Задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсацию нужно понимать не в биологическом, а в социальном аспекте. Воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями.
В проекте “Специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития аутистического спектра” представлен анализ современных подходов к образованию и воспитанию детей — аутистов. Ученые, педагоги и психологи под термином аутизм понимают отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой. Это дети с нарушением психики в нескольких областях, при которых доминируют трудности, связанные с приобретением коммуникативных, речевых, моторных и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении. Для таких детей необходимосоздать условия для развития и выработки “академического” компонента и компонента “жизненной компетенции” за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации и готовности его к активной жизни в семье и социуме. Наблюдения показывают, что такая работа приводит к повышению мотивации к любой деятельности.
Новый взгляд на расстройство аутистического спектра рассматривает симптомы аутизма, как типы поведения, причинами которых являются глубинные базовые нарушения. Расстройство социального функционирования — основная черта аутизма. Типичный недостаток развития социальных навыков касается завязывания беседы, ответа на предложение поговорить от других людей, контакта глазами, считывания невербальных сигналов других людей, способности смотреть на происходящее с точки зрения другого. Формирование личности ребёнка с аутизмом происходит более эффективно в условиях организованной систематической деятельности, которая полнее учитывает условия развития и возрастную специфику детей и имеет коррекционную направленность.
Многим, кто находится рядом с детьми с аутизмом (или взрослыми), наверняка приходилось наблюдать такую ситуацию, когда ребёнок производит множество действий, отнюдь не приводящих близких в восторг: толкается, бесцельно бегает туда-сюда, передвигает какие-то предметы, кричит, плачет, устраивает истерики, причиняет боль себе и другим. Важнейшие вопросы, с которыми сталкивается педагог, планирующий занятия с новым учеником: «С чего начать? Следует ли мне бороться с одними чертами поведения или пытаться развивать другие?» Для начала необходимо выявить предпочтения и склонности ребенка. После того, как мы это сделаем, перед нами встает более сложный вопрос: как помочь малышу, склонному избегать общения, успокоиться, снизить темп движений и начать подниматься по лестнице развития? Первым делом мы должны попытаться приобщиться к действиям ребенка. Двигаясь вместе с ним, помочь ему во всем, что он делает. Присоединяясь к занятиям воспитанника, педагог может завязать отношения с ним, объясняться на языке жестов, чтобы ребенку приходилось отвечать взрослому каким-нибудь осмысленным движением и, может быть, даже что-то произносить, чтобы получить желаемое. Многие дети с повышенным стремлением к получению ощущений способны произносить отдельные содержательные слова или короткие фразы. Они могут подсказывать взрослому, что хотят подняться вверх или спуститься вниз, остановиться или начать движение. Существует прием, помогающий наладить контакт с детьми, которые настолько нелюдимы, что тут же убегают, когда ты пытаешься к ним присоединиться. Это игра под названием «Передвижной забор». Необходимо помнить: все дети хотят установить контакт и взаимодействовать с окружающими, они просто не знают, как это делается, а устройство их нервной системы чинит им практически непреодолимые препятствия. Самая большая ошибка — пытаться физически ограничить движения ребенка, страдающего сенсорным голодом. Он начнет раздражаться и расстраиваться, а это только прибавит проблем. Играя в «Передвижной забор», вы перемещаетесь по комнате вместе с ребенком, пытаясь расставить вокруг него руки наподобие обруча, при этом не дотрагиваясь непосредственно до его тела (можно использовать настоящий обруч). Иногда это проще сделать, если ребенок оказывается в углу или двигается вдоль стенки, тогда угол или стена тоже становятся частью «забора». Так малыш оказывается в замкнутом ограниченном пространстве. Вы не прикасаетесь к нему, но чтобы преодолеть ограничения, он сам должен до вас дотронуться. На этом этапе задача педагога заключается в том, чтобы ребенок-аутист его заметил, далее, чтобы заинтересовался и получил положительные эмоции от взаимодействия с взрослым. Педагог фиксирует моменты, от которых ребенок во время взаимодействия получал удовольствия и использует это при дальнейшем выстраивании работы. Часто ситуация развивается по одному из двух сценариев. Не исключено, что ребенок, оказавшись в маленьком загончике, повернется к вам, улыбнется и пойдет на контакт. Но есть и другой вариант: малыш начнет вырываться, прорвет заграждение и опять направится блуждать по комнате. Он может попробовать нырнуть под ваши руки или перелезть через них. Если вы при этом будете поощрять его использовать какие-нибудь целенаправленные жесты или звуки, велика вероятность, что вам удастся научить его осмысленно поднимать вверх руку и даже произносить слова «вверх», «вниз», или «пусти». В качестве забора можно также использовать больших кукол или мягкие игрушки. Главная идея, состоит в том, чтобы использовать свойственный таким детям сенсорный голод для вовлечения их в процессы совместного внимания, установления контакта, налаживания обмена жестами или словами, он будет контролировать себя все лучше и лучше. Контроль над собственным поведением, без которого невозможен переход на более высокие уровни эмоционального развития, достигается благодаря тому, что мы помогаем ребенку использовать движения для взаимодействия с миром.
