Применение элементов ИКТ-компетенций на уроках математики и диагностирование результатов обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 07.10.2017

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Фотеева, О. А. Применение элементов ИКТ-компетенций на уроках математики и диагностирование результатов обучения / О. А. Фотеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45814/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие информационных технологий, федеральные государственные стандарты, внедряющиеся сегодня в российском образовании, принятие Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, Концепции развития российского математического образования определяют новое качество образовательных результатов.

В современных условиях информатизации образования преподавание любой дисциплины, в том числе и математики и начала анализа, немыслимо без использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поэтому актуальными являются вопросы эффективной организации и методической поддержки обучения с помощью компьютерных инструментов. При этом формирование базовых математических компетенций должно осуществляться в неразрывной связи с формированием ИКТ-компетенций обучаемых.

В Концепции развития математического образования (утверждена 24.12.2013) указано на необходимость обеспечения образовательных учреждений информационными (программными) инструментами и средами математической деятельности (например, средами динамической геометрии или системами символьных вычислений или программирования — в общем образовании), их технической и методической поддержкой. Основной механизм — приобретение массовых лицензий на федеральном уровне [5].

Применение ИКТ в обучении математике и началу анализа старшеклассников будет эффективным, если осуществляется учет особых образовательных потребностей, специфичности процесса формирования математических компетенций обучающихся (поэтапное формирование образов-представлений, овладение различными компонентами математической деятельности) с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Вопрос диагностики формирования компетенций, в том числе и ИКТ-компетенций, в настоящее время остается малоизученным. Отдельные авторы пытались при помощи анкетирования и анализа полученных результатов определить уровень сформировавшихся компетенций, но зачастую рассматриваются вопросы, касающиеся различных групп (студентов, школьников, лиц, обучаемых английскому языку и т. д.), в то время, как вопросы диагностики формирования ИКТ-компетенции у лиц, обучающихся математике, не рассматриваются вовсе.

Следует отметить, что компетенции отражают комплекс достигнутых целей предметно-деятельной составляющей образовательного процесса. Формирование ИКТ-компетенций на уроках математики зависит от временного ресурса, где начало закладывается на первом этапе обучений, а окончательный вариант можно увидеть уже по окончанию школы. В учебной программе (в идеале) должны быть обозначены цели изучения предмета, обозначены формируемые ИКТ-компетенции, сроки формирования знаний и умений.

В процессе формирования желанных результатов при обучении предполагается овладение обучаемыми необходимых знаний. Диагностика необходима для учебного процесса для того, чтобы:

‒ выявлять исходный уровень и перспективу развития обучаемого для прогноза и подбора оптимальных средств обучения;

‒ определить потенциал обучаемого для развития учебных действий, а также личных качеств обучаемого;

‒ подобрать инструментарий (методы, формы, средства, технологии) для возможности выбора для обучаемых индивидуального подхода при обучении;

‒ выявить факты и условий, которые бы обеспечивали динамику и оптимальный подход в педагогической деятельности для формирования ИКТ-компетенций обучаемых;

‒ оценить результат развития обучаемых;

‒ совершенствовать учебный процесс.

В связи со сказанным, диагностику необходимо рассматривать, как основную технологию образовательной деятельности, а также часть в учебном процессе, которая позволяет выявлять проблемы в образовательном процессе для дальнейшего его усовершенствования.

Механизмом диагностики является сама процедура оценки достигнутых изначально запланированных результатов формирования ИКТ-компетенций у учащихся, где главной функцией выступает качество образования, а также динамика формирования у обучающихся ИКТ-компетенций.

Многоаспектность и полифункциональность категории оценки раскрывается в различных подходах по определению феномена формирования. Оценивание следует рассматривать, как процесс где соотносят процесс обучения и полученный (реальный) результат образовательного процесса, связанный с достижением целей обучения, а именно уровень и качество освоения обучаемыми материала и сформированными ИКТ-компетенциями [2, 171–175].

Хотелось бы отметить, что PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) провел сравнительное исследование и обозначил, что в системе образования России оценивание в классе — это простое выставление оценок, так ответило 99 % учителей российских школ, которые участвовали в исследовании. Так же были получены ответы, что оценивание производится для корректировки образовательного процесса, а так же потребностей (индивидуальных) учеников [3].

Для устранения недостатков при диагностике (оценивании) формирования ИКТ-компетенций у учащихся необходимо разработать такую методику оценки, которая позволила:

‒ обозначить взаимосвязь индивидуальных достижений и оценки;

‒ обозначить функцию оценки в системе оценивания, устранив противоречие между существующим методом оценивания;

‒ создать такую образовательную среду, которая смогла бы обеспечить обучаемому возможность максимально развить процесс формирования ИКТ-компетенций.

