Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Р. И. Маркова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45861/ (дата обращения: 16.11.2024).



Приоритетным направлением ФГОС ОО является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Разработка концепции развития универсальных учебных действий, как собственно психологической компоненты образования, требует от современного педагога развития новых профессиональных составляющих педагогической деятельности.

Изменение парадигмы педагогического образования превращает его в образование «психолого-педагогическое», что позволит современному педагогу осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности процесс, ориентированный на личностное развитие учащихся c учетом их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и творческого потенциала и потребует от педагога использования психологических знаний, умений и навыков.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов формирование у учащихся предметных, метапредметных и личностных компетенций.

Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций обучающихся потребует от педагогов создания новых технологий формирования и новой системы диагностики, измерения и оценки образовательных результатов указанных компетенций обучающихся. Данные разработки должны стать основным предметом деятельности всего педагогического коллектива в целом. Следовательно, управление научно-методической деятельностью в образовательном учреждении предполагает разработку соответствующего инструментария педагогической работы, позволяющего определять

соответствие образовательных результатов новым ФГОС ОО.

Важное место в системе управления образовательным процессом должны занимать: психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, непосредственно связанные с валеологической и психолого-педагогической компетентностью современного педагога. Введение нового стандарта общего образования качественно изменяет составляющую практического приложения психологических знаний в планировании и организации собственно педагогической деятельности, что делает ее измеримой психологическими критериями. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом и результаты этой работы являются достоянием всего педагогического коллектива.

Целью психологического сопровождения в образовательном учреждении становится не только создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения, но, в первую очередь, создание психологических условий для осознанного творческого развития деятельности современного педагога как основы управления познавательной активностью учащихся. В ходе научно-методического управления психологической составляющей образовательного процесса, следовательно, должны быть: сформированы необходимые компетенции у педагогов (управленческую; коммуникативную; психолого-педагогическую; предметно-методологическую и валеологическую); оказана поддержка участникам образовательного процесса в адаптации к требованиям новых стандартов общего среднего образования; у всех участников образовательного процесса сформировано стремление и способность к саморазвитию, созданы психологические условия, способствующие их личностной самореализации.

Для этого должны быть решены определенные задачи: акмеологическое содействие развитию всех субъектов образовательного процесса; психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса о сущности новых ФГОС и их влиянии на изменение образовательной парадигмы учебного процесса; психологическое сопровождение образовательного процесса на этапе введения новых ФГОС, а также психологическое сопровождение всех субъектов образовательного процесса; разработка надежных критериев и методик измерения метапредметных и личностных компетенций обучающихся для педагогов; помощь в измерении достигнутых образовательных результатов надежными и валидными методами психологической диагностики на уровне ОУ и всех субъектов образовательного процесса; психолого-педагогический анализ полученных результатов, их корректировка и разработка дальнейших программ развития; психологическое консультирование педагогов по вопросам соответствия образовательных программ, методик и технологий требованиям ФГОС ОО.

Таким образом, эффективность образовательного процесса во многом будет определяться данными психолого-педагогической диагностики о возможностях психического развития каждого ребенка и результатами анализа педагогической деятельности.

Только располагая сведениями о психологических и интеллектуальных особенностях учащихся и опираясь на данные о динамике изменений в развитии учащихся, педагоги будут управлять качеством образовательного процесса через развитие познавательной активности учащихся.

Т. И. Шамова рассматривает познавательную активность как качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения [8]. Следовательно, потребность в получении знаний как элемент ценностной системы личности, высокий познавательный интерес, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, умение добывать знания, воля, стремление к поставленной цели, — вот характеристики личности, которые педагогам необходимо сформировать у учащихся. И это нужно осмыслить. Педагог теперь не «учит», а именно «сопровождает» ребенка в его развитии, тем самым обеспечивая возможности, в том числе и его интеллектуального развития.

По мнению Битяновой М. Р., сопровождение представляет собой «целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде» [1]. Однако, задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях обучения различны.

Педагогам начальной школы (помимо усвоения учащимися конкретных ЗУНов) необходимо обеспечить следующие результаты: обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации,

поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей, развитие коммуникативных навыков.

Педагогам основной школы — необходимо: обеспечить адаптацию к новым условиям обучения; развить навыки планирования, организации и рефлексии собственной деятельности; обеспечить поддержку в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помочь в решении проблем социализации, формировании коммуникативных навыков; значимой становится проблема психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессах интеграции в социум и образовательную среду.

