Приднестровская Молдавская Республика: становление и развитие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 09.10.2017

Статья просмотрена: 1198 раз

Библиографическое описание:

Тонких, В. А. Приднестровская Молдавская Республика: становление и развитие / В. А. Тонких, М. А. Варгач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45880/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена исследованию процесса становления и развития государственности Приднестровья в условиях распада Советского Союза, политического, социального и экономического давления со стороны Молдовы и Украины. исследуется содержание внешнеполитических отношений Приднестровья с Гагаузией, роль России в процессе урегулирования молдавско-приднестровского конфликта.

Ключевые слова: Приднестровье, молдавско-приднестровский конфликт, становление и развитие ПМР, экономическая блокада

1980-е годы оказались гранью глубокого экономического, политического и социального кризиса СССР, во время которого наблюдалось ослабление идеологического пресса и обозначилось значительное отставание экономики от развитых стран Запада. Разрушение единого Советского Союза, ознаменовавшееся сложными политическими процессами, привело к появлению ряда самопровозглашенных государств на постсоветском пространстве. Данный процесс был основан на углублении экономического кризиса в связи с падением цен на энергоносители, а также на ошибочной внутренней политике КПСС в национальной и экономической сферах.

В начале 1988 года продолжалось резкое ухудшение внутреннего положения СССР в силу дестабилизации, выхода из-под контроля общественно-политической ситуации. Уже в этот период стали выявляться катализаторы распада единого государства. Такими причинами стали не до конца решенные проблемы восстановления справедливости после сталинских ссылок, разница статусов различных народов СССР и их государственных устройств. Не последнюю роль в качестве импульса к распаду одной из ведущих мировых держав сыграло «право народов на самоопределение». Во многих республиках — Молдова, Южная Осетия, Абхазия, Грузия и Нагорный Карабах, — а также Прибалтийских республиках стали появляться оппозиционные КПСС республиканские компартии, организовывались массовые забастовки и национальные движения [1].

На конец 1980-х — начало 1990-х годов пришелся период раздувания этнических конфликтов на территории бывшего СССР и процесс формирования непризнанных государств. Большинство автономий РСФСР приняли декларации о суверенитете с правом верховенства конституции и местных законодательных актов. Все государства, образованные с 1992 года, в течение нескольких лет испытывали период усиленного и оживленного государственного строительства, который сопровождался созданием собственной финансово-банковской системы и новых условий для функционирования экономики, формированием собственной армии и самостоятельных силовых структур, а также построением вертикальной системы государственного управления.

«Базовые условия» для построения государства были более сложными в самопровозглашенных государствах, нежели в бывших союзных республиках, в связи с тем, что государственные органы базировались на административных органах низшего звена, не прекращались вооруженные «наведения порядков» властями бывших республик Советского Союза на неподконтрольных территориях. Большинство самопровозглашенных республик находились в экономической зависимости от своих «метрополий», не имели международного признания и находились во внешнеполитической изоляции.

Однако, несмотря на все эти негативные факторы, самопровозглашенные непризнанные республики в период 1990–1993 годов смогли сформировать свои структуры и атрибуты независимости. Одним из таких государств является Приднестровская Молдавская Республика. В результате противостояния «возрождению молдавской нации», часть которой выступала за объединение с Румынией, и установлению законопроектов «О статусе государственного языка в Молдавской Советской Социалистической Республике», «О функционировании языков на территории МССР», «О возврате молдавскому языку латинской графики» на территориях левого берега Днестра, 2 сентября 1990 года в ходе II чрезвычайного съезда народных депутатов всех уровней Приднестровского региона было образовано суверенное независимое государство в составе Союза ССР, которое включало в себя Григориопольский, Рыбницкий, Слободзейский, Дубоссарский и Каменский (левобережные части) районы. Председателем Временного Верховного Совета ПМССР стал Игорь Николаевич Смирнов, который на протяжении последующих 20 лет был президентом республики [2].

ПМССР установила контакты с соседними территориями. Одним из наиболее ярких примеров взаимопомощи стал «гагаузский поход», направленный на освобождение территории Гагаузии от молдавских силовиков. Данная операция создала прочные связи между Гагаузской республикой и Приднестровьем. Вскоре на территории Дубоссар произошло первое столкновение кишиневских опоновцев и защитников самопровозглашенной республики. Избрав путь силового давления, президент Молдовы Мирча Снегур впервые применил оружие против «своего» народа, что в дальнейшем переросло в настоящую войну.

