Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад.
Анатолий Гин. Руководитель международной лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой эры»
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития — ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования современных информационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть ИКТ и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. [п. 3.2.5 ФГОС] В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. [2] Поэтому педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание. Ребёнок из пассивного слушателя превращается в активного участника образовательного процесса. Отечественные и зарубежные исследования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер). Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и интересной. [3]
Благодаря использованию ИКТ в ДОУ более эффективно развиваются все виды восприятия у детей: зрительные, слуховые, чувственные. Детям проще усвоить полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические выводы, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.
Практическая значимость:Впрактике работы музыкального руководителя использование ИКТ является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.Использование ИКТ с детьми осуществляется в образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.
Цель — создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. [3]
С помощью ИКТ реализуются следующие задачи:
‒ обогащать методические возможности занятия музыки, придать ему современный уровень с учетом ФГОС;
‒ активизировать творческий потенциал ребёнка;
‒ способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
‒ формировать духовный мир ребенка;
‒ развить интегративные качества дошкольника. [3]
ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как:
‒ средство подготовки выступлений;
‒ источник учебной, музыкальной информации;
‒ наглядное пособие;
‒ средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение. [4]
Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ:
‒ информационная емкость;
‒ компактность;
‒ доступность;
‒ наглядность и эмоциональная привлекательность;
‒ мобильность;
‒ многофункциональность. [4]
ФГОС ДОУ ставит задачу не только научить детей самостоятельно добывать знания, но и умело использовать их в повседневной жизни. Поэтому дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика, преследующая главную цель: развитие ребенка как личности. [1]
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально — ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий нужно включать во все виды музыкальной деятельности.
В разделе «Слушание музыки» компьютерные презентации, незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера. С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, познакомится с разными музыкальными жанрами.
«Музыкально-дидактические игры» способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, произвольная память, музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма. Очень интересны дидактические игры на определение настроения музыки. Сначала дети слушают разнохарактерную музыку, дают ей определения, благодаря чему расширяется словарный запас, а затем отгадывают характер прозвучавшей музыки («Весело — грустно», «Три жанра музыки», «Что делают в домике?» «Узнай музыкальный инструмент»). [5]
«Пение» — этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий: при проведении дыхательной гимнастики; в работе над чистотой интонирования (технологии Т. Э. Тютюнниковой «Рисуем голосом»); в распевках для развития звуковысотного, динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной; разучивание песен, попевок по графическому изображению, картинкам-подсказкам.
Применение ИКТ при выполнении «музыкально-ритмических упражнений», различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога. Выразительному исполнению танцевальных движений способствует просмотр видеороликов с показом качественного исполнения танцевальных композиций; анимации-схемы для обучения детей выполнению музыкально-ритмических движений.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах используются видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; очень интересны и увлекательны задания на ритм, дети с удовольствием простукивают ритм на различную тематику по видео-подсказкам.
При проведении досугов можно использовать различные презентации по теме праздника, поздравительные видеоролики. Такие презентации сокращают время на подготовку к досугам, разнообразят их, очень нравятся детям. Презентации могут использоваться как часть декорации.
Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:
‒ Повышение эффективности процесса обучения;
‒ Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ;
‒ Активизация познавательной деятельности детей;
‒ Создание единой информационной среды;
‒ Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий. [3,5]
«Использование ИКТ», является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание, обучение, а главное развить творческие способности ребенка. Использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.
Литература:
- ФГОС ДОО
- Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С. 128
- Афанасьева О. В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
- Беляков Е. В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
- Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно-информационной среды детей дошкольного возраста».