Развитие творческих способностей детей посредством использования ИКТ на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 01.10.2017

Статья просмотрена: 1901 раз

Библиографическое описание:

Елисеева, Е. А. Развитие творческих способностей детей посредством использования ИКТ на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО / Е. А. Елисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45791/ (дата обращения: 16.11.2024).



Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад.

Анатолий Гин. Руководитель международной лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой эры»

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития — ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования современных информационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть ИКТ и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. [п. 3.2.5 ФГОС] В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. [2] Поэтому педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание. Ребёнок из пассивного слушателя превращается в активного участника образовательного процесса. Отечественные и зарубежные исследования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер). Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и интересной. [3]

Благодаря использованию ИКТ в ДОУ более эффективно развиваются все виды восприятия у детей: зрительные, слуховые, чувственные. Детям проще усвоить полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические выводы, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

Практическая значимость:Впрактике работы музыкального руководителя использование ИКТ является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.Использование ИКТ с детьми осуществляется в образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.

Цельсоздание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. [3]

С помощью ИКТ реализуются следующие задачи:

‒ обогащать методические возможности занятия музыки, придать ему современный уровень с учетом ФГОС;

‒ активизировать творческий потенциал ребёнка;

‒ способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

‒ формировать духовный мир ребенка;

‒ развить интегративные качества дошкольника. [3]

ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как:

‒ средство подготовки выступлений;

‒ источник учебной, музыкальной информации;

‒ наглядное пособие;

‒ средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение. [4]

Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ:

‒ информационная емкость;

‒ компактность;

‒ доступность;

‒ наглядность и эмоциональная привлекательность;

‒ мобильность;

‒ многофункциональность. [4]

ФГОС ДОУ ставит задачу не только научить детей самостоятельно добывать знания, но и умело использовать их в повседневной жизни. Поэтому дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика, преследующая главную цель: развитие ребенка как личности. [1]

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально — ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий нужно включать во все виды музыкальной деятельности.

В разделе «Слушание музыки» компьютерные презентации, незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера. С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, познакомится с разными музыкальными жанрами.

«Музыкально-дидактические игры» способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, произвольная память, музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма. Очень интересны дидактические игры на определение настроения музыки. Сначала дети слушают разнохарактерную музыку, дают ей определения, благодаря чему расширяется словарный запас, а затем отгадывают характер прозвучавшей музыки («Весело — грустно», «Три жанра музыки», «Что делают в домике?» «Узнай музыкальный инструмент»). [5]

«Пение» — этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий: при проведении дыхательной гимнастики; в работе над чистотой интонирования (технологии Т. Э. Тютюнниковой «Рисуем голосом»); в распевках для развития звуковысотного, динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной; разучивание песен, попевок по графическому изображению, картинкам-подсказкам.

Применение ИКТ при выполнении «музыкально-ритмических упражнений», различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога. Выразительному исполнению танцевальных движений способствует просмотр видеороликов с показом качественного исполнения танцевальных композиций; анимации-схемы для обучения детей выполнению музыкально-ритмических движений.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах используются видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; очень интересны и увлекательны задания на ритм, дети с удовольствием простукивают ритм на различную тематику по видео-подсказкам.

При проведении досугов можно использовать различные презентации по теме праздника, поздравительные видеоролики. Такие презентации сокращают время на подготовку к досугам, разнообразят их, очень нравятся детям. Презентации могут использоваться как часть декорации.

Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:

‒ Повышение эффективности процесса обучения;

‒ Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ;

‒ Активизация познавательной деятельности детей;

‒ Создание единой информационной среды;

‒ Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий. [3,5]

«Использование ИКТ», является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание, обучение, а главное развить творческие способности ребенка. Использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Литература:

  1. ФГОС ДОО
  2. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С. 128
  3. Афанасьева О. В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
  4. Беляков Е. В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
  5. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно-информационной среды детей дошкольного возраста».
Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, ребенок, дошкольный возраст, воспитательно-образовательный процесс, дошкольное учреждение, игра, музыкальная деятельность, образовательный процесс, обучение детей, современная жизнь.


Похожие статьи

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие креативности учащихся при использовании метода мультимедийных проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ

Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Похожие статьи

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие креативности учащихся при использовании метода мультимедийных проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ

Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Задать вопрос