Ролевая игра как средство интенсификации процесса овладения устной иноязычной речью школьников: проблема реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 10.10.2017

Статья просмотрена: 399 раз

Библиографическое описание:

Андрейченко, М. И. Ролевая игра как средство интенсификации процесса овладения устной иноязычной речью школьников: проблема реализации / М. И. Андрейченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45868/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: ролевая игра, интенсификация, устная иноязычная речь школьников

На современном глобализационном этапе развития общества, которое прогрессирует достаточно стремительно, сложилась ситуация, когда владение иностранным языком (далее — ИЯ) становится очень востребованным не только в бытовой коммуникации, но и для общения в профессиональной сфере. В результате интенсивные методы обучения иностранному языку приобретают особую актуальность, поскольку позволяют овладеть языком за максимально короткий промежуток времени. Основы интенсивных методов обучения ИЯ были разработаны в середине 60-х гг. XX столетия в Болгарии Г. Лозановым и получили дальнейшее развитие в работах Г. А. Китайгородской, И. Ю. Шехтера, И. Давыдовой, В. В. Петрусинского и И. М. Румянцевой.

Одним из ярких средств интенсификации обучения является ролевая игра, сущность которой представляет большой ресурс для активизации языковых и личностных возможностей обучающихся. Действительно, как подчеркивают психологи (Д. Б. Эльконин 1999, И. А. Зимняя 1991, Л. С. Выготский 1991), игра — это широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения; игра — свобода самораскрытия, саморазвитие; игра является главной сферой общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Данный факт рассматривается как основное преимущество игрового метода, поскольку ведущая деятельность подростков — общение.

Данное преимущество игры имеет и свою особую грань: ситуативность позволяет использовать знания в новой ситуации, когда усваиваемый материал подвергается своеобразной практике, тем самым предоставляя основу для естественного развития коммуникативных умений. Отсюда немаловажен и тот факт, как отмечает Л. С. Выготский, что в процессе игры развитие мышления и речи происходит параллельно [1, c. 63]. Это обуславливается тем, что в ходе игры учащиеся взаимодействуют с другими участниками игры, решая некоторые проблемы, обсуждая спорные вопросы. Поэтому положительным аспектом игры является то, что в игре дети учатся аргументировать свой выбор, отстаивать свою точку зрения, приводить доводы. Как пишет А. С. Спиваковская, «основной элемент игры — это игровая роль, неважно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни» [2, c. 204].

Также стоит отметить мотивирующий потенциал игры. Игровые приемы делают процесс обучения интересным, запоминающимся, увлекательным и более того, «скрашивают» повседневные уроки английского языка, способствуют запоминанию, повторению, закреплению и облегчают усвоение информации, а эмоциональная сторона игрового процесса активизирует психические и другие функции учащегося.

Все вышесказанное позволяет выделить ведущие функции ролевой игры: обучающая, воспитательная, развивающая, коммуникативная, развлекательная, релаксационная, психологическая.

Как следствие, мы приходим к выводу, что интенсивные методы обучения устной иноязычной речи являются актуальными, поскольку с одной стороны отвечают социальному заказу и условиям динамичного глобализационного общества, с другой — помогают улучшить показатели устной иноязычной речи школьников. И поскольку ролевая игра полифункциональна и обладает достаточно высоким учебным потенциалом, она будет выступать как основной способ достижения решения поставленных задач. Однако стоит отметить, что ролевая технология обычно применяется при обучении младших школьников, но нам представляется необходимым и возможным переключить потенциал ролевой игры с детского мышления на юношеское, что способствует развитию логического мышления и формированию профессиональных предпочтений и профессиональной социализации, что так необходимо старшеклассникам и выпускникам. И как уже отмечалось, ролевая игра является эффективным средством интенсификации устной речи, что также очень целесообразно для выпускников, которые планируют сдавать ЕГЭ по иностранному языку.

Реализация функций игры зависит от правильной организации и понимания ее сущности. Важнейшим, на наш взгляд, условием проведения ролевой игры как средства интенсификации устной иноязычной речи учащихся является импровизация.

