В статье рассматриваются основные проблемы развития лизинга в России. Исследуются основные проблемы, препятствующие результативному использованию лизинга в функционировании российских предприятий. Так же разработаны направления, позволяющие сконцентрироваться на достижении результативных показателей, для того чтобы занять лидирующие позиции на рынке машиностроительной продукции.
Ключевые слова: лизинг, инвестиции, источники финансирования организаций, проблемы лизинга, лизинговый рынок, перспективы лизинга, машиностроение
The article considers the basic problems of development of leasing in Russia. Examines the main issues hindering effective use of leasing in the functioning of the Russian enterprises. The same developed directions, allowing you to concentrate on achievement of result indicators, in order to take a leading position on the leasing market of engineering products.
Key words: Leasing, investments, sources of financing, leasing, leasing market, leasing prospects, mechanical engineering
Лизинг — эффективный рыночный финансовый инструмент, позволяющий обновить фонды огромному кругу малых и средний предприятий в машиностроительном комплексе. Одним из факторов, которые препятствуют экономическому росту, является изношенность основных фондов российских предприятий. Процесс их обновления финансируется за счет нераспределенной прибыли организаций и сдерживается в основном за счет нехватки доступного заемного капитала. Однако в развитии лизинга есть ряд проблем, которые препятствуют результативному использованию лизинга в российских предприятиях. Поэтому некоторыми аналитиками развитие лизинга в России оценивается весьма позитивно.
В 2016 году Россия показала наибольшие темпы сокращения объема лизинговой деятельности среди 15 крупнейших лизинговых рынков Европы. Помимо сокращения российского рынка в рублевом эквиваленте (-20 % за 2015 год) сильное ослабление рубля привело к сжатию объема лизинга почти на 40 % в прошлом году (см. рисунок 1). В результате с 2015 года Россия спустилась с четвертого на 11-е место. По объему лизингового портфеля на 01.01.2017 Россия занимает шестое место среди европейских стран, а годом ранее пятое [1].
В настоящее время препятствия развитию лизинга машиностроительной продукции можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера — такие как несовершенство законодательных норм в области лизинга; препятствия, имеющие системный характер для российской экономики — то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской деятельности в России; и препятствия, которые связанны исключительно с «юностью» российского рынка лизинга.
Проблемы и возможные пути решения развития лизинга в России, представлены в таблице 1 [2].
Таблица 1
№ |
Проблемы лизинга |
Пути их решения |
1 |
Проблемы в законодательстве: вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества |
Разрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества |
В части дефолтов лизингополучателей |
Необходимо закрепить положение о том, что во время судебных процедур объект лизинга должен находиться у лизингодателя |
|
2 |
Отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках |
Необходимо перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую практику |
3 |
Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей от лизингополучателя |
Законодательно закрепить право изъятия объекта лизинга без судебных процедур |
4 |
Ограниченный доступ лизинговых компаний к инвестиционным ресурсам |
Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков. Необходимо развитие банковской системы, в целях перехода к кредитованию в западных банках, а также снижение ставки рефинансирования |
5 |
Недостаток квалифицированных кадров в области лизинга |
Введение министерством образования специальности «Лизинг», либо предмета «Лизинг» в учебном плане |
Основной целью управления финансовым лизингом является привлечения предприятием заемного капитала для минимизации потока платежей по обслуживанию каждой лизинговой операции.
Нельзя оставить без внимания современную ситуацию, происходящую на российском лизинговом рынке машиностроения. Снижение доступа к финансированию, уменьшение уровня платежеспособности клиентов, общее снижение деловой активности и спроса на лизинговые услуги в результате сокращения государственного финансирования компаний-лизингополучателей, ограниченного взаимодействия с иностранным бизнесом из-за ситуации на валютном рынке представляют собой основные риски, которые наносят серьезный ущерб лизинговым компаниям как по осуществляемым проектам, так и по будущим. Но, как отмечают эксперты, все же эти риски не станут фатальными.
