Эффективности и результативности борьбы с таможенной преступностью невозможно достичь без должной информационно-аналитической, прогностической и иной общеорганизационной деятельности, которая должна быть положена в основу федеральных целевых программ развития таможенной службы в Российской Федерации [1].
В сфере таможенной деятельности совершается огромное количество коррупционных преступлений и правонарушений. В связи с этим наносится ущерб экономической безопасности Российской Федерации. Коррупционная деятельность сказывается как на развитии экономики Российской Федерации, так и на итоговых ценах продукции.
Коррупционные преступления и правонарушения ведут к снижению качества производимой продукции, снижению ВВП страны, а также к снижению и предоставляемых услуг населению.
Несовершенство организации таможенного оформления и контроля является главной причиной, способствующей совершению коррупционных преступлений и правонарушений в сфере таможенной деятельности. Помимо этого также можно выделить такие причины как взяточничество, недостатки правового и организационно-управленческого характера, недостатки в подборе и расстановке кадров.
Анализируя итоги работы за восемь месяцев 2017 года, можно сделать вывод о том, что таможенными органами Российской Федерации возбуждено более тысячи уголовных дел, что на 24 % больше, чем за первое полугодие 2016 года. Количество уголовных дел, возбужденных по результатам оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, возросло на 10 % и составило 1 106 уголовных дел. [4].
Более 300 возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Северо-Западного и Сибирского таможенных управлений, на таможенные органы Дальневосточного таможенного управления приходится около 200 возбужденных уголовных дел, на таможенные органы Центрального таможенного управления приходится чуть больше 150 возбужденных уголовных дел. [4].
Наиболее часто предметами преступлений являются иностранная валюта и валюта Российской Федерации, наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, различные товары народного потребления, а также автотранспортные средства.
Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров составила более двадцати миллиардов рублей, из них стоимость алкогольной продукции и табачных изделий составила около восьмидесяти миллионов рублей [4].
На расследование и возмещение причиненного преступлениями ущерба в федеральный бюджет перечислено более 270,6 миллионов рублей.
Предотвращение преступлений является сложной, многоуровневой системой государственных органов и общественных организаций, которые осуществляют антикриминогенное влияние на социальные объекты с целью недопущения нарушений уголовно-правовых норм и устранению факторов, которые детерминируют. Ее образуют субъекты, объекты и мероприятия предупредительной деятельности.
В первом полугодии 2017 года таможенными органами возбуждено почти пятьдесят четыре тысячи дел об административных правонарушениях, что на 33 % больше, чем в первом полугодии 2016 года (более сорока тысяч) [4].
Предложенная для обсуждения тематика является чрезвычайно актуальной, потому и вызывает большой интерес научного сообщества, а так же и юристов. В течение нескольких лет отмечено ухудшение отдельных показателей криминогенной ситуации в таможенной сфере.
Указанное обусловлено влиянием ряда внешних и внутренних факторов политического, военного, экономического, социального, правового, организационно-управленческого и чисто криминогенного характера, среди которых:
‒ продолжение военной агрессии;
‒ отсутствие контроля над частью территории и государственной границы;
‒ активизация миграционных процессов;
‒ кризисные явления в экономике;
‒ ослабление влияния правоохранительной системы и ее определенная дезориентация, вызванные несогласованностью в осуществлении мероприятий по реорганизации ее составляющих, оттоком профессиональных кадров, быстротой проблем материально технического и финансового обеспечения, социальной защиты и мотивации работников.
В целом же меры по предупреждению отдельных преступлений и правонарушений в таможенной сфере, связанных с коррупцией, можно разделить на общепрофилактические, осуществляемые руководителями таможенных органов, их структурных подразделений по пропаганде недопущения совершения коррупционных преступлений и правонарушений; организационные меры, к которым следует отнести периодическую ротацию руководителей таможенных органов; необходимо ввести обязательные электронные услуги по декларированию товаров для того, чтобы исключить коррупционную составляющую непосредственного взаимодействия сотрудников таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации [3, с. 39–44].
Нарушение таможенных правил имеют повышенную общественную вредность, что обусловлено, прежде всего, объектом посягательства этих правонарушений — экономической безопасностью государства.
Ведущую роль в профилактике нарушений таможенных правил отведено таможенным органам, которые имеют для этого соответствующие полномочия, силы, средства в современных условиях, опираясь на теорию, которая соединена с практикой и может быть призвана эффективно решать задачи по профилактике нарушений таможенных правил.
Профилактика правонарушений в таможенной сфере является важной общегосударственной задачей и зависит от научно-методического обеспечения, указанного направления.
Таким образом, основными мерами криминологического предупреждения преступлений в сфере таможенной деятельности должны стать:
‒ обеспечение эффективного применения уголовного и административного законодательства стран — участниц Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;
‒ справедливого наказания за совершение таможенных и коррупционных преступлений и правонарушений, позволяющего снизить рецидив данных деяний;
‒ привлечение виновных лиц к уголовной или административной ответственности за совершение таможенных и коррупционных преступлений и правонарушений [4].
В современных условиях изучение проблем профилактики нарушений таможенных правил требует учета практического опыта деятельности таможенных органов и разработки определенной иерархической структуры мероприятий профилактического характера.
Подводя итоги сказанному можно сделать вывод о том, что профилактикой нарушений таможенных правил является влияние государства, общества и их институтов на негативные стороны социального бытия с целью устранения нейтрализации причин и условий, которые им способствовали.
Литература:
- Макаров А. В., Савосина Н. Г. Правовые меры противодействия контрабанде в таможенном законодательстве: историко-правовой опыт // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2016. № 1.
- Осокин Р. Р. Предупреждение взяточничества в таможенной сфере: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. 24 с.
- Сутурина М. Н., Жукова А. С. Криминологическая характеристика таможенной преступности в условиях совершенствования таможенного и уголовного законодательства // Российский следователь. 2016. № 2.
- Федеральный сайт Таможенной службы Российской Федерации. http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25573:-2017-&catid=40:2011–01–24–15–02–45