При создании и организации центра по ознакомлению детей с правилами дорожного движения можно выделить три этапа: информационный, проективный, практический.
Рассмотрим каждый этап.
- Информационный этап.
На этом этапе основной задачей являлось — сбор информации по следующим вопросам:
– Возрастные особенности детей 6–7 лет.
– Задачи по обучению ПДД детей подготовительного кшколе возраста.
– Особенности организации предметно-развивающей среды.
1.1. Организуя предметно-развивающую среду в группе необходимо опираться на возрастные особенности детей 6–7 лет:
Дети этого возраста уже учатся обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи. Так же продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
У дошкольников продолжает развиваться связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
1.2. Организуя центр безопасности необходимо определить задачи по обучению ПДД детей подготовительного к школе возраста:
1) Учить свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада; пользоваться планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц.
2) Учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, и стараться ее избежать.
3) Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;
4) Обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном.
5) Уточнить знания детей о правилах поведения в транспорте: воспитывать уважительное отношение к окружающим, закреплять знания о безопасном поведении в транспорте.
6) Познакомить детей с опасностями, которые могут возникнуть во время катания на велосипеде, самокате.
7) Объяснить детям значение жестов сотрудника ГИБДД.
1.3. При проектировании центра ПДД необходимо учесть основные рекомендации по организации предметно-развивающей среды (Т. Н. Доронова)
Для этого необходимо изучить особенности организации игровой и познавательной зоны.
В игровой зоне для подбора игрушек-предметов оперирования для детей 6–7 лет учитываются два основных условия. С одной стороны, игрушки должны быть реалистичными, маленького размера и в определённой степени готовой к использованию (например, автомобильчики разных марок), вплоть до действующих моделей (например, механические подъемный кран, лебедка, заводные и управляемые электрифицированные железная дорога, автомобили, луноходы и пр.), а также сборные модели (самолеты, яхты и пр., действующие сборные модели типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер сюрпризов») и игрушки — трансформеры (игрушки-модели, сборно-разборные игрушки являются одновременно и хорошим материалом для познавательно-исследовательской деятельности).
Игрушки-маркеры условного пространства также используются с учётом этих же условий — реалистичные и уменьшенные. Так же очень большое значение приобретают макеты — предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории. Макеты как мелкие маркеры условного пространства становятся опорой в построении детьми достаточно сложных игровых «миров» в режиссерской игре (совместной и индивидуальной). Также используются для построения игровых «миров» мелкие маркеры разной степени готовности (различного рода строения — гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким фигуркам персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных зданий, домиков и пр.).
Второе направление — использование крупных прототипических маркеров в сторону все большей условности. Они теряют определенную тематически смысловую нагрузку и приближаются к крупным полифункциональным предметам, как бы смыкаются с ними. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолета, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей, из которых может быть сооружено все, что угодно). Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.
Игрушки-персонажи в старшем дошкольном возрасте (6–7лет) выступают в двух видах: с одной стороны, они меняются в направлении еще большей реалистичности, стремясь к ее крайнему полюсу, с другой стороны, большое значение приобретают крайне условные игрушки. И те, и другие уменьшаются в размерах, т. е. по этому параметру они приближаются к полюсу максимальной условности. Необходимость реалистичной игрушки персонажа обусловлена предпочтениями детей, которые стремятся организовать свой игровой «мир» как настоящий. Большую ценность для ребенка приобретает не отдельная игрушка персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный» макет) или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту.
В возрасте 6–7 лет в арсенал детской деятельности, кроме игр с правилами на физическую компетенцию (на ловкость), на «удачу», начинают входить и игры на умственную компетенцию. Часть из них (так называемые словесные игры) не нуждаются в предметной поддержке, часть — игры комбинаторного характера (стратегические) — требуют специального игрового материала. Материал для игр на «удачу» усложняется: это разнообразные тематические «лото» (с 8–12 частями), цифровое лото, «гусек» с большим полем (до 50 ходов) и игральным кубиком до 6 очков.