В подтверждение этому стоит сослаться на мнение методиста зарубежного издательства Macmillan Андриана Андерхилла (Andrian Underhill), который рассматривает преподавание как «театральное искусство» (performance art) [5]. Андриан Андерхилл считает, что при проведении ролевых игр, необходимо использовать и включать импровизацию и спонтанность, поскольку именно эти критерии способствуют живому взаимодействию участников ролевой игры, превращая урок из постановочного спектакля с написанным сценарием в ситуацию реального общения. В противном случае даже небольшое отклонение от плана урока потребует у учителя переосмысления всего происходящего.

Также, по мнению А. Андерхилла, импровизация способствует становлению непрерывного речевого взаимодействия между участниками ролевой игры, поскольку каждый участник вынужден слушать друг друга, не зная, как развернется сценарий дальше, так как вектор этого развития задает сам учащийся [5]. Как следствие, формируется предпосылка для развития коммуникативных умений.

Стоит отметить, что при непрерывном речевом акте у участников могут возникать грамматические, лексические или фонетические ошибки, но как отмечает А. Андерхилл, цель учителя не обнаружить и исправить эти ошибки во время ролевой игры, а побуждать учащихся к общению. Кроме того, А. Андерхилл рассматривает ошибки как результат и часть импровизации учащихся. “It’s not a nuisance — it’s an opening of another door” [5].

Таким образом, учителям при проведении ролевой игры предлагается следующее:

1) поощрять взаимодействие участников ролевой игры к речевому общению, нежели контролировать их;

2) разработать сценарий, но не настаивать на точном его реализации;

3) приветствовать и поощрять новизну и импровизацию учащихся во время ролевой игры;

4) использовать спонтанность, резкий поворот сюжета в процессе ролевой игры.

Помимо всех предложенных рекомендаций, учителю необходимо обратить внимание и на учебную организацию игры. К примеру, необходимо отобрать ситуации-проблемы, отвечающие теме и материалу, подготовить ролевые карты для каждого участника, продумав возможные варианты развития роли, которые могут повлиять на ход игры и, расписав в них все, что поможет участнику принять на себя данную роль и понять стоящую перед ним задачу. Учителю также необходимо разработать вербальную опору для каждого участника игры (вокабуляр, речевые клише), распределить роли, с учетом уровня обученности, языковой подготовки учащихся и их речевых возможностей.

Стоит еще раз заметить, что ролевая карта должна носить проблемный характер, поскольку в процессе ролевой игры учащийся должен не только выполнить свою роль, но и найти решение этой проблемы. Только в этом случае учащийся может проявить активную самостоятельную деятельность, в результате чего мы и наблюдаем креативность и импровизацию, о которой говорит А. Андерхилл.

Таким образом, полифункциональность и эффективность применения ролевых игр при обучении иностранным языкам, равно как и определенная сложность в их реализации представляются очевидной. К сожалению, хочется отметить, что использование игры недостаточно хорошо иллюстрировано в средствах современного образовательного процесса с точки зрения технологии ее проведения.

Так, например, в УМК Upstream Upper-Intermediate, который состоит из 5 модулей и 10 юнитов, ролевая игра встречается всего 2 раза и нацелена на развитие диалогического высказывания на основе прочитанного текста. Представим коммуникативную задачу (КЗ) одной из ролевых игр из данного УМК: Choose a paragraph and act out an interview between a reporter and Amelia [3, c. 129]. Очевидно, что КЗ недостаточно развернута, что не позволяет учащимся полностью вжиться в роль, кроме того, условия и ситуация не обрисованы, отсутствуют основные условия проведения ролевой игры, о которых мы говорили ранее.

Проанализировав учебно-методические комплекты по ИЯ, мы пришли к выводу, что ролевую игру как средство активизации и интенсификации учебного процесса можно использовать на уроках в качестве основы для организации:

– целого урока или его части (введения, объяснения, тренировки, закрепления, контроля и даже самоконтроля);

– и реализации определенного (не игрового) метода обучения;

– освоения определенной темы;

– внеклассного мероприятия.

