Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андрейчик, Л. Н. Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной деятельности / Л. Н. Андрейчик, Н. А. Богданова, Т. А. Демидова, В. В. Ильчуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 156-161. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45850/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современном мире дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития при условии целенаправленного процесса воспитания и образования способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения, социального поведения и жизнедеятельности. Развитие особенных детей должно представлять собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Важность сенсорного развития и воспитания детей определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на чувственном познании. В исследовании В. Г. Петровой показана важность и необходимость полноценного чувственного опыта для умственного развития детей с нарушением интеллекта. «Обедненный чувственный опыт… не может служить достаточно прочной базой для формирования как мыслительных процессов, так и других высших психических функций. Таким образом, расширение и уточнение чувственного познания учащихся является одной из первостепенных задач…». [6 c.18]

Важным направлением воспитания детей с ТМНР является развитие их восприятия, которое включает в себя как восприятие окружающей действительности, так и восприятие речи. Взрослые должны предоставить детям полноценную сенсорную среду для формирования чувственных впечатлений с одной стороны. С другой научить детей понимать речь окружающих и, насколько это возможно, самостоятельно пользоваться речью как вербальной, так и не вербальной. Следующим шагом в работе является развитие общей моторики, которая обуславливается работой крупных мышц тела и позволяет ребёнку самостоятельно сидеть, ползать, ходить и т. д. На основе навыков общения и развития крупной моторики можно приступать к работе по развитию и формированию навыков мелкой моторики. Постепенно вырабатывается скоординированность мелких мышц рук и глаз. Это позволяет ребёнку на первых этапах отрабатывать хватательный рефлекс, а в конечном итоге учиться рисовать, лепить и т. д.

Всё что дети смогут увидеть, услышать, тактильно и эмоционально ощутить, является для них необходимой информацией о мире. [2]

Воспитанники данной категории обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, но в следствии инертности психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы — сформировать целостное восприятие предметов и явлений окружающей среды достаточно проблематично и является очень продолжительным процессом.

Без специального обучения дети с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями не овладевают поисковыми способами ориентировки. Они действуют, не учитывая свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию. Дети манипулируют предметами хаотично, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. [5]

Коррекционная работа по сенсорному развитию проблемных детей проводится во всех видах детской деятельности: в быту, в жизненных ситуациях, при самообслуживании, в играх, в предметно-практической деятельности, рисовании, лепке, ручному труду и т. д.

Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР очень важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно- конструктивные, подвижные, пальчиковые игры, театр на пальчиках Би-Ба-Бо. В процессе игровой деятельности педагогами ставятся такие задачи, как:

– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

– возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Все виды продуктивной деятельности, так же, призваны развивать мелкую моторику рук детей. Развитие мелкой моторики помогает не просто укрепить руки детей, сделать их более гибкими и умелыми, что благотворно влияет на общее развитие ребёнка, но помогает стать более уверенными и самостоятельными, а это помогает им адаптироваться в ближайшем для них окружении. [10]

Главной целью овладения навыками мелкой моторики является формирование бытовых навыков и прежде всего навыков самообслуживания, что особенно актуально для детей с ТМНР.

Основным принципом работы педагога с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития является принцип дифференцированной и индивидуальной коррекционной помощи, которую необходимо осуществлять в повседневной работе. Необходимо уделять внимание каждому ребенку и, обязательно, эмоционально фиксировать малейшее достижение воспитанника.

Для данных детей обучение и воспитание — это слитный, неразделимый процесс. Практика занятий с детьми носит различные организационные формы. Особенно актуальны предметно-практические занятия, благодаря которым у детей формируются санитарно — гигиенические навыки, развивается моторика и игровая деятельность, что способствует интеллектуальному развитию каждого ребёнка. На занятиях предметно-практической деятельностью используется большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Все занятия педагог сопровождает живой эмоциональной речью и всемерно побуждает детей посильно использовать речь по ходу деятельности. Стимулирование и организация двигательной активности каждого ребенка также является непременным условием при проведении занятий.

Идея педагогического оптимизма является основной для организации занятий с детьми. Только при постоянном и целенаправленном взаимодействии со взрослыми воспитанники могут знакомиться с окружающим миром и овладевать пусть минимальными, но так необходимыми жизненными навыками общения и познания, благодаря которым они могут быть, насколько это возможно, более самостоятельными.

Необходимо создание на занятиях конкретных ситуаций, благодаря которым решаются следующие задачи:

  1. Развитие аккуратности в процессе деятельности.