Параллельно с ведением военных действий на севере Приднестровья в столице 25 ноября 1990 г. был избран двухпалатный Верховный Совет ПМССР, который состоял из Совета Национальностей и Совета Республики. В условиях обострения общественно-политической обстановки региона, а также негативного влияния Молдовы на социально-экономическую стабильность в республике стало ясно, что процесс формирования исполнительных органов власти должен идти быстрыми темпами. Обсуждение данного вопроса явилось центром внимания III съезда народных депутатов всех уровней ПМР, в ходе которого было принято постановление ВС ПМССР с поручением об утверждении структуры органов государственного управления и их персонального состава вплоть до 10 февраля 1991 года. В итоге 5 марта Верховный Совет принял резолюцию «О структуре органов государственной власти ПМССР», в соответствии с которой были созданы 15 республиканских управлений: юстиции; внутренних дел; торговли; связи; местного хозяйства; здравоохранения и спорта; народного образования, науки, культуры и религии; охраны природных ресурсов и окружающей среды; материально-технического снабжения и ресурсов; трудовых ресурсов и социального обеспечения; промышленности и энергетики; строительства и архитектуры; сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; информатики и средств массовой информации; транспорта и дорог [3].

Во второй половине 1991 года в результате «августовского путча» Правительство Молдовы воспользовалось случаем и обвинило ПМР в поддержке ГКЧП. Вооруженные группы молдавского спецназа направились в районные центры и города Приднестровья с целью захвата жизненно важных объектов и административных зданий и ареста руководителей Республики и народных депутатов. В такой напряженной обстановке молодая республика осознала важность принятия безотлагательных мер. Так, на сессии ВС ПМССР 25 августа была утверждена Декларация о независимости Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. На IV съезде народных депутатов всех уровней ПМССР, состоявшемся 2 сентября 1991 года, после доклада заместителя Председателя Республики А. А. Кармана о проделанной работе Конституционной Комиссии была принята Конституция ПМССР. 5 ноября 1991 года Верховный Совет принял решение о переименовании ПМССР в Приднестровскую Молдавскую Республику, а 1 декабря на референдуме в ходе всенародного голосования была принята независимость ПМР в экономическом и политическом союзе суверенных государств.

Следовательно, к концу 1991 года произошло создание фундамента Приднестровья. Независимость республики, призванной обеспечить равенство обязанностей и прав граждан всех национальностей, населяющих ее территорию, стала необходимым и естественным условием существования государственности. Приднестровский народ подтвердил свою волю к самоопределению.

Приднестровские события начала 1990-х годов являлись особо важными для Москвы, причиной чему послужило расположение в регионе бывшей 14-й советской армии — одного из крупнейших воинских формирований на территории Украинской и Молдавской ССР в период существования СССР. Для воинского соединения, имущество которого оценивалось в сумму более 4 млрд. долларов, молдавско-приднестровский конфликт создавал опасность из-за периодических наступлений молдавской полиции и армии и приднестровских отрядов, стремившихся заполучить оружие для войны.

Положение 14-й армии еще усугублялось и тем, что на период 1991–1992 года она находилась под командованием Объединенных Вооруженных Сил СНГ, а ее расположение на территории Приднестровья являлось неким нарушением суверенитета независимой Республики Молдова. В ходе переговоров двух сторон было достигнуто соглашение о передаче РМ немалой части вооружений 14-й армии, находившихся на территории правого берега Днестра [4]. Значительное количество военной техники было передано приднестровской стороне. Война завершилась замораживанием молдавско-приднестровского конфликта и высадкой на Тираспольском аэродроме первых российских миротворцев — десантников Псковской и Тульской дивизий. Все 25 лет органы миротворческой операции работали над тем, чтобы противоборствующие стороны могли говорить и договариваться на самых высоких переговорных форматах. Проведение миротворческой операции — не сама цель, а острая необходимость в арбитре, иначе противоборствующие стороны смотрели бы друг на друга через прицелы автоматов.

