В статье освещается проблема реализации профессионально-ориентированного обучения обучающихся организаций образования русскому языку как иностранному, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в современной профессиональной коммуникации.
Ключевые слова: коммуникация; языковой и речевой материал
Каждое языковое явление, и речевое поведение приобретают для обучающегося, изучающего русский язык как иностранный, двойную ценность: с одной стороны, ребенок сам познает эти явления и овладевает ими практически, с другой — он должен знать, каким путем эти явления могут быть обработаны и разъяснены в дальнейшем. Если в начальных классах русский язык усваивается посредством игр, запоминания, многократного повторения, то на старшей ступени обучения уже необходимо работать с правилами.
Особую актуальность в наше время приобретает профессионально-ориентированное обучение на русском языке как иностранном, которое предусматривает формирование у обучающихся способности развития коммуникативных навыков.
Профессионально-ориентированное обучение русскому языку как иностранному, основанное на профессионально-ориентированном подходе, имеет целью развитие готовности старшеклассника к билингвальной межкультурной коммуникации, обеспечивающей способность порождать, интерпретировать информацию на русском языке и эффективно ее использовать в профессиональной деятельности. [2. С. 18]
Учитывая утверждение исследователя Матухина Д. Л., что термин «профессионально-ориентированное обучение» употребляется для обозначения процесса преподавания ИЯ в неязыковом вузе, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а в последнее время и на общение в сфере профессиональной деятельности, мы можем сказать, что в общеобразовательных учреждениях на старшей ступени обучения изучение русского языка как иностранного предполагает формирование у обучающихся способности речевого общения на русском языке в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и при организации как мотивационно-побудительной, так и ориентировочно-исследовательской деятельности [4.С.21]. Это предусмотрено учебной программой. Понятие «профессионально-ориентированное обучение» предполагает профориентационное обучение. Иными словами, в 10–11 классах изучаются такие лексические темы, как, «Архитектура», «Биоинженерия», «Нанотехнологии», «Человек и его профессия», «Век технологий», «Медицина».
В содержание обучения русскому как иностранному, включены:
– сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие тему профессионально-ориентированной направленности старшеклассников;
– языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования им;
– систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка через изучение русской литературы [3. С.320].
Ведущими методами овладения предметно-языковым материалом, как считает исследователь из Казахстана Ж. М.-А. Асылбекова [1. С. 14], являются:
– чтение: ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее, развитие разговорных навыков. Обучающийся приобретет лексические, грамматические, произносительные и орфографические навыки владения русским языком;
– коммуникативный метод, направленный на формирование языковой личности старшеклассника, на его активное участие в саморазвитии, получении качественных знаний, профессиональных навыков, на творческое решение конкретных вопросов;
– методы проектов, дискуссий, профессионально-ориентированные учебно-ролевые игры, письменные работы.
При изучении русского языка как иностранного у обучающегося должны сформироваться компетенции, реализуемые в государственных общеобязательных стандартах среднего образования.
Современному обществу важно, чтобы сегодняшний выпускник был профессионально успешным и мобильным, умеющим строить свою собственную карьеру, работать в условиях жесткой конкуренции на отечественном и мировом рынках и активно содействовать благополучному развитию всего общества.
Литература:
1. Асылбекова, Ж.М.-А. О преподавании дисциплины «Профессионально-ориентированный иностранный язык» для студентов-историков [Текст] // Глобальные вызовы и современные тренды развития высшего образования: материалы конф. (г. Алматы, 2013г.)
- Дмитренко, Т. А. Профессионально-ориентированные технологии обучения иностранным языкам. Монография. М.: Прометей. МПГУ. 2009.
3. Кучерявая, Т. Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 336–337.
4. Матухин, Д. Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, Язык и культура, № 2 (14), 2011