Моделирование художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 1164 раза

Библиографическое описание:

Балаева, Н. А. Моделирование художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога / Н. А. Балаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 80-84. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45812/ (дата обращения: 17.10.2024).



Научно-технический прогресс оказывает огромное влияние на все сферы жизни современного человека. Стратегия развития современного общества на основе интегрированных знаний и высокоэффективных технологий требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, способствует поиску моделей, направленных на освоение методов современного содержания художественного образования будущих специалистов. Переход всей системы образования на новые стандарты ФГОС ВПО, требует новых подходов к профессиональной подготовки специалиста, обладающего педагогическими художественно-творческими, практическими и исследовательскими навыками по специальности, научными знаниями, а также владеющего новыми информационными технологиями, используемыми в этой области.

Опыт работы в сфере художественного образования со студентами по освоению специальных дисциплин, (таких как основы выполнения графических и живописных работ, композиция и декоративно прикладное искусство) позволяет прийти к выводу, что учебно- творческий процесс изобразительной грамоты и формирование личности будущего специалиста, является осуществление им собственного художественно- творческого потенциала и складывается из ряда последовательных этапов, разворачивающегося в рамках его профессионального труда. Непременным условием для этого должно быть развитие творческих способностей учащегося — условие позитивного, а также профессионального роста учителя, который является для учащихся примером самоактуализирующейся в художественном творчестве личности. Художественно- творческие способности характеризуются тремя взаимосвязанными видами, выделенными в соответствии с представлениями о формах потенциальности художественно-творческих свойств и качеств учителя: самопроявление, саморазвитие и самореализация.

Самопроявление представляет собой процесс возникновения каких-либо свойств личности, которые существовали до этого времени в субъективно скрытой форме. Результатом самопроявления выступает новый элемент художественно-творческого потенциала, который из состояния субъективной скрытности переходит в другую форму потенциальности и затем — актуальности.

Саморазвитие выступает в совокупности специально организованных действий, направленных на всемерное усовершенствование субъективно актуальных, но еще не достигших уровня достаточной зрелости свойств.

Самореализация предполагает включение достаточно развитых, но пока не реализуемых художественно-творческих свойств и качеств, в соответствующее направление педагогической деятельности. Самореализация выступает в роли связующего звена между изобразительной деятельностью учителя, результатами его художественного-творческого самопроявления и саморазвития, с одной стороны, и в педагогической деятельности с другой. Это акт, основанный на творческом поиске выразительных средств и способов самовыражения, самовоплощения, самораскрытия учителем своего художественно-творческого потенциала. Педагог в системе обучения является носителем предметного содержания, источником информации, разработчиком технологии обучения, владеет профессиональными компетенциями, выполняет функцию управления учебной деятельности студентов и др. Моделирование системы дисциплинарного знания и учебно-творческого процесса осуществляется педагогом в видении всей совокупности дидактических целей и использованием различных методов, средств и организационных форм обучения, в том числе и современных средств информатизации образования. Сущность педагогической и творческой деятельности отражает отношение «преподавание-учение». Возникает оно тогда, когда познающая и творческая деятельность, т. е. учение, направляется по специальному плану для достижения четко поставленной дидактической цели, а содержание художественного образования реально воплощается в обучении, существует в нем.

Первое, что является главным в формировании процесса обучения, это основополагающая модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и студента. Обучение — процесс эмоционально-интеллектуального взаимодействия, в котором находятся минимум два объекта. Каждый из них взаимодействует еще с другим. Поэтому, рассматривая систему «педагог — студент», под обучаемым понимается коллективный субъект взаимодействия (один студент, несколько студентов, вся учебная группа (класс)). Характеристикой взаимодействующих сторон является активность, осознанность, целеустремленность, инициативность, ответственность, согласование действий, самоорганизация. Контакт между личностями (педагог — студент) несет эмоциональное и интеллектуальное проявление. Взаимодействие в обучении протекает в форме общения (коллективное и индивидуальное) и сотрудничества в практикуме.

Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия целесообразно рассмотреть с позиции теории рефлексивного управления, так как она учитывает тот важный факт, что в обучении взаимодействуют сознательные личности. Содержание словосочетания «рефлексивное управление» раскрывается через описание общетеоретического термина «рефлексия». Модель обучения состоит: из модели преподавания, модели интеллектуально-эмоционального взаимодействия и модели учения. На функционирование модели обучения оказывают влияние условия (субъективные и объективные). В системе традиционного обучения второй блок имеет три составляющие: коммуникативную деятельность, интерактивную деятельность, восприятие и понимание друг друга. Модель учения является центральным в теории и практике самоуправляемого обучения, так как в конечном счете от нее зависит модель преподавания. Учение — деятельность студента, опосредованная педагогическим воздействием, подчиненная цели усвоения системы предметных знаний, умений и навыков, способов учебных действий, форм поведения, видов деятельности, обеспечивающая воспитание, образование и развитие студента. В понятие учения включаются «виды человеческой деятельности». Модель учебной деятельности включает в себя такие конкретные виды профессиональной деятельности, как преобразовательная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная и художественная. Вэтом процессе деятельности особая роль отведена методу художественно- творческого процесса, где совокупность педагогической системы способов, будет направленна на решение задач содержания художественного образования. Этот универсальный для искусства метод требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний и ценностей, творчества в опоре на художественный опыт, воображение, интуицию (домысливает, воспроизводит, преобразует, выбирает, создает и. т.д.), индивидуального осмысления синтеза теории и практики в искусстве. Так например, в работе над творческим проектом, метод побуждает будущего художника- педагога исследовать опыт мастеров мирового искусства, представлению, как рождалось произведение, какие средства выразительности и технику использовал автор, что побудило его к созданию картины, что он чувствовал в процессе работы, — реципиент сам глубоко погружается в духовный и ценностный мир художника, при этом воспринимающий активизирует свой индивидуальный опыт(как жизненный, так и художественно- творческий), наделяя чужой творческий процесс собственным личностным смыслом. А также имеет место подключение к творческому процессу системы дидактических методов обучения, обеспечивающих не только арсенал творческих потенций, знаний и умений, но и самостоятельного интереса к познавательной, исследовательской и научно — практической деятельности. В системе моделирования художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога занимает важное место метод визуализации мышления. Он направлен на обеспечение художественного восприятия. Художественное восприятие в любых его формах и степенях развития, является активным творческим процессом. В художественном восприятии участвует весь запас духовного богатства личности художника педагога, который влияет на осмысление и понимание искусства, а также воплощенный в собственную гипотезу понимания художественной культуры и искусства с собственной творческой интерпретацией. С опытом творческое восприятие перерастает в художественное видение, что повышает требовательность к собственной работе в изобразительной деятельности. Только на основе такого восприятия возможна художественная деятельность, творчество по законам красоты, «схваченным» и запечатленным в виде художественных открытий. Также метод эвристического обучения, где главным опорным свойством в творческом процессе, является свойство креативности, способность к созданию нового, оригинального высокохудожественного профессионального продукта, с использованием техник и технологий живописных и графических приемов, навыками в построении композиционных пластических решений, знание принципов декоративно-прикладного искусства, способности к восприятию и аргументированной оценке информации практической или творческой деятельности в выполнении художественного или конкурсного проекта, активизируя метод, сравнения, синтеза и анализа, в разработке какой либо идеи. Преподавание предметов эстетического цикла-это научить понимать искусство. Искусство- понятие многозначное…Это умение творить и умение понимать сотворенное. Искусство –это и художественное творчество, и восприятие этого творчества, это и мастерство, и наука. Творческая деятельность, особенно деятельность художественная формирует особенные качества и свойства у студента, ею занимающегося. У будущего педагога формируется художественное мышление, художественный вкус ихудожественное восприятие мира вцелом. Формирование художественного вкуса — одна из главных задач специальной подготовки, фундамент будущего художника-педагога. Практика показывает, что процесс развития вкуса как профессионально значимого качества будущего художника происходит стихийно, вкус есть результат тех влияний, которым он подвержен не только в профессиональной среде. Здесь можно назвать много негативных факторов — средства массовой информации, массовое искусство и т. д., противостоять которым может лишь личность, обладающая способностью к адекватной, художественно обоснованной оценке. Основные условия формирования художественного вкуса в процессе профессиональной художественной подготовки студентов можно определить, исходя из практического опыта в области рисунка, живописи, композиции (и других специальных дисциплин, ряд которых сегодня значительно шире, чем в классическом художественном образовании), который опирается на восприятие и критический анализ конкретных явлений искусства.

Особая роль в образовательном процессе отводится обучению специальным дисциплинам-рисунку, живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству как формирующим эстетические и профессиональные качества будущих специалистов. Именно поэтому на сегодняшний день актуальным становится формирование модели педагогическо-творческого процесса, учитывающего как специфику современного изобразительного искусства, так и множество взаимных связей и зависимостей, модель, которая в полной мере отвечала бы требованиям жизни.