- Проективный этап:
Проанализировав полученную информацию, было решено организовать центр по ознакомлению с ПДД в трёх уровнях: на стене, на полу, на столе.
Поэтому основной задачей этого этапа стало составление проектов каждого блока:
– определить виды деятельности, перечень игр и оборудование;
– выбрать стиль оформления (эмблема, цвет);
– составить проекты блоков.
Игры на стене:
Игры по ИЗО |
Режиссерские игры |
Дидактические игры |
Навесные макеты |
||
штриховка |
творческое рисование |
||||
Обведи шаблон. Обведи контур. Штриховка контурных изображений. |
Чего не хватает? Нарисуй город, улицу. |
«Магазин» «Служба спасения» «Пешеходы» «Водители» «Пассажиры» «Скорая помощь» |
«Третий лишний» «Где спрятался знак?» «Исправь светофор» «Путаница» «Что говорит жезл?» «Угадай какой знак?» «Поставь дорожный знак» «О чем говорят знаки?» «Найди и назови» «Найди безопасный путь» |
«Квартал» «Дорога домой» «Дорога в детский сад» «Улица» |
|
Игры на полу:
– Ковровое покрытие (можно линолеум) с готовым рисунком дорог, перекрестков, домов.
– Сюжетообразующие наборы «Пожарная часть», «Строительная площадка», «Пост ГАИ» и т. д.
– Полифункциональное оборудование: наборы крупного и мелкого конструктора, ширмы, предметы заместители.
Игры на столе:
Речевые игры |
Театральные игры, книжный уголок |
Настольные игры |
Макеты |
||
Игры справилами |
Дидактические |
Режиссерские игры |
Конструирование |
||
«Я знаю»; «Назвать транспорт на определенную букву»; «Отгадай предмет по его описанию», «Да — нет»; «В чем причина?»; «Назвать больше слов по теме»; «Третий лишний». |
Наборы ролевых персонажей, «На лесном перекрестке» «Незнайка на дороге»; «Игры во дворе» «Дядя Степа милиционер», «Путешествие за город»; «Чебурашка идет в школу»; «Происшествие в Светофории»; «Друзья Светофорика». |
«Лото пешехода»; «Чудесный мешочек»; «Внимание дорога»; «Школа автомобилиста»; «Учим дорожные знаки»; «Основы безопасности на дороге»; «Правила дорожного движения» |
«Дорожный экзамен»; «Найди безопасный путь»; «Дорожные знаки»; «Путаница»; Веселые ребусы; «Поставь дорожный знак»; «Найди безопасный путь»; «Где мое место?», Альбомы «Разные виды транспорта» и т. д. |
«Магазин» «Служба спасения» «Пешеходы» «Скорая помощь» «Дорожно-строительная служба» «Служба дорожных комиссаров». Плоскостные макеты, схемы, модели, алгоритмы, карты. |
«Квартал»; «Улица»; «Детский сад»; «Дорога в детский сад»; «Дорога домой»; Схемы, модели, алгоритмы, карты. |
- Практический этап:
На этом этапе подбирается материал и реализуется проект центра по ознакомлению детей с ПДД.
Литература:
- СаулинаТ.Ф: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет. — М. Мозаика- Синтез, 2014.
- Беляева О. М. В добрый путь! Учебно- методическое пособие по формированию у дошкольников знаний о правилах безопасности дорожного движения. / О. М. Беляева. -Ульяновск: Издатель Качилин Александр Васильевич, 2012.
- Шипунова В. А. Детская безопасность (образовательная область «Безопасность»): учебно-методическое пособие для педагогов. Практическое руководство для родителей. -М.: ИД «Цветной мир», 2013.
- О. В. Чермашенцева Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации — Волгоград: Учитель, 2012
- К. В. Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
- Белая К. Ю.: Формирование основ безопасности у дошкольников: Для занятий с детьми 2–7 лет. ФГОС М. Мозаика- Синтез, 2017