Актуальность темы исследования связана с реорганизацией органов ФСКН, значительным количеством возбужденных уголовных дел, по преступлениям, представляющим значительную общественную опасность, из которых большинство уголовных дел приостановлено производством, что в свою очередь, говорит о необходимости пересмотра подхода к организации прокурорского надзора за законностью при производстве дознания и предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным по фактам незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее — НОН).
В соответствии со ст.29 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора в данной области является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Достижение целей прокурорского надзора, определенных предметом надзора, возможно лишь при соблюдении системного подхода, заключающегося в комплексной реализации проверочных мероприятий на всех стадиях предварительного расследования.
Вместе с тем, при осуществлении прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела, у надзирающего прокурора, возникает ряд трудностей, установленных законодателем. Так, в соответствии с п.4 ст.146 УПК РФ копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору без материала уголовного дела, таким образом, надзирающий прокурор первично знакомится исключительно с процессуальным решением, при отсутствии материала уголовного дела, что существенно затрудняет принятие законного и обоснованного решения.
Таким образом, в целях недопущения нарушения законности, надзирающему прокурору необходимо в полной мере реализовывать возложенные на него положения Приказов Генерального прокурора № 33 от 26.01.2017 и № 826 от 28.12.2016, а именно: непосредственно изучать материалы уголовных дел, возбужденных по фактам незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее НОН), т. к. первичное изучении уголовного дела позволяет определить: сам факт совершения преступления сфере НОН, реально оценить свойства доказательств, представленных по уголовному делу, выявить процессуальные нарушения, допущенные органами, проводившими предварительное расследование, а также нарушения, допущенные сотрудниками, проводившими оперативно-розыскные мероприятия (далее — ОРМ).
При анализе практики прокурорского надзора по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также судебной практики, установлено, что наиболее частыми нарушениями допускаемыми следователями и дознавателями по уголовным делам являются:
‒ проведение лицами, осуществляющими предварительное расследование, формального анализа результатов оперативно-розыскных мероприятий, неиспользование их при организации предварительного расследования;
‒ нарушение требований УПК РФ при проведении следственных действий, а именно: нарушение, предусмотренных сроков, ошибки при оформлении следственных действий, выражающиеся в неправильной фиксации полученной информации (например, нарушения в протоколе личного досмотра ведет к недопустимости доказательств по уголовному делу);
‒ нарушение требований ст.6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в части проведения оперативно-розыскных мероприятий, выражающиеся в нарушении порядка проведения ОРМ «проверочная закупка», а именно: «провокация» сотрудниками, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность умысла у лица на совершение преступления в сфере НОН;
‒ ошибки в квалификации действий лиц, совершивших преступления в сфере НОН (например, в целях искусственного завышения показателей сотрудниками полиции одно преступление делится на эпизоды и в нарушение требований уголовного закона квалифицируется, как неоднократно совершенное), неверное установление фактических обстоятельств преступления и их оценка, ошибочное определение направленности умысла лица;
‒ нарушение требований совместного приказа от 17 апреля 2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».
Таким образом, при проведении прокурорской проверки на данном направлении деятельности, надзирающему прокурору надлежит в обязательном порядке истребовать каждое уголовное дело, возбужденное в сфере НОН, т. к. несвоевременное изучение материалов уголовных дел данной категории, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека, ввиду, допущенных лицами, осуществляющим предварительное расследование ошибок.
Литература:
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 03.09.1953;
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ;
- Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
5. Приказ Генеральной прокуратуры от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»;
6. Приказ Генеральной прокуратуры от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».