Во все времена процесс обучения, а тем более его модернизация, зависел и зависит от многих факторов. Это и уровень преподавательского состава, и наличие необходимой материальной базы, и грамотного обеспечения, в свою очередь зависящего от методических задач, которые ставятся перед обучающимися. Методические задачи в свою очередь зависят от подготовки поступающих на бакалавриат и установок художественной школы. Отсюда постоянный приоритет ортодоксальных взглядов над новаторскими в определенный период, приводящий к методической и методологической неадекватности процесса обучения требованиям времени.

Так в истории отечественной художественной школы несоответствие процесса обучения реалиям жизни особенно остро проявилось в конце XX1 столетия и в начале XX. В первом случае это несоответствие процесса привело к реформе Российской академии художеств в 1883 году, во втором (это был 1921 год)- к обострению борьбы между «академистами» и «формалистами». Связано это было с попыткой последних «…объединить принципы натурализма, импрессионизма, кубизма и футуризма в одно целое…» и использовать их особенности в обучении искусству. [ЦИГАЛ, ф.789, оп.28, ед.хр.40, л.50]. Объединение принципов обучения, должно было модернизировать учебный процесс и приспособить его к требованиям жизни. Попытка не увенчалась успехом. Победу одержали «академисты». Изменения характера процесса обучения осуществлялись в той или иной форме в советской художественной школе постоянно, Академия художеств СССР, чтобы их пресечь, приняла «…установку для высшей художественной школы», согласно которой обучению искусству, и в первую очередь, «…рисунку должно иметь только академическую направленность» [Материалы Первой и Второй сессий Академии художеств СССР, М.,1949]. В этот период процесс обучения в высшей художественной школе в целом, и на художественно-графических факультетах в педагогических учреждениях в частности, стал адекватным требованиям времени, но в условиях замкнутого пространства Советского Союза. С распадом СССР процессы обучения стали неадекватными, проявилось это перегибами то в одну, то в другие сторону, наблюдалась тенденция сохранить старые принципы в обучении, или наоборот приводило к полному отказу от них. Возникла тупиковая ситуация. Противоречия способствовали тому, что несоответствие подготовки специалиста требованиям жизни стало явным. На художественно-графических факультетах появилось несоответствие методов обучения реалиям жизни с целым рядом вытекающих факторов. Как отмечают исследователи, это сокращение времени на специальные дисциплины, которые превратились в ознакомительный курс и несоответствие абитуриентов, поступающих в педагогические институты на художественно-графические факультеты, где до недавнего времени проходили внеконкурсные наборы, а сейчас включен прием на коммерческой основе. [Зинченко В. П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Ростов-на-Дону, РГПУ,1996. С.54.]. Снижение профессионального обучения на художественно-графических факультетах дает повод думать о возникновении реформации художественно- педагогического образования. Реконструкция модели творческого процесса должна осуществляться при условии сохранения основ обучения освоения изобразительной грамоты, ориентация этого процесса должна опираться на ценностные категории художественной подготовки будущих студентов с одной стороны, и использование современных тенденций формообразования, с другой, и это будет верной установкой на модернизацию образовательного процесса на художественно-графических факультетах. Опубликованы фундаментальные научно-теоретические труды, обстоятельные методические исследования по совершенствованию художественного образования, раскрывающие сущность компетентностного подхода [Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспаржак, Н. В. Кузьмина, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская]. Развитие изобразительного искусства на современном этапе, поиск новых идей во многом определяется педагогами профессионалами, мастерами в области изобразительного искусства, сложившимися педагогическими школами, методами и технологиями обучения. Моделирование художественно — творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога зависит от требований не только обществом, предъявляемые к специальному образованию в области изобразительного искусства, но, и к профессиональному образованию в целом передовой педагогической наукой, что во многом определяет уровень образованности, воспитанности и духовно-нравственной культуры будущего специалиста. Как пишет Л. А. Буровкина: «Изучение теории и практики изобразительного искусства активно способствует профессионального понимания языка художественной формы, видения художественных средств выражения, а также полноценного восприятия художественных качеств произведений». Например, одним из приемов, используемых в целях активизации мыслительной деятельности студентов на занятиях живописью, является применение логических заданий и знаний: определить главное и второстепенное в произведении, доказать, как влияние подобранной гаммы может усиливать образный строй в картине и помогает раскрыть идейный замысел художника и. т.д. Сущность модели современного образования должна проявляться в формировании культуры мышления, творческому отношению студентов на основе глубокого понимания истории искусства и культуры, освоения культурного наследия на основе знаний, овладения профессионально-творческой деятельности. Поэтому креативность и компетентность становятся качественными характеристиками будущего педагога. Сравнительный анализ творческого потенциала и креативного уровня (на занятиях по специальным дисциплинам) их деятельности показал, что при высоком творческом потенциале (80 % опрошенных студентов) больше половины выполняют работу на репродуктивном уровне. При опросе было выявлено, 20 %, студентов признали отсутствие специальных умений, а 10 % посчитали это не обязательным требованием. Компетентностной моделью формирования интегративной подготовки бакалавров является комплекс условий –педагогических, организационных, способствующих созданию художественно-творческой среды с применением инновационных технологий. При рассмотрении проблемы моделирования творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога необходимо обеспечить учебно-творческий процесс целостной методической системой, где все ее компоненты находятся в неразрывном единстве, объедены общим направлением и отвечают современным требованиям подготовки квалифицированного специалиста. Заслуживают пристального внимания исследования таких ученых, как: С. И. Архангельский, Е. П. Белозерцев М. И. Дьяченко, Д. М. Забродин, С. И. Зиновьев, Т. А. Ильина, Л. А. Кандыбович, И. И. Кабыляцкий, Н. Д. Никандоров, В. Ю. Троицкий, А. И. Щербаков и др. Ведущим методом учебной и творческой работы в области изобразительного искусства является изображение и письмо с натуры, по памяти и воображению. Это создает предпосылки для творчества. А так же:

