В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и создания мотивации к обучению на уроках физической культуры.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, физическое развитие, мотивация
Состояние здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях — это важнейший показатель благополучия не только общества и государства, но так же отражающий настоящую ситуацию, и дающий прогноз на будущее. Согласно данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % обучающихся.
Наиболее часто встречаемые патологии у обучающихся — нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. И особое место занимает заболевания нервной системы и психической сферы.
К важнейшим факторам неблагополучного здоровья обучающихся относятся:
‒ стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний обучающихся;
‒ недостаток физической активности обучающихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
‒ чрезмерная интенсификация образовательного процесса;
‒ невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать на практике индивидуальный подход к обучающимся с учетом их психических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
‒ несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
‒ недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагога;
‒ низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья обучающихся и их родителей [1].
Здоровьесберегающая педагогика раскрывающая суть использования технологий на уроках физической культуры на самом деле не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная особенность состоит в том, чтобы на первый план обучения школьников выходил приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии всего образовательного процесса.
На уроках физической культуры перед нами стоит первоочередная задача, состоящая в решении проблемы организации физической активности обучающихся, профилактика гиподинамии.
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами сидеть над тетрадями и книгами, весь процесс интенсификации обучения, в первую очередь у них наблюдается огромное увлечение компьютерными играми, интернетом, и здесь можно заметить, что у них наблюдается недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом — а это, прежде всего главная причина малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии.
И это в первую очередь приводит к задержанию роста и развития, а так же к снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
Пути решения проблемы:
- Увеличение количества уроков физкультуры в неделю;
- Изменение содержания урока физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»);
- Проведение специальных физкультурных занятий для детей с различными ограничениями по здоровью;
- Коррекция педагогических технологий, которые способствуют формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов;
- Предоставление школьникам возможности заниматься в спортивном зале и на спортивных площадках во внеурочное время.
Среди выделяемых здоровьесберегающих технологий, которые активно используются в системе образования, существуют несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.
Учителям физической культуры близки будут физкультурно-оздоровительные технологии. Они, прежде всего, направлены на физическое развитие обучающихся. Например, к ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающихся здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различаются следующие педагогические технологии: стимулирующие — которые позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния, (пример: температурное закаливание, физические нагрузки); защитно-профилактические — которые включают в себя выполнение санитарно-гигиенических норм и требований, а так же ограничение предельной нагрузки, исключающей, прежде всего переутомление, использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм; компенсаторно-нейтрализующие технологии -физкультминутки, физкультпаузы, которые в первую очередь нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков; информационно-обучающиеся технологии — обеспечивают обучающимся уровень грамотности, который идет необходимым для эффективности заботы о здоровье [2].
Гигиенические условия обеспечения учебного процесса
Обеспечение оптимальных условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий. В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 % [3].
Рациональная организация урока
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 минут. Оценка гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража.
Двигательная активность школьников
Двигательная активность обучающихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической. Для школьников занятия физкультурой должны составлять 8–12 часов в неделю.
Даже 3-х уроков физкультуры явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организованна, чтоб предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к быстрому переутомлению. Восполнение двигательной активности обучающихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. [4]
Построение уроков физкультуры лежит на плечах учителей физической культуры.
«Физкультура без освобожденных» — принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры.
Литература:
- Материалы Областной научно-практической конференции. «Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения: перспективы, состояние, проблемы» г. Пенза, 2010 г.
- Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа: Учеб.-метод.литература/ Безруких М.: Рос.акад.образования Моск.психол.-соц. ин-т., 2004. 240с.
- Третьякова Н. В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: Современное состояние и проблемы.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.2014.№ 1.С.30–36.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. Москва: ВАКО, 2004. В9с.