Основной задачей при использовании критериев оценивания, необходимо рассматривать запланированные результаты, а также формирование универсальный учебный действий, определяемых обобщенными действиями, которые порождают расширенную ориентацию обучаемых по разным предметам и областям познания, а также мотивацию при обучении [1]. Под «универсальными учебными действиями» следует понимать: во-первых, способность обучаемого к саморазвитию, а так же самосовершенствованию при помощи сознательного, активного познавания социального опыта (нового); во-вторых совокупность действий обучаемого, где обеспечивается его культурно-идентичная, толерантная, социальная способность самостоятельно усваивать знания и умения, с учетом организации процесса обучения [1].

Говоря об универсальных учебных действиях, следует смотреть на них с точки зрения «знаний в действии», то есть способность в дальнейшем использовать полученные знания (для обучения или работы). Из-за чего объектом контроля, а также оценки следует рассматривать:

‒ учебные действия (универсальные), которые предполагают умение учиться;

‒ способы в отношении к предметным результатам.

Необходимо отметить, что результаты предмета освоения образовательной программы предполагает, как систему основных элементов научного познания, так и освоение учащимися (при изучении предмета), специфичного опыта в области предметной деятельности (получение нового знания, а также его преобразование и применение [4, 35].

По факту выставления итоговой оценки результата обучения обучающихся предусмотрены не знания (в чистом виде), а возможность использования приобретенных знаний. Система оценки планируемого результата предполагает:

‒ комплексный подход при оценке конечного результата обучения, таких как предметный, метапредметный, личностный;

‒ возможность использования запланированных результатов для освоения образовательной программы, в качестве критериальной и содержательной основы оценки;

‒ оценивается успешность освоения предмета обучения, использую основу системно-деятельностного подхода, которое проявляется в использовании обучающихся выполнять учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

‒ оценивается динамика достижений обучающихся (образовательных), с учетом накопительной системы полученных знаний, где учитывается динамика индивидуальных достижений (образовательных);

‒ оценка должна сочетать, как внутреннею, так и внешнюю оценку (механизма обеспечивающего качество образовании);

‒ должен использоваться уровневых подход при разработнке запланированных результатов, а также инструментария обучения;

‒ наряду со стандартными системами оценивания (письменными, устными работами), должны проводится работы по научным и проектным работам, научно-исследовательской работы (творческие работы), самоанализ и др.;

‒ должна использоваться персонифицированная процедура, целью которой служит итоговая оценка полученных знаний обучающимися.

Как итог, можно сформировать алгоритм оценивания и критериев оценивания при формировании ИТК-компетенций в процессе обучения математики и начала анализа:

‒ четкое определение конечного результата обучения;

‒ выбора методов и инструментов обучения, при помощи которого будет достигнут результат;

‒ пошаговая операция достижения целей;

‒ критерии оценки пошаговых действий;

‒ суммарное (итоговое оценивание), под которым следует понимать обобщенное (итоговое) оценивание на различных этапах учебного процесса.

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243. (дата обращения 13.04.17).
  2. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 171–175.
  3. Болотов В. А., Вальдман И. А., Ковалева Г. С., Пинская М. А. Анализ опыта создания российской системы оценки качества образования. URL: http://iuorao.ru/images/jurnal/11_3/bolotov_2.pdf. (дата обращения 14.04.17).
  4. Демидова М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 // Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 216 с
  5. Концепция развития математического образования в Российской Федерации // минобрнауки.рф/документы/3894 [Электронный ресурс].
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебный процесс, формирование ИКТ-компетенций, действие, PIRLS, возможность использования, конечный результат обучения, Концепция развития, математическая деятельность, образовательная программа.


Похожие статьи

Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках «Информатики и ИКТ»

Совершенствование знаний и умений учащихся при применении ЭОР на уроках

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование проблемных заданий при обучении чтению учащихся среднего звена на уроках английского языка

Развитие речи учащихся посредством использования игровых методов на уроках английского языка

Использование ИКТ на уроках по теории вероятностей и статистики в 8–9-х классах физико-математического профиля

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Похожие статьи

Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках «Информатики и ИКТ»

Совершенствование знаний и умений учащихся при применении ЭОР на уроках

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование проблемных заданий при обучении чтению учащихся среднего звена на уроках английского языка

Развитие речи учащихся посредством использования игровых методов на уроках английского языка

Использование ИКТ на уроках по теории вероятностей и статистики в 8–9-х классах физико-математического профиля

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Задать вопрос