Статья 10 Российской закрепляет которому власть в Федерации яется на разделения на исполнительную и Органы исполнительной и власти
В государстве власть исполнительная и Все власти быть так если станет то граждан во произвола. судебная будет с то получит стать
В настоящее время термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. [1]
Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков:
‒ первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть — это вид государственной власти;
‒ второй признак — судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (пункт 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации);
‒ третий судебной власти — Полномочия, предоставленные власти, предоставляются ей. Никакие органы не дублировать судебную ни при обстоятельствах;
‒ четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность
‒ пятый признак — особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП, КАС);
‒ шестой признак — подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам.
На основании приведенных признаков можно сформулировать определение судебной власти: судебная власть — это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам — судам — для разрешения правовых вопросов, отнесенных в их компетенции.
Правосудие — это деятельность специальных государственных органов — судов — по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении закона.
Вместе с тем термин «правосудие» содержит не только формальные характеристики. Понятие правосудие у граждан ассоциируется с такими категориями, как справедливость, объективность, обоснованность. Поэтому приведенное правосудия уточнить образом: — это судов по и рассмотрению и гражданских, арбитражных и дел, в процессуальном при соблюдении и Российской
Правосудие сообразуясь с принципами. их конституционными правосудия, — В виде принципы можно вать как Конституцией Федерации или из ее норм правовые организацию и дея государственных осуществляющих власть. Эти идеи построение их
Принципы — это идеи степени определяющие и в и органов
Решая при правосудия о действия того или принципа необходимо во-первых, на ч. 1 ст. 15 содержащей правила о том, что: а) Российской имеет юридическую б) ее имеют действие на всей России; в) и правовые принимаемые в Федерации, противоречить России.
Каждый характеризует грань В же правосудия систему, в входят
‒ законности;
‒ осуществления правосудия только судом;
‒ независимости судей;
‒ осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
‒ обеспечения права на судебную защиту;
‒ участия граждан в осуществлении правосудия;
‒ гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
‒ защиты законных интересов личности;
‒ состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
‒ родного (национального) языка производства. [2]
Принцип законности — универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает высшей юридической силой.
Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое «правосудие» не в состоянии выполнить свою социальную функцию. [3]
Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами — судами. Никакие другие государственные органы не в праве вершить правосудие.
Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Этот принцип установлен в статье 19 Конституции Российской Федерации. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств.
Принцип независимости судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого — как прямого, так и косвенного — давления.
Принцип обеспечения права на судебную защиту. Этот принцип закреплен в статье 46 Конституции Российской Федерации. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрении его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено.
Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Согласно статье 32 Конституции, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или как арбитражные заседатели.
Принцип гласности (открытости) судебного разбирательства. Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в зарытых судах допускается только в случаях предусмотренных законом.
Принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией (статья 123). Согласно статье 15 Уголовно-процессуального кодекса, уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнении сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. [4]
Принцип национального (родного) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, водящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде, военных судах производство по делам ведется на русском языке.
Судебная система — понятие конституционное. В соответствии с Основным Законом страны правосудие осуществляется только судом, создание чрезвычайных судов не допускается, судебная система, в рамках которой осуществляется судебная власть, устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ст. 118). Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда и Верховного Суда), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы (ст. ст. 125–127). [5]
Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В целом структура судебной системы определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях. В частности, в статье 3 Закона о судебной системе РФ говорится, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
‒ установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;
‒ соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
‒ применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
‒ признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
‒ законодательного закрепления единства статуса судей;
‒ финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Такой подход к системному построению судебной власти создает необходимые предпосылки успешному функционированию правосудия. Гарантируется стабильность деятельности судов. Любые изменения системы судебных органов могут иметь место только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы правосудия не были переданы в юрисдикцию другого суда.
Литература:
- Правоохранительные органы Российской Федерации: краткий курс лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов — 5-е издание.: Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2010. — 164 с.
- http://www.e-reading.ws/chapter.php/97526/14/Polyakov,_Fedulov_-_Pravoohranitel'nye_organy_Rossiiiskoii_Federacii__kratkiii_kurs_lekciii.html — Система принципов правосудия
- Топорнин, Б. Н. Развитие судебной власти в России: общие подходы: учеб. пособие / Б. Н. Топорнина, И. Л. Петрухина. — М.: Изд-во Норма, 2001. — 185 c.
- Судебная система России: учеб. пособие / С. А. Батова [и др.]; под ред. О. Н. Ведерникова, В. В. Ершова. — Москва.: Дело, 2000. — 336 с.
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 года