За 25 лет с момента развертывания миротворческой операции на Днестре не было военных обострений, аналогично имевших место в Абхазии и Южной Осетии. Соответственно, это давало возможность блокировать возникавшие инциденты, вести переговоры, годами налаживать хозяйственные и гуманитарные отношения поверх неурегулированных статусных вопросов. Сегодня, миротворческая операция является одним из важнейших гарантов мира и стабильности на берегах Днестра в условиях неурегулированного политического конфликта [5].

Несмотря на кризисное состояние экономики ПМР в 1990-е годы, галопирующие цены на продукты питания и рост оплаты за коммунальные услуги, обернувшиеся для граждан необходимостью решения проблем выживания, приднестровцы проявили высокую гражданственность, напрямую участвуя в делах своего государства.

В 1995 года в ходе V съезда ВС ПМР была принята новая конституция, в которой подробно разработаны свободы, права, обязанности человека и гражданина, а также конкретизирован состав и функции конституционной комиссии во главе с Президентом и председателем ВС ПМР. Последние наиболее важные поправки внесены в Конституцию ПМР 30 июня 2000 года, в соответствии с которыми усилены полномочия президента и вместо двухпалатного создан однопалатный парламент.

В 2002 года в республике началась большая приватизация, в программу которой были включены 142 объекта государственной собственности. Особенность данного явления в Приднестровье состоит в том, что процесс передачи в частную собственность производится на возмездной основе, к тому же, по сравнению с Молдовой и Россией, эмиссия соответствующих ценных бумаг — ваучеров, бонов, чеков — и создание инвестиционных фондов не осуществляется. Предприятия продавались по индивидуальному проекту или с аукциона, а все средства от продажи имущества поступали в государственную казну. Конечно, опыт такой приватизации не всегда оказывается успешным, но все же большинство приватизированных предприятий выполняют поставленные условия. На 2007–2008 года пришелся заключительный этап в процессе разгосударствления собственности. Новыми владельцами большинства предприятий стали инвесторы из России, трудовые коллективы, а также различные компании из США, Бельгии, Германии, Франции и Венгрии [6].

В настоящее время Приднестровье, выжившее и все еще выживающее в крайне непростых условиях жесткой экономической блокады, смогло создать свою государственность и ее атрибуты, а также собственную экономику и справилось с сохранением их целостных структур. Однако в виду обостряющихся внешнеполитических факторов, влияющих на внутриполитическое развитие самопровозглашенного государства, и физической невозможности модернизации местного производства, государство стоит на пути выбора будущего, которое зависит от правящих элит ПМР и желания самого приднестровского народа.

Литература:

  1. Гросул В. Я. История Приднестровской Молдавской Республики Т. 2, ч. II. — Тирасполь: РИО ПГУ, 2001. — 512 c.
  2. Приднестровье в 80–90 годы // Информационно-новостной ресурс Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://newspmr.com/istoriya-pmr/pridnestrove-v-80–90-gody (дата обращения: 01.10.2017)
  3. Создание Приднестровской Молдавской Республики // Информационно-новостной ресурс Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://newspmr.com/istoriya-pmr/sozdanie-pmr (дата обращения: 01.10.2017)
  4. Приднестровье в 1992–1995 годы // Информационно-новостной ресурс Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://newspmr.com/istoriya-pmr/pridnestrove-v-1992–1995-gody (дата обращения: 01.10.2017)
  5. Спецпроект «Четверть века без войны» // Новости Приднестровья. URL: https://project321352.tilda.ws/ (дата обращения: 01.10.2017)
  6. Харитонова Н. И. Социально-экономическое развитие Приднестровской Молдавской Республики: проблемы и перспективы (1990–2012 годы) // Государственное управление. Электронный вестник. — 2013. — № 41. — С. 119–141.
Основные термины (генерируются автоматически): миротворческая операция, молдавско-приднестровский конфликт, Приднестровье, государство, Молдова, республика, государственное управление, Приднестровская Молдавская Республика, Советский Союз, Южная Осетия.


Ключевые слова

Приднестровье, молдавско-приднестровский конфликт, становление и развитие ПМР, экономическая блокада

Похожие статьи

Проблема статуса непризнанных государств и урегулирование территориальных конфликтов на примере Нагорно-Карабахской Республики

Цель статьи — изучить историю Нагорно-Карабахской Республики как непризнанного государства и сформировать системное видение причин его возникновения и способов урегулирования данного конфликта.

