В статье раскрывается значение такого понятие как «политическая реклама». Особое внимание уделяется функциям политической рекламы, через которые раскрывается ее роль в современном обществе.
Ключевые слова: политическая реклама, функции политической рекламы, социализация, информирование, интеграция, дифференциация, демократия
В разных языках в значение слово «реклама» вкладывается разный смысл, например, в переводе с латинского «reclamare» означает «выкрикивать, провозглашать», с немецкого «werbung» — «вербовать, манипулировать», с английского «advertise» — «предлагать», с французского publicite — «делать на большое количество публики», таким образом реклама сочетает в себе такие черты как: провозглашение информации, манипулятивное воздействие, направленность информации и массовый характер сообщения. Что касается политической рекламы, то здесь наиболее полное определение дает С. Ф. Лисовский: «Политическая реклама — это форма политической коммуникации в условиях выбора, связанная с адресным воздействием на электоральные группы и происходящая в лаконичной, легко запоминающейся форме». [1 с.10] В современном мире политическая реклама играет огромное значение для общества и выполняет ряд важнейших функций:
- Самая основная функция любой рекламы, в том числе и политической — это информативная функция. Она оповещает, знакомит аудиторию с определенной политической информацией, это могут быть сведения о кандидате; партиях, их взглядах и предложениях; акциях; мероприятиях и тд.
- Функция социализации личности. Через политическую рекламу индивид усваивает определенные нормы, ценности, стереотипы, модели и образцы поведения.
- Несомненно, следует отметить коммуникативную функцию. Политическая реклама выступает своеобразным каналом коммуникации между властью и обществом, с ее помощью представители властных структур транслируют нам свои идеи, предложения и взгляды. [2 c. 11]
- Воздействие на интеграцию общества. Реклама распространяет на различные аудитории тексты, образы, модели поведения, способствующие формированию в обществе единых ценностей, норм, стереотипов.
- Однако, политическая реклама способствует и противоположному процессу — дифференциации общества. Общество представляет собой совокупность больших и малых социокультурных групп, в свою очередь реклама «работает» на определенные группы потребителей. Представляя той или иной аудитории набор желательных для данной социокультурной группы товаров, желательную модель потребления, она, тем самым, способствует идентификации членов группы, отделению их от иных групп.
- Содействие становлению и развитию демократических принципов в обществе. Возможность выбора — есть непременный атрибут демократии, а реклама помогает нам сделать этот выбор, обеспечивая нас необходимой для этого информацией.
При современных условиях расширяющейся демократии политическая реклама становится одним из основных средств в борьбе за голоса избирателей, поэтому от ее грамотного построения зависит расстановка политических сил как в отдельно взятых регионах, так и в стране в целом. Самый яркий пример того, как успешно проведенная реклама может кардинально изменить политическую ситуацию, — это выборы Президента России в 1996 году. Как известно, к началу 1996 года рейтинг еще действовавшего президента Бориса Ельцина был катастрофически низок и составлял около 2–3 %, его поражение тогда казалось неминуемым. В начале апреля 1996 года стали проводится крупномасштабные исследования, охватившие население в целом и отдельно взятые социальные группы (гендерные, возрастные, квалификационные, профессиональные, поселенческие, региональные и электоральные). Исследования были направлены на поиск острых социальных проблем. Разработанные группой сценарии предвыборной кампании и ведущаяся кандидатом Ельциным сверхактивная кампания вскоре начали давать результаты — его рейтинг начал расти. [3 c.7] Политическая реклама старалась ликвидировать слабые и непопулярные стороны личности и деятельности Ельцина в сознании людей. Активно использовалась идея сделать Ельцина ближе к народу через такие рекламные ролики как «Верю. Люблю. Надеюсь». «Коммерсантъ-Daily» от 29 мая 1996 года сообщал: «Целый «социальный сериал», включающий несколько десятков роликов, позволяет высказаться в поддержку Ельцина не наемным агитаторам, а простым людям «с улицы»». Кроме того, были записаны два музыкальных альбома: «Ельцин — наш президент» и «Голосуй или проиграешь». Результатом стала победа Бориса Ельцина 3 июля 1996 года в ходе второго тура выборов и его избрание на пост президента РФ на второй срок с результатом 53,8 % голосов. [4]
Таким образом, политическая реклама на сегодняшний день в условиях демократического общества играет важнейшую роль. Она ориентирует граждан в политическом выборе и как следствие влияет на расстановку политических сил в стране.
Литература:
- Лисовский С. Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. С.10
- Лисовский С. Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. С.11
- Ослон А. Как в 1996 году Аналитическая группа сделала опросы социальным фактом // Социальная реальность. № 6. 2006 C.7
- ЦИК. Итоги выборов Президента РФ — 1996 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zoom.cikrf.ru/zoom/find.asp?nqr=-1