Таким образом, на фоне негативных макроэкономических тенденций рынок лизинга РФ находится в стадии стагнации в связи с низким инвестиционным спросом со стороны крупнейших клиентов, сворачиванием ряда инвестиционных проектов. Сложившаяся отраслевая и продуктовая структура рынка в среднесрочной перспективе будет меняться. Значительные темпы роста показывает также сегмент малого и среднего бизнеса. На этом фоне автолизинг становится крупнейшим сегментом рынка, за 2016 год показал восстановительный рост [4].
В отраслевой структуре лизингового портфеля за период с 01.07.2015 по 01.07.2016 значительных изменений в структуре портфеля не произошло, стоит отметить лишь падение доли ж/д техники с 19,2 % до 13,3 % и доли авиа техники с 22,6 % до 18,1 % что в основном связано с сокращением договоров в портфелях крупных игроков этого сегмента таких как «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг. [4] (см. рис. 1)
Рис.1. Структура лизинговых сделок с 01.07.2015 по 01.07.2016 [5]
Необходимость развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлены прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования и недостаточной инвестиционной активностью.
В 2015 году произошло сокращение объема рынка лизинга, ухудшилось финансовое состояние лизинговых компаний. Это означает, с одной стороны, дальнейший рост конкуренции, с другой. — предъявляет повышенные требования к качеству работы лизинговых компаний, а именно: умению быстро и эффективно реагировать на нестандартные ситуации.
Применительно к любой лизинговой компании следует отметить, что успех ее будет зависеть от того, как данная организация сумеет изменить и улучшить работу компании. Оптимизация важна не только тем, что приведет к сокращению издержек, но и тем, что сократит время рассмотрения заявок, а значит, позволит улучшить качество обслуживания клиентов, что в конечном итоге повысит их удовлетворенность. Второе — это работа с проблемными активами и просроченной задолженностью.
В 2016 году действовало несколько рисков: риск, связанный с процентными ставками; срабатывает риск ликвидности; и частично риск, связанный с возможными неплатежами со стороны лизингополучателей. Помимо череды сработавших рисков, на наш взгляд, гораздо более важным являются долгосрочные тренды. Может возникнуть неблагоприятное сочетание: дорогое фондирование и низкий спрос на инвестиции в основные средства, как следствие, сокращение портфелей при росте проблемной задолженности в абсолютном и в процентном выражении. Такая ситуация может привести либо к сокращению количества лизингодателей, либо к сжатию рынка.
Тем не менее, лизинг в России является одним из главных инструментов долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов. Для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Рынок лизинга в РФ не насыщен и, при стабилизации макроэкономической ситуации, имеет высокий потенциал роста. В настоящий момент доступность лизинговых услуг значительно выше, чем три года назад. Это характеризуется снижением процентных ставок, уменьшением минимальных размеров авансового платежа, расширением спектра предоставляемых услуг. Урегулирование правовых вопросов и установление экономически выгодных условий для осуществления лизинговых операций будет способствовать дальнейшему активному развитию лизинга в России, что приведёт к положительной тенденции машиностроительной продукции и комплекса в общем.
Литература:
- Рубченко М. Дожить до расцвета. Журнал «Эксперт» № 17(2015) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://expert.ru/expert/2016/15/15ex-leazing1_33407/
- Романова О. Лизинг в зоне риска. Журнал «Эксперт» № 7(696) [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2015/07/lizing-v-zone-riska/
- Все о лизинге. [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://www.all-leasing.ru/analitic/detail/4700/
- Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2016/part6/
- Кувшинова Е. С. Развитие лизинга в промышленности России-Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Москва, 2015.- С. 248. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://leasing-russia.info/sience-p/autoref/kuvshinova-evgenija-sergevna-razvitie-lizinga-v-promyshlenosti-rosi.html