Федеральным законом от 17.02.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) установлено, что органы прокуратуры от имени Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
К основным направлениям надзорной деятельности Генеральным прокурором Российской Федерации отнесены — соблюдение прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений [1].
При осуществлении надзора за соблюдением законов в сфере градостроительной деятельности перед прокурором стоит цель обеспечить путем применения соответствующих полномочий сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности [2].
Надзор за соблюдением градостроительного законодательства невозможно осуществлять в отсутствие надзора за соблюдением земельного законодательства. Он осуществляется в целях защиты общественных отношений, связанных с охраной земли, её использованием и распоряжением.
Полагаю, что надзор за исполнением законов в сфере землепользования и градостроительства — одни из наиболее сложных направлений деятельности городских и районных прокуроров. Это связано с тем, что рассматриваемая сфера правоотношений широка и многопланова и требует глубоких познаний, как в области земельного законодательства, так и в области гражданского, градостроительного законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды и природопользовании и в иных смежных сферах правоотношений.
В качестве наиболее значимых вопросов организации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере необходимо выделить законность издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов, реализация этими органами полномочий по осуществлению государственного строительного надзора, муниципального земельного контроля, соблюдение ими и иными собственниками и землепользователями участков требований законодательства при их использовании и распоряжении, исполнение требований природоохранного законодательства.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере градостроительства и землепользования прокурор сталкивается с большим количеством проблем, связанных с несовершенством градостроительного, земельного и иного законодательства.
Глобальные процессы национализации и приватизации земли, включение земли в экономический оборот введение платности землепользования имели своим результатом не только позитивные результаты, но и негативные последствия. Неполнота и противоречивость правовой базы, недостатки государственного регулирования земельных отношений, последствием которых стала частая реорганизации органов государственного земельного контроля, повлекли за собой многочисленные нарушения градостроительного и земельного законодательства.
В своей деятельности территориальному прокурору нельзя забывать об установленной действующим законодательством обязанности объектов прокурорского надзора за исполнением законодательства о градостроительной деятельности по сохранению качества земель, недопущению сокращения площадей сельскохозяйственных угодий, избеганию создания угрозы загрязнения, захламления и деградации земель, последствиями чего является негативное изменение состояния окружающей среды.
Предметом прокурорского надзора за соблюдением градостроительного законодательства является исполнение федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соблюдения Конституции Российской Федерации и действующих на территории Российской Федерации законов, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов, регулирующих земельные градостроительные отношения.
Каждый из вышеуказанных органов наделен полномочиями в сфере градостроительной деятельности.
Наиболее важным направлением деятельности прокурора при осуществлении надзора за соблюдением градостроительного законодательства является надзор прокуратуры за соответствием принятых законов и иных нормативных правовых актов федеральному земельному, градостроительному, жилищному и антимонопольному законодательству [3].
В информационных письмах Генеральной прокуратуры от 13.10.2015, 13.09.2016 № 76/1–366–2015, говорится о важности принятия уполномоченными в рассматриваемой сфере органами перечней исчерпывающих процедур в сфере жилищного строительства и роли органов прокуратуры в указанной деятельности. Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализирована практика принесения протестов на незаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере градостроительства, внесения представлений об устранения нарушений федерального законодательства.
Так, массовый характер носит истребование у заявителей излишних документов, включая те, которые могут быть получены посредством межведомственного взаимодействия, что не предусмотрено федеральным законодательством и является недопустимым, нарушение сроков в сторону увеличения получения разрешительной документации (разрешения на строительства, на ввод объекта в эксплуатацию).
Вышеуказанные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, что определяет задачи, стоящие в рассматриваемой сфере надзорной деятельности прокуратуры. Однако решение указанных задач в настоящее время затруднено несовершенством действующего законодательства.
Согласно Закону о прокуратуре, органы прокуратуры не осуществляют надзор за исполнением законодательства физическими лицами. Во многих случаях и органы, осуществляющие градостроительный надзор, не имеют полномочий предотвратить нарушения ими градостроительного и земельного законодательства. Государственный строительный надзор в соответствии с со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) осуществляет свои полномочия только при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ, либо является модифицированной проектной документацией.
Это порождает возведение большого количества незаконных построек, а значит, незаконное использование земельных участков. В указанных случаях прокуроры, не подменяя деятельность органов контроля, обращают их внимание на недопустимость нарушения законов физическими лицами и необходимость применения к ним гражданско-правовой ответственности в виде сноса незаконно возведенных строений.
В то же время, некоторыми гражданами и даже хозяйствующими субъектами такая коллизия действующего законодательства, неисполнение органами надзора и контроля своих обязанностей в сфере градостроительной и земельной сферах, используется для нарушения закона.
Так, гражданин К на земельном участке, который находится в его собственности, в отсутствие разрешительной документации и согласований соответствующих служб, осуществил незаконное строительство трехэтажного жилого дома. Соседи указанного гражданина направляли неоднократные жалобы в прокуратуру, а также в орган государственного строительного надзора, с указанием о наличии нарушений градостроительного законодательства.
Территориальный прокурор не вправе применить меры прокурорского реагирования в отношении физического лица и обязать устранить допущенные нарушения федерального законодательства. Однако, в рассматриваемом случае, прокурор вправе провести проверку исполнения градостроительного, земельного и иного законодательства и при помощи соответствующих мер реагирования (представление об устранении нарушений закона, предостережение и др.) побудить орган местного самоуправления, уполномоченный в области муниципального земельного контроля применить полномочия, предусмотренные ст. 222 ГК РФ и иными нормативными правовыми актами, обеспечив в данном случае законность в рассматриваемой сфере.
Таким образом, надзор за соблюдением градостроительного законодательства требует постоянного внимания и совершенствования, а также имеется необходимость в разработке ряда частных методических и тактических материалов, направленных на его совершенствование с целью повышения эффективности проводимых надзорных мероприятий.
Литература:
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».