Аутостимуляции, наблюдаемые у аутиста необходимо использовать в процессе занятий, для установления эмоционального контакта. Например, если ребенок постоянно раскачивается, можно предложить ему игры «Лодочка», «Качание в одеяле» и др. Если малыш подпрыгивает, встряхивает руками, то можно провести игру «Зайчики». Если он постоянно щурится, глядя на свет, следует предложить ему игру «Моргалки», а в ответ на постоянное постукивание по столу или стене — игру «Постучим». Таким образом, имеющиеся у ребенка аутостимуляции мы переводим в социально приемлемую форму.
У детей с тяжелой формой аффективной дезадаптации также необходимо развивать способность к подражанию. С этой целью можно использовать следующие психотехнические игры.
Игра «Догонялки»
Цель. Развитие эмоционального контакта ребенка с педагогом и с группой, обучение подражанию действиям взрослых.
Ход игры. Проводится в подгруппах из 2–3 человек. Педагог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза предлагает ему догнать других детей.
Аналогичные игры можно проводить с куклой — в этом случае дети поочередно показывают действия на ней. Учитывая наличие страхов у детей с аутизмом, трудности контакта с ними, можно предлагать выполнять активные роли родителям.
На втором этапе коррекционных занятий можно предложить детям разнообразные манипулятивные игры с предметами, что способствует развитию у них зрительного и осязательного восприятия. Опыт работы с такими детьми показал, что специальные занятия, направленные на развитие гностических процессов, моторных функций, целесообразно проводить с ребенком индивидуально. Вместе с тем с этой целью можно использовать и следующие групповые психотехнические игры.
Игра «Возьми, положи, брось»
Цель. Развитие умения слушать и понимать речевую инструкцию, совершенствование предметно-практических манипуляций.
Оборудование. Кегли, корзина или коробка.
Ход игры. Педагог ставит на стол кегли, предлагает детям взять их и кинуть в коробку, которая находится в двух метрах от него. Если они успешно справились с заданием, можно организовать соревнование «Кто быстрее?».
Занятие можно усложнить. Детям предлагается закинуть кегли в коробку с учетом цвета.
Игра «Собери фигурки»
Оборудование. Доски Сегена.
Ход игры. Небольшая группа детей располагается за столом. Каждому ребенку предлагается по команде собрать и разобрать доски.
Со временем игры можно усложнять за счет необходимости дифференцировать более сложные формы, величины предметов и пр.
На третьем этапе психологической коррекции можно перейти к сюжетно — манипулятивной игре. Важным моментом является формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с последовательным включением новых игровых действий.
Игра «Пришел Мурзик поиграть»
Цель. Формирование у детей игровых манипулятивных действий.
Оборудование: Игрушечный кот Мурзик и различные объемные предметы в специальном полиэтиленовом мешке.
Ход игры. Проводится в небольшой подгруппе детей. Педагог показывает детям кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик (в руках педагога и с его помощью) показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому ребенку взять фигурки — столько, сколько хочется, и расставить их на столе. На последующих занятиях рекомендуется менять игрушки, предлагать детям машинки, маленькие куклы, кубики и пр.
Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут обучить их эффективным способам общения и взаимодействия, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.
Литература:
- Стенли Гринспен, Серена Уидер «На ты с аутизмом» Москва Теревинф 2016
- Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс «Поддержка аутичных и отстающих развитии детей» © Издательство БелАПДИ — “Открытые двери“, Минск 1997
- Bellini, 2006; Tantam, 2000; Welsh, Park, Widaman, & O’Neil, 2001.