Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 09.10.2017

Статья просмотрена: 476 раз

Библиографическое описание:

Козлова, А. Ж. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры / А. Ж. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45876/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и создания мотивации к обучению на уроках физической культуры.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, физическое развитие, мотивация

Состояние здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях — это важнейший показатель благополучия не только общества и государства, но так же отражающий настоящую ситуацию, и дающий прогноз на будущее. Согласно данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % обучающихся.

Наиболее часто встречаемые патологии у обучающихся — нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. И особое место занимает заболевания нервной системы и психической сферы.

К важнейшим факторам неблагополучного здоровья обучающихся относятся:

‒ стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний обучающихся;

‒ недостаток физической активности обучающихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;

‒ чрезмерная интенсификация образовательного процесса;

‒ невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать на практике индивидуальный подход к обучающимся с учетом их психических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

‒ несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;

‒ недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагога;

‒ низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья обучающихся и их родителей [1].

Здоровьесберегающая педагогика раскрывающая суть использования технологий на уроках физической культуры на самом деле не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная особенность состоит в том, чтобы на первый план обучения школьников выходил приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии всего образовательного процесса.

На уроках физической культуры перед нами стоит первоочередная задача, состоящая в решении проблемы организации физической активности обучающихся, профилактика гиподинамии.

Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами сидеть над тетрадями и книгами, весь процесс интенсификации обучения, в первую очередь у них наблюдается огромное увлечение компьютерными играми, интернетом, и здесь можно заметить, что у них наблюдается недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом — а это, прежде всего главная причина малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии.

И это в первую очередь приводит к задержанию роста и развития, а так же к снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

Пути решения проблемы:

  1. Увеличение количества уроков физкультуры в неделю;
  2. Изменение содержания урока физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»);
  3. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с различными ограничениями по здоровью;
  4. Коррекция педагогических технологий, которые способствуют формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов;
  5. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортивном зале и на спортивных площадках во внеурочное время.

Среди выделяемых здоровьесберегающих технологий, которые активно используются в системе образования, существуют несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.

Учителям физической культуры близки будут физкультурно-оздоровительные технологии. Они, прежде всего, направлены на физическое развитие обучающихся. Например, к ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающихся здорового, тренированного человека от физически слабого.

По характеру действия различаются следующие педагогические технологии: стимулирующие — которые позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния, (пример: температурное закаливание, физические нагрузки); защитно-профилактические — которые включают в себя выполнение санитарно-гигиенических норм и требований, а так же ограничение предельной нагрузки, исключающей, прежде всего переутомление, использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм; компенсаторно-нейтрализующие технологии -физкультминутки, физкультпаузы, которые в первую очередь нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков; информационно-обучающиеся технологии — обеспечивают обучающимся уровень грамотности, который идет необходимым для эффективности заботы о здоровье [2].

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса

Обеспечение оптимальных условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий. В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 % [3].

Рациональная организация урока

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 минут. Оценка гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража.

Двигательная активность школьников

Двигательная активность обучающихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической. Для школьников занятия физкультурой должны составлять 8–12 часов в неделю.

Даже 3-х уроков физкультуры явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организованна, чтоб предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к быстрому переутомлению. Восполнение двигательной активности обучающихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. [4]

Построение уроков физкультуры лежит на плечах учителей физической культуры.

«Физкультура без освобожденных» — принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры.

Литература:

  1. Материалы Областной научно-практической конференции. «Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения: перспективы, состояние, проблемы» г. Пенза, 2010 г.
  2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа: Учеб.-метод.литература/ Безруких М.: Рос.акад.образования Моск.психол.-соц. ин-т., 2004. 240с.
  3. Третьякова Н. В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: Современное состояние и проблемы.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.2014.№ 1.С.30–36.
  4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. Москва: ВАКО, 2004. В9с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, образовательный процесс, двигательная активность обучающихся, урок, учебный процесс, физическая активность обучающихся.


Похожие статьи

Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

В данной статье авторы рассматривают виды здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, их цель и способы использования на уроках английского языка; приводят примеры здоровьесберегающих технологий и рассматривают данные примеры с точки ...

Физическое воспитание как инструмент здоровьесберегающих технологий

В данной работе исследовано, что стоит подразумевать под термином «здоровьесберегающие технологии», какое значение это имеет для современной молодежи и как это реализовывается в рамках высшего учебного заведения.

Использование элементов аэробики как средство повышения мотивации у обучающихся к занятиям физической культурой

В статье отражен позитивный опыт использования базовых элементов аэробики на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.

Использование фитнеса на уроках физической культуры и его влияние на двигательные качества детей младшего школьного возраста

Статья исследует влияние применения фитнес-упражнений на уроках физической культуры на развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Статья предоставляет анализ полученных данных и делает выводы о положительном влиянии фитнеса н...

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда

В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.

Современные технологии, используемые в физической культуре и спорте, их влияние на организм человека

В статье рассматриваются какие современные технологии взаимодействуют с человеком во время проведения занятий физической культуры и спорта, их влияние на здоровье человека.

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены наиболее эффективные методы и приемы данной технологий.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном здоровье дошкольников

В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.

Похожие статьи

Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

В данной статье авторы рассматривают виды здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, их цель и способы использования на уроках английского языка; приводят примеры здоровьесберегающих технологий и рассматривают данные примеры с точки ...

Физическое воспитание как инструмент здоровьесберегающих технологий

В данной работе исследовано, что стоит подразумевать под термином «здоровьесберегающие технологии», какое значение это имеет для современной молодежи и как это реализовывается в рамках высшего учебного заведения.

Использование элементов аэробики как средство повышения мотивации у обучающихся к занятиям физической культурой

В статье отражен позитивный опыт использования базовых элементов аэробики на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.

Использование фитнеса на уроках физической культуры и его влияние на двигательные качества детей младшего школьного возраста

Статья исследует влияние применения фитнес-упражнений на уроках физической культуры на развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Статья предоставляет анализ полученных данных и делает выводы о положительном влиянии фитнеса н...

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда

В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.

Современные технологии, используемые в физической культуре и спорте, их влияние на организм человека

В статье рассматриваются какие современные технологии взаимодействуют с человеком во время проведения занятий физической культуры и спорта, их влияние на здоровье человека.

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены наиболее эффективные методы и приемы данной технологий.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном здоровье дошкольников

В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.

Задать вопрос