Основополагающий аспект дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры. Стандарт нацелен на то, чтобы у детей сформировалась мотивация к творчеству и познанию, он ориентирован на поддержку любых программ, которые способствуют формированию и непрерывному развитию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. Научно доказано, что природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 60 % учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40 % учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года. Экологическое образование прослеживается во всех образовательных областях: социально-коммуникативном развитии, познавательном развитии, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии. Технологии экологического образования в детском включают три этапа:
- Непосредственный контакт с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.
- Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.
- Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является расширение опыта экологического поведения в природе.
Технологии формирования экологического сознания дошкольников происходит: в процессе наблюдений, экспериментирования, коллекционирования, моделирования, чтения художественной литературы, игры, труда и т. д.
У ребенка формируются определенные представления о структуре окружающего мира и о природе в целом, так же ребенок осознает ответственность человека за состояние природы и проблемы, возникающие, как результат процесса расточительного и жестокого отношения человека к природе. Процесс экологического образования детей дошкольного возраста нацелен на отбор определенной информации, включение детей в такие виды деятельности, создание таких педагогических ситуаций, которые наиболее ярко определяют суть задачи, стоящей перед детьми и оказывает наибольшее влияние на результат — то есть на формирование нравственного и этичного отношения к природе [1, 112].
Существуют следующие технологии формирования экологически правильного отношения к природе [2, 45–49]:
формирование экологического образования начинается с накопления опыта через непосредственный контакт с объектами окружающего мира;
метод экологической идентификации — отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением;
игровой тренинг, целью которого является формирование социальных качеств, являющихся основными характеристиками экологичной личности («Мир кролика и мир муравья», «Экологическая этика» и др.);
метод экологической эмпатии — сопереживание и сочувствие природным объектам;
диалог с природой — технология, нацеленная на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности;
экологические упражнения —систематически совершаемые действия, цель которых — совершенствование умений и навыков взаимодействия с окружающим миром.
Существуют такие методы накопления опыта в экологической деятельности как [1, 104]:
мини-дискуссии, который заключается в обмене идеями, суждениями, мнениями по конкретной проблеме с целью принятия общего решения;
метод «хорошо-плохо» направлен на выявление противоречий в объекте, явлении;
метод «синектики» — другими словами, метод аналогии.
Цель игровой технологии — не менять ребёнка, не перекраивать и не ломать его представление о жизни, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.
Перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача не только подготовить детей к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников.
Работа по формированию экологической культуры детей зависит от уровня экологической культуры педагога ДОО. Педагог приучает детей наблюдать мир, может ответить на любой вопрос, удовлетворить детскую любознательность.
Главный показатель экологической воспитанности дошкольников — их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение умений и навыков. Основная цель для нас, воспитателей, — донести до детей, что не нужно рвать цветы, ведь они завянут, не нужно ловить жучков и бабочек, ведь они умрут. Подвести малышей к пониманию: любить природу можно только сердцем!
Литература:
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников — М.: Академия. — 2005. — с.210.
- Зебзеева В. Д. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2004.-№ 7.