных законом обязанностей органами, уполномоченными на осуществление ОРД;
‒ эффективности осуществления ОРД с точки зрения исполнения всех требований и предписаний закона по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и всех лиц, причастных к их подготовке и совершению;
‒ выявлению причин и условий нарушений оперативно-розыскного законодательства;
‒ состоянию ведомственного контроля за законностью ОРД;
‒ достоверности статистических и иных отчетных данных и сведений, характеризующих результаты и эффективность деятельности проверяемого оперативно-розыскного органа.
Вместе с тем, с моей точки зрения в целях недопущения фактов волокиты при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в указанный перечень также необходимо включить надзор за своевременностью проведения ОРМ и принятию по ним результатам их проведения соответствующих решений.
По результатам проведенной проверки уполномоченным прокурором с соблюдением правил секретного делопроизводства составляется справка или рапорт на имя руководителя структурного подразделения.
В данной справке/рапорте, указываются выявленные нарушения закона, лица, их совершившие, а также причины, условия и вредоносные последствия допущения выявленных нарушений.
Вместе с тем, в справке/рапорте указывается комплекс мер прокурорского реагирования, принятие которых приведет к стабилизации оперативной обстановке на данном направлении надзорной деятельности.
Необходимо отметить, что результативность оперативно-розыскной деятельности может иметь место лишь в случае проведения аналитической, плановой, целенаправленной, активной работы, соблюдения всех необходимых законодательно закрепленных требований ее проведения, в противном случае полученные результаты будут признаны ничтожными и неприменимыми в качестве доказательств.
Таким образом, прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью — это вид надзорной деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их полномочий посредством реализации ими определенных законом и выработанных научными сотрудниками методик проверок и средств реагирования в целях обеспечения соблюдения Конституции и исполнения законов всеми органами, уполномоченными в соответствии с действующим законом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Отношение к надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности как к второстепенному и незначительному влечет негативные последствия в виде увеличения количества нарушений прав граждан при производстве ОРМ, снижения результативности сомой оперативно-розыскной деятельности.
Я придерживаюсь точки зрения Г. В. Дытченко и Е. Л. Никитина в вопросе, связанном с проблемами организации прокурорского надзора в данной отрасли.
Отсутствие достаточно полных и подробно регламентированных полномочий у прокурора по осуществлению надзорных функций за исполнением законодательства об ОРД. В соответствии с Законом о прокуратуре полномочия прокурора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. Однако действующая редакция УПК РФ не устанавливает полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.
Поэтому прокурорский надзор в данной отрасли был бы гораздо более эффективным, если бы прокурор был наделен большим объемом законодательно установленных полномочий.
Литература:
- Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности».
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»
- Прокурорский надзор за законностью проведения и документирования оперативно-розыскных мероприятий, Е. Л. Никитин, Г. В. Дытченко, Санкт-Петербург 2013.
- Преступность, уголовная политика, закон под редакцией А. И. Долговой, М., Российская криминологическая ассоциация, 2016.