– Умение пользоваться салфеткой при работе с клеем и красками,

– Закрепление потребности содержать рабочий стол в порядке во время работы и убирать за собой после изготовлении поделки,

– Формирование навыков, позволяющих следить за своим внешним видом и устранять погрешности в нем после работы (помыть руки и насухо вытереть своим полотенцем).

  1. Развитие положительного эмоционального фона и позитивного отношения к различным видам творческой деятельности.

– Проявление принятой в обществе эмоциональной реакции на происходящее,

– Проявление интереса к предложенной деятельности,

– Участие в коллективном праздновании, желание играть вместе с детьми

  1. Воспитание чувства радости от участия в коллективной продуктивной деятельности

– Эмоциональная реакция на успехи товарищей,

– Появление у ребенка доверия и желания взаимодействовать с взрослыми и другими детьми,

– Проявление интереса к творческой деятельности и получение удовольствия от сделанного

Начало работы включает в себя игры и упражнения с пальчиками: «Веселые пальчики», «Пальчик — мальчик», «Играем с пальчиками», «Пальчик — раз, пальчик — два…» и т. д. Эта деятельность развивает ощущение собственных движений, развивает мелкую моторику пальцев рук и способствует взаимодействию со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

На совместных мероприятиях и развлечениях, которые организуются педагогами в ходе досуговой деятельности, также, создаются все условия для сенсомоторного развития ребёнка на основе его сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Например: «Краски осени», «Чудеса в решете», «Волшебные листики», «Елочка, елочка — колючая иголочка» помогают целенаправленно формировать эмоционально-положительные отношения к природе, фиксировать взор, внимание, умение и желание рассматривать картину, иллюстрацию, смотреть презентацию.

«Листопад, листопад, листья по ветру летят», «Фокусы со снегом», «Закружило — завьюжило», «Мы гуляем по лужам», «Дождь идет» знакомят с природными явлениями, используя элементарное экспериментирование, помогают самостоятельно делать несложные выводы.

Встречи на тему «Новый год идет», «Как звери елку наряжали», «Рождественские встречи», «Встреча масленицы», «Весну зазываем», «А ну- ка, девочки» знакомят детей с народным творчеством, праздниками.

Обогащение сенсомоторного опыта, воспитание чувства радости и уверенности в своих силах проходит в мероприятиях «Елочная гирлянда», «Поляна с подснежниками», «Разноцветные зонтики», «Солнышки на лугу», «Одуванчики, цветы, словно солнышки желты», где дети изготавливают своими руками поделки для украшения или для выставки.

При создании положительного социально-эмоционального фона ребёнку предъявляются чёткие и систематические требования в выполнении заданий. Именно такой подход постепенно формирует у воспитанников навыки и привычки, что очень важно для развития данной категории детей, так как основная задача коррекционно-развивающей работы — подготовка ребенка с особенностями психофизического развития к жизни, обеспечение оптимальных условий для самореализации личности. А это значит, что у ребенка в процессе обучения и воспитания должны сформироваться умения и навыки самообслуживания, ориентирования в бытовой и социальной среде.

Пример межгруппового мероприятия по формированию представлений об окружающем мире с элементами аппликации.

Тема: Краски осени»

Цель: Развивать интерес к познанию окружающего мира.

Задачи:

Образовательная: создать условия для обобщения представлений детей об осени как времени года, ее признаках; продолжать уточнять понимание знака — символа; формировать навык аппликации методом обрывания.

Коррекционно-развивающая: развивать творческое воображение, чувство цвета; развивать мелкую моторику, умение координировать движение глаз и рук.

Воспитательная: воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы; продолжать учить детей в процессе общения говорить слова: спасибо, пожалуйста.

Возрастная направленность: дети среднего школьного возраста.

Наглядно-дидактический материал: иллюстрации природы осенью, пиктограммы признаков осени.

Оборудование: магнитофон с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года», ноутбук с слайдами картинок осенней природы, листы цветной бумаги красного, зеленого, желтого цветов, клей, салфетки, листы формата А4 с контуром листа.

Ход занятия

Организационный блок.

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Мы их ждали? Давайте с ними поздороваемся.

Дети: — Здравствуйте.

Воспитатель: — Ребята, какое у вас настроение?

Дети: — Хорошее.

Воспитатель: — У меня тоже хорошее настроение. Давайте поделимся нашим хорошим настроением друг с другом. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

— Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Коррекционно-развивающий блок.

Воспитатель предлагает детям сесть за стол и посмотреть слайд-шоу об осени. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень».

Воспитатель: — Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: — Осень.