Таким образом, ролевую игру можно проводить на разных этапах работы с учебным материалом. Однако в большинстве случаев, как показывает опыт и анализ существующих учебников по ИЯ, ролевая игра используется не регулярно и не в полном объеме, то есть не реализует всю палитру своих функций. К примеру, для интенсификации говорения ролевую игру уместно и логично, на наш взгляд, проводить по завершению каждого юнита или тематического модуля как один из способов контроля.

Таким образом, обобщая вышеизложенное о полифункциональном и сложном в отношении организации и проведения характере ролевой игры, представляется возможным определить следующую последовательность в технологии ее проведения.

1. Этап подготовки. На данном этапе разрабатывается сценарий ролевой игры, составляется план ее проведения, разрабатываются ролевые карты с точной характеристикой действующих лиц и наличием проблемного характера сюжета. Возможно разработать вербальную опору для каждого участника (если ролевая игра будет проводиться в несколько уроков, проанализировав свою ролевую карту, учащийся может разработать индивидуально-субъективную опору).

2. Этап объяснения. Здесь необходимо произвести ориентацию участников, сформулировать цель проведения ролевой игры, проанализировать ролевые карты, опоры, проблему.

3. Этап проведения. Ролевая игра может проводиться как на одном уроке, так и на нескольких.

4. Этап анализа и обобщения. На данном уровне необходимо обобщить результаты игры, проанализировать. Рефлексия представляется особенно важной для того, чтобы учащиеся смогли сами себя оценить, определить насколько успешно у них получилось выполнить поставленную перед ними задачу, и что явилось препятствием в случае неудачи. Здесь учителю следует задать вопросы о том, что учащимся понравилось, какие предложения и замечания у них имеются. Рефлексия на данном этапе является неотъемлемой частью, поскольку именно рефлексия способствует формированию у учащихся принципа сознательности, который является важным составляющим интенсификации обучения ИЯ.

Учет данных этапов технологии, а также приоритетной роли импровизации в проведении ролевой игры может способствовать интенсификации устной иноязычной речи школьников. Впрочем, важнейшим условием такого результата является стабильный, регулярный характер использования ресурса ролевой игры на уроке ИЯ.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–68.
  2. Спиваковская, А. С. Психология детской игры / А. С. Спиваковская. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 304с.
  3. Virginia Evans Upstream Upper Intermediate Student’s Book. — Newbury: Express Publishing, 2003.
  4. http://www.demandhighelt.wordpress.com [02.10.2017].
Основные термины (генерируются автоматически): ролевая игра, устная иноязычная речь, учащийся, иностранный язык, интенсивный метод обучения, проведение, вербальная опора, игра, ролевая карта, участник игры.


Ключевые слова

Ролевая игра, интенсификация, устная иноязычная речь школьников

Похожие статьи

Использование игровой деятельности в практике обучения иностранному языку младших школьников

В статье автор представляет методическую разработку программы по обучению устной иноязычной речи младших школьников с использованием игровой деятельности на примере английского языка.

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Фольклор как способ формирования речевых умений на литературном чтении в начальной школе

Коммуникативные игры на уроке иностранного языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Особое внимание уделяется коммуникативной игре, способствующей речевому взаимодействию учащихся. Приводятся примеры коммуникативных игр на уроке иностранного языка.

Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников

Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы

Похожие статьи

Использование игровой деятельности в практике обучения иностранному языку младших школьников

В статье автор представляет методическую разработку программы по обучению устной иноязычной речи младших школьников с использованием игровой деятельности на примере английского языка.

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Фольклор как способ формирования речевых умений на литературном чтении в начальной школе

Коммуникативные игры на уроке иностранного языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Особое внимание уделяется коммуникативной игре, способствующей речевому взаимодействию учащихся. Приводятся примеры коммуникативных игр на уроке иностранного языка.

Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников

Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы

Задать вопрос