Проблема формирования сенсорных эталонов в современной педагогике достаточно востребована и изучена. Вопросом развития сенсорных способностей через дидактические игры и в процессе предметной деятельности занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи — педагоги и психологи. И в своем исследовании мы обратились к трудам таких зарубежных ученых, как J. Piaget, D&Е. Gibson, M. Montessori, F. Fröbel.
Важным моментом концепции J. Piaget, заслуживающим нашего внимания, является то, что ученый обратил внимание на совершенствование перцептивной деятельности через восприятие. Концепции D.&Е. Gibson впервые раскрыли и проанализировали систему изменяющихся в ходе развития отношений между информацией и восприятием.
Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов. Нами рассмотрена и, отличная от зарубежной, позиция отечественных представителей психолого-педагогической науки — А. И. Ануфриевой, Т. Г. Васильевой, Р. И. Теплицкой, А. Р. Лурии, В. Г. Нечаевой и др.
Сейчас система воспитания и образования, реализует новую концепцию дошкольного воспитания, которая уже не опирается на критерии усвоения определенных знаний, приобретения навыков и умений каждым ребенком, а стремится к поиску неформальных, альтернативных путей развития личности ребенка. В современной отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к дидактическим системам F. Fröbel, M. Montessori, G. J. Dekroli, которые следовали основному принципу образования Песталоцци, который говорил, что обучение должно строиться в соответствии с естественным ходом умственного развития ребенка.
Сенсорное воспитание (развитие) как нельзя лучше отвечает этим принципам и формирует полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира. На данный момент в отечественной педагогике все больше исследователей заинтересованы в создании системы сенсорного воспитания. Теоретически обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств детей младшего дошкольного возраста; обсуждаются и внедряются изменения в практике дошкольного образования на основе правительственных постановлений, касающихся проблем воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Все это позволяет говорить о высокой актуальности выбранной нами темы. В нашем исследовании мы обратились к изучению процесса формирования сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения), также, у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют основу умственного развития.
К трем годам у ребенка появляется желание взаимодействовать со взрослым, что дает возможность взрослому (воспитателю, родителям) руководить деятельностью ребенка. Основная задача этого взаимодействия — способствовать расширению и углублению естественные для раннего возраста урони развития. Это возможно при умелом руководстве традиционными в раннем возрасте видами деятельности. При этом, конечно, необходимо знать, чему и как учить, какие методы использовать.
Руководство взрослого, его непосредственное участие в формировании представления об окружающем мире облегчает, ускоряет, приводит в систему восприятие ребенка. Без формирования взрослым правильного восприятия и обучения ребенка основным умственным операциям, восприятие ребенком новых объектов и явлений может оказаться поверхностным и неполным. Все дети разные, и развитие каждого ребенка индивидуально. Но вместе с тем есть некий минимум умений в развитии, который соответствует уровню трехлетнего ребенка:
1) Умеет играть. Использует игрушки и предметы-заместители для построения простейшей последовательности игровых действий.
2) Способен построить предмет из двух деталей (домик из кубика и призмы, стульчик для куклы из кубика и кирпичика). Воспринимает постройку как игровой материал.
3) Проявляет желание рисовать. Рисует изображения, узнаваемые для него, которые может описать.
Определяющим будет являться то, что наблюдая за игрой нам необходимо выяснить — ребенок играет? Или манипулирует предметами, повторяя действия взрослого? На основании исследований Л. А. Венгер отметим некоторые характеристики игры в младшем дошкольном возрасте.
По мнению исследователя, ребенок играет, если: воспринимает игрушечную машинку как настоящую, видит в кукле настоящего ребенка, готовит в игрушечной посуде воображаемую еду и принимает ее за настоящую.
Мы использовали методику восприятия сенсорных эталонов Л. А. Венгер с целью выявления первоначального уровня сформированности сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста. Мы руководствовались следующими критериями: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат.
На начало учебного года дети показали следующие результаты. В диагностике и участие дети младшей возрастной группы, в количестве 21 человек. Низкий уровень восприятия сенсорных эталонов был выявлен у 3 детей. Это означает, что ребёнок не понимает и не принимает задания даже в условиях обучения (показа взрослым). Средний уровень у большинства детей — 15 человек. Дети данной группы действуют, не ориентируясь на образец, а после обучения продолжают опускать игрушки без учета основного принципа. Качественный высокий уровень показали 3 человека. На этом уровне ребенок опускает игрушки, но не во всех случаях ориентируется на образец, но заинтересован в конечном результате и стремится к нему после обучения.
Для того чтобы успешно формировать развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте, рекомендуется использовать ведущий вид деятельности ребенка — игру. Нами с этой целью используются дидактические игры. Через дидактическую мы сможем развивать у детей внимание, зрительную память, умение группировать предметы по цвету. Помочь детям сформировать творческие, мыслительные способности, развивать восприятие и воображение. Такие игры нетрудно изготовить своими руками из обычных бытовых предметов — разноцветных пластиковых крышек, прищепок, цветной бумаги и других подручных материалов.
Таким образом, формирование сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте обусловлено полноценным восприятием детьми окружающей действительности, служит основой познания мира. Можно сказать, что почти все дети обладают способностями с ярко выраженной сенсорной основой. Сензитивным периодом для развития сенсорного восприятия является ранний и младший дошкольный возраст. Упускать этот возраст ни в коем случае нельзя: он важен для дальнейшего развития ребёнка. Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений, потому что невозможно представить себе жизнь без визуальных. слуховых, зрительных ощущений и впечатлений. Для полноценного развития с самого рождения ребенку жизненно необходима тренировка органов чувств. Тогда во взрослой жизни он приобретет способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Литература:
- Абельская Т., Неопихонова Я. Проблема развития в немецкой психологии и ее влияние на советскую педологию и психологию // Педология. — 1932. — № 4. — С. 27–36.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: «Просвещение», 1969. — С. 34–38.
- Усова А. П., Сакулина Н. П., Аванесова В. Н., Венгер Л. А., Запорожец А. В., Поддьяков Н. Н. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. — М.: «Просвещение», 1965.