Воспитатель: — Правильно. Вы сейчас посмотрели слайды об осени. Вам понравилось? Давайте сейчас вспомним и назовем, что изменилось в жизни природы? Какие вы знаете признаки осени, назовите их (Речевые дети отвечают на вопрос, неречевые дети синхронно выкладывают пиктограммы с признаками осени на доске)

Воспитатель помогает детям ответить на вопрос. (Слайды по щелчку)

Рис. 1. Похолодало

Рис. 2. Солнце светит, но не греет.

Рис. 3. Листья опадают

Рис. 4. Насекомые прячутся

Рис. 5. Птицы улетают

Рис. 6. Звери готовятся к зиме

Рис. 7. Люди одеваются тепло

А как деревья, кусты, трава и цветы готовились к встрече осени?

Дети: — Они меняли свои наряды, готовились к встрече осени.

Воспитатель:(Лирическая презентация «Осень золотая»)

А почему осень назвали рукодельницей? Без краски и кисти, а раскрашивает все листья, все деревья нарядила в разноцветные платья, рябинка стоит в красно-багровом платье, как будто брошки из красных ягод ей принесла осень. У березки желтый сарафан, как будто повесила золотые монетки. А у осинки разноцветное платье, желтое и красное, она все время дрожит листвой, боится, что скоро придется с красивым нарядом расстаться.

«И пришла на порог, красками играя,

Чудо-рукодельница…. Кто она такая? (Осень золотая)

Посмотрите-ка ребята, я сегодня открыла окно в группе, чтобы проветрить, а мне в руки мне в руки прилетело вот что… (показывает лист).

Давайте за ним пойдем и поиграем в подвижную игру «Мы осенние листочки»

Воспитатель раздает детям в руки листья разного цвета, вырезанные из картона.

Подвижная игра «Мы осенние листочки»

Воспитатель дует (или использует какой-либо шумовой инструмент) — дети бегают и кружатся по группе

Воспитатель перестает дуть — дети садятся на корточки.

Практическая деятельность детей

После игры дети возвращаются за стол и находят на нем большой конверт с надписью «Подарок». Воспитатель предлагает посмотреть, что внутри. В конверте лежат альбомные листы с контуром отдельной части осеннего листка по количеству детей и записка: «Чтобы узнать, какой подарок я вам приготовила, нужно выполнить задание: заполните каждый контур моим любимым цветом. ОСЕНЬ».

Дети вместе с воспитателем вспоминают любимые цвета осени (желтый и красный).

Воспитатель предлагает кусочками цветной бумаги заполнить контуры на альбомных листах и узнать, какой подарок приготовила осень. Последовательность работы обсуждается с одновременным показом технологической карты:

CAM00310CAM00314CAM00319

Перед началом работы проводиться пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы сейчас подружим

Маленькие пальчики

(руки в «замок», активно сгибаем и разгибаем пальчики)

Раз — два — три — четыре — пять –

Начинай считать опять

Раз — два — три — четыре — пять –

(совмещаем поочередно пальчики левой и правой руки)

Мы закончили считать

(встряхиваем кисти рук)

Работа проходит под наблюдением воспитателя, с использованием технологической карты, по показу или сопряженно, в зависимости от возможностей ребенка.

Итог

Организация выставки работ. Когда дети закончат работу, воспитатель предлагает собрать все альбомные листы с заполненным контуром вместе (по типу пазла). Получился большой осенний лист.

Воспитатель: Так вот какой подарок приготовила нам осень. Спасибо ей большое за подаренную красоту.

Рефлексия: На пол воспитатель высыпает осенние листья из корзины. Дети садятся на пол в кружок и обследуют осенние листья с одновременным прослушиванием лирической детской песенки про осень.

Литература:

  1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие поделки из природных материалов. — М.: ООО ИКТЦ «Лада»,2010. — 144с.
  2. Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин А и др. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программы, методические рекомендации. — Псков: ПОИНКРО, 1999.
  3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. — М: Творческий Центр, 2004.
  4. Малик О. А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. «Образование детей с множественными нарушениями развития». Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» 27–29 ноября 2013 года / Под науч. ред. Н. Н. Яковлевой — СПб., 2014. — 352с. — ISBN 978–5-9903711–2-5
  6. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., 1968. Изд-во Просвещение.
  7. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. — М.: Айрис-пресс, 2008.
  8. Трофимова М. В. Изобразительное искусство и учеба и игра. — Ярославль: Академия развития, 2008.
  9. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития, 2008.
  10. Цикото Г. В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно — практической деятельности. М.: Полиграф сервис, 2011. — 193с.
  11. Шкицкая И. В. Аппликации из природного материала. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, окружающий мир, осень, лист, мелкая моторика, какой подарок, пальчик, работа, развитие.


Похожие статьи

Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности

Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Похожие статьи

Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности

Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Задать вопрос