Таким образом, перед современным педагогом также стоит задача формирования еще и коммуникативной культуры учащегося, его ценностной системы и жизненных навыков.

По определению М. Р. Битяновой [1], сопровождение — это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение целей психологической и педагогической практики и фокусирует на главном — на личности ребенка. Поэтому главная цель психолого-педагогического сопровождения — создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира. А цель психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности — формирование воспитательно-образовательной среды, способствующей успешному развитию и учению ребенка

отношению к себе и окружающему миру при условии, что он сам является субъектом своей жизнедеятельности и владеет необходимым арсеналом педагогических компетентностей. Быть в ответственной позиции — значит иметь личностно-значимые цели и владеть технологиями достижения своих целей. Педагог должен дать в руки ребенку ключи к психологическим тайнам его личности: знаниям об особенностях его характера, умению общаться, способам управления своей деятельностью, активностью, поведением, учением. Научить его умению делать ценностный, мотивационный выбор, ставить перед собой цель, планировать пути ее достижения и достигать желаемого результата, опираясь при этом на свои сильные стороны.

Главные направления сопровождающих психолого-педагогических технологий могут быть следующими:

– «психологическое» обучение, переориентированное с формирования навыков на формирование позиции познающего субъекта. По содержанию эти методики должны быть направлены на познание школьником себя, своих особенностей, проявляющихся в деятельности и общении, на приобретение навыков рефлексии;

– игровые технологии, которые позволяют детям смоделировать некоторые жизненные ситуации, помогают получить опыт самостоятельного принятия решения и увидеть последствия своих действий;

– деловые игры, направленные на проектирование будущей деятельности, помогающие школьникам «присвоить» ситуацию, сделать ее личностно значимой и научиться строить алгоритмы реализации присвоенной цели.

Сегодня совместно с сотрудниками кафедры управления образовательными системами МПГУ нами разрабатываются новые подходы к построению образовательной среды. Суть этой работы — насыщение потребности педагогов в психологических,

управленческих и валеологических знаниях, выявление у педагогов с помощью анкетирования трудностей в ведении урока, определение пробелов в умении использовать современные образовательные технологии и методики работы, разработка нового инструментария. Это помогает нам выявить спектр вопросов, которые определят направления дальнейшей методической работы образовательного учреждения и помогут педагогическому коллективу сохранить свой высокий уровень педагогического мастерства при переходе к новым стандартам среднего общего образования.

Литература:

  1. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. — М: Сентябрь, 1998.
  2. Калягин В. А., Матасов Ю. Т., Овчинникова Т. С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. — СПб: КАРО, 2005.
  3. Круглова Н. Ф. Экспресс-диагностика и коррекция регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности подростков. М.: Психологический институт РАО, Экопсихологический центр развития образовательных и социальных систем, 2000.
  4. Кузнецова И. В., Ахутина Т. В., Битянова М. Р., Пахомова А. П., Полонская Н. Н. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. — М.: НМЦ «ДАР» им. Л. С. Выготского, 1997.
  5. Максимова В. Н. Введение в акмеологию школьного образования. — СПб: ЛОИРО, 2002.
  6. Педагогика/ Под ред. В. А. Сластенина. — М.: «Академия», 2002. — 576 с.
  7. Харламов И. Ф. Педагогика. -М.: Юристь, 1997. — 512 с.
  8. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. -209 с
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, современный педагог, образовательное учреждение, педагог, педагогическая деятельность, педагогический коллектив, психолого-педагогическое сопровождение, образовательная среда, общее образование, учебная деятельность.


Похожие статьи

Реализация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий

Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Формирование основ здоровьесберегающих ценностей (социально-коммуникативного воспитания) детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности

Рациональная организация познавательной деятельности обучающихся как важный фактор формирования интереса к предмету

Обоснование психолого-педагогического сопровождения учителей начальной школы в качестве инновационной педагогической деятельности

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Похожие статьи

Реализация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий

Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Формирование основ здоровьесберегающих ценностей (социально-коммуникативного воспитания) детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности

Рациональная организация познавательной деятельности обучающихся как важный фактор формирования интереса к предмету

Обоснование психолого-педагогического сопровождения учителей начальной школы в качестве инновационной педагогической деятельности

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Задать вопрос