1) углубленное изучение и активация знаний по специальным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция, декоративно прикладное искусство и история изобразительного искусства);

2) формирование навыков использования в творческой деятельности с учащимися: пространственного, образно-ассоциативного, абстрактного мышления (композиция);

3) освоение техник и технологий по основным специальным дисциплинам: рисунок, живопись, композиция, декоративно прикладное искусство,

4) развитие творческих способностей студентов в процессе решения профессионально-педагогических задач.

5) знание методики ИЗО для работы с учащимися, раскрытие содержания и значимости детского творчества;

6) формирование педагогических умений: аналитических, рефлексивных, диагностических и. т.д.

На основе изучаемых дисциплин профессионального и педагогического блоков, с учетом практического опыта студентам предлагаются задания научно-исследовательского характера по выбранной самостоятельной теме. Примерный перечень тем отражает различные аспекты изучаемой проблемы. Разработка темы осуществляется на основе алгоритма деятельности, который представляет собой схему взаимосвязанных и последовательно расположенных и исследуемых разделов. Четкое выполнение всех компонентов согласно алгоритму, способствует успешной подготовке студентов к активному участию в работе на занятиях и консультациях по спецкурсу. Алгоритм регламентирует последовательность операций выбор темы, выбор задач, составление плана действий, теоретическое и практическое исследование, изучение (обобщение) педагогического опыта по изо деятельности, выдвижение гипотезы, разработка плана экспериментальной работы, обобщение полученных результатов, выводы, оформление и предполагает творческую активность выпускников. Представленные методы и моделирование художественно — творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога в учебно-творческом процессе будущих педагогов основывается на деятельном подходе, который реализуется посредством занятий по специальным дисциплинам, построения модели требований, в области изобразительного искусства, использовании приемов активизации креативной и познавательной деятельности студентов, формирование соответствующей культуры сознания, а также развитие творческого потенциала личности будущего педагога. Знание основ изобразительного искусства и технологий руководства художественно-творческой деятельностью в сочетании с культурой и креативностью позволят использовать многообразие накопленного опыта в работе с детьми. В заключении напрашивается вывод о том, что лишь специально организованная работа по формированию модели профессионально –педагогической готовности студентов- педагогов становится условием оптимизации подготовки будущего учителя к творческому педагогическому труду.

Литература:

  1. Андреев, В. А. Педагогика творческого саморазвития- Казань,1997.
  2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества/ Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука,2001.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. Квалиф. кадров/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат, — M.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Сластенин, В. А. Инновационная деятельность [текст]. — М.: 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, творческий процесс, творческая деятельность, художественное образование, студент, формирование готовности художника-педагога, прикладное искусство, требование жизни, художественное восприятие, художественный вкус.


Похожие статьи

Формирование педагогического мастерства и культуры речи будущего учителя в процессе профессиональной подготовки

Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта

Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Построение предметно-развивающей среды для организации деятельности старших дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Похожие статьи

Формирование педагогического мастерства и культуры речи будущего учителя в процессе профессиональной подготовки

Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта

Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Построение предметно-развивающей среды для организации деятельности старших дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Задать вопрос