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Формирование инновационной политики в Приднестровье и ее основные направления

В статье на примере Приднестровской Молдавской Республики представлен опыт реализации государственной инновационно политики в условиях самоопределившегося (непризнанного) государства. Обозначены основные элементы инновационной стратегии, правовые осн...

Политико-правовой статус Каспийского моря в контексте российской геостратегии

В статье рассматривается проблема политико-правового статуса Каспийского моря как фактора военно-политических, геоэкономических и экологических рисков для региона. Предложения авторы призваны восполнить идейно-правовой вакуум, образовавшийся после ра...

Анализ основных элементов общественного восприятия территориального образа современной Чеченской Республики

В статье рассматривается проблема ключевых элементов воздействия существующего образа территориального образования на его общественное восприятие на примере одного из самых одиозных регионов Российской Федерации — Чеченской Республики, переживающей в...

Проблематика политической и этнической идентичности Казахстана

В статье автор раскрывает и исследует сложности в идентичности, с которыми столкнулся Казахстан с получением независимости.

Межгосударственные отношения России и Турции в XXI веке

В статье автор исследует основные положения межгосударственных российско-турецких отношений с 2014 по 2024 гг. под влиянием внешнеполитического и экономического факторов в условиях политического диалога между государствами.

Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации

В данной работе будет проведена комплексная оценка политической ситуации в трех государствах, исторически принадлежащих к различным культурам, а также отдалённых c геополитической точки зрения. В частности, в настоящее время существует необходимость ...

Проблемы и перспективы развития непризнанных государств в современном мире

Данная статья раскрывает основные проблемы развития непризнанных государств в современном мире, а также предусматривает перспективы их развития на современном этапе становления общества, государства, в период стабилизации политической сферы.

Украинский вопрос в политике Австро-Венгрии и Германии накануне и в период Первой мировой войны

В статье рассматривается один из сложных и актуальных вопросов новейшей истории — предпосылки и особенности формирования независимого украинского государства, который впервые с особой силой проявился накануне и в ходе Первой мировой войны. Автор расс...

Похожие статьи

Проблема статуса непризнанных государств и урегулирование территориальных конфликтов на примере Нагорно-Карабахской Республики

Цель статьи — изучить историю Нагорно-Карабахской Республики как непризнанного государства и сформировать системное видение причин его возникновения и способов урегулирования данного конфликта.

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Формирование инновационной политики в Приднестровье и ее основные направления

В статье на примере Приднестровской Молдавской Республики представлен опыт реализации государственной инновационно политики в условиях самоопределившегося (непризнанного) государства. Обозначены основные элементы инновационной стратегии, правовые осн...

Политико-правовой статус Каспийского моря в контексте российской геостратегии

В статье рассматривается проблема политико-правового статуса Каспийского моря как фактора военно-политических, геоэкономических и экологических рисков для региона. Предложения авторы призваны восполнить идейно-правовой вакуум, образовавшийся после ра...

Анализ основных элементов общественного восприятия территориального образа современной Чеченской Республики

В статье рассматривается проблема ключевых элементов воздействия существующего образа территориального образования на его общественное восприятие на примере одного из самых одиозных регионов Российской Федерации — Чеченской Республики, переживающей в...

Проблематика политической и этнической идентичности Казахстана

В статье автор раскрывает и исследует сложности в идентичности, с которыми столкнулся Казахстан с получением независимости.

Межгосударственные отношения России и Турции в XXI веке

В статье автор исследует основные положения межгосударственных российско-турецких отношений с 2014 по 2024 гг. под влиянием внешнеполитического и экономического факторов в условиях политического диалога между государствами.

Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации

В данной работе будет проведена комплексная оценка политической ситуации в трех государствах, исторически принадлежащих к различным культурам, а также отдалённых c геополитической точки зрения. В частности, в настоящее время существует необходимость ...

Проблемы и перспективы развития непризнанных государств в современном мире

Данная статья раскрывает основные проблемы развития непризнанных государств в современном мире, а также предусматривает перспективы их развития на современном этапе становления общества, государства, в период стабилизации политической сферы.

Украинский вопрос в политике Австро-Венгрии и Германии накануне и в период Первой мировой войны

В статье рассматривается один из сложных и актуальных вопросов новейшей истории — предпосылки и особенности формирования независимого украинского государства, который впервые с особой силой проявился накануне и в ходе Первой мировой войны. Автор расс...

Задать вопрос