В эффективной деятельности каждого учителя физической культуры, спортивного наставника лежит высокий профессионализм, он умеет системно применять свои знания и опыт в работе со своими студентами и учениками. «Профессионал — это обладатель высоких профессиональных качеств по своей специальности, примерной деятельности, своих достижений, занимающий значимое место в обществе, а также активный творец, сумевший поднять свой вид спорта до уровня искусства»1.
В отношении деятельности учителя физической культуры существует ряд поставленных перед ним профессиональных требований. Чтобы стать профессиональным тренером, необходимо полностью отвечать данным требованиям. Можно сказать, что известные спортсмены, занимающиеся тренерской деятельностью, становятся известными и великими тренерами.
Спортсмен в своей деятельности подчиняется отдельным закономерностям, а тренер подчиняется другим, высокопрофессиональным закономерностям. Эти понятия в каком-то смысле может применять и учитель физической культуры, а также применять их в отношении обучаемых. Любой тренер, добившийся каких-либо определенных успехов в отдельно взятом виде спорта, став хорошим учителем в системе вуза, не всегда может суметь вести свою деятельность. И как показывает практика, опытный и квалифицированный педагог вузовской системы может неверно поставить ведение своей тренерской деятельности по отдельно взятому виду спорта.
Центральное место в учебных планах, направленных на подготовку специалистов, занимает обучение дисциплинам по специальности, которые поднимут студентов на новый, истинный профессиональный уровень. В данном месте значимое место занимает подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности, направленной на формирование необходимых знаний, умений и профессионализма, спортивно-педагогические учебные дисциплины. Все виды практических занятий, проводимых в вузах, рассматриваются с точки зрения интеграционного источника по получению специальных знаний, навыков и квалификации по различным наукам.
Отрасль, служащая специалистам с высшим образованием, по деятельности тренера легкой атлетики очень широка: общеобразовательные школы, среднее специальное профессиональное обучение, вузы, детские и подростковые спортивные школы, колледж олимпийского резерва, различные клубы, а также спортивные команды и пр.
От специалиста требуются глубокие знания по общим и специальным направлениям учебно-методических программ, научных основ, знание нормативно-директивных документов по физической культуре и спорту, программ и содержания учебников, методик по организации общественных спортивных мероприятий, технологий по подготовке спортивных кадров, способных к достижению высоких результатов.
Уровень соответствия и квалификации специалиста, отвечающего требованиям, определяют состав его деятельности. Составляющие деятельности педагога-тренера формируются из компонентов, таких как проект, творчество, организация, общение, диагностика, старательность.
Способность проектирования у тренера определяется способностью суметь подготовить высокоразрядных волейболистов. Отдельное внимание уделяется умению подготовки запаса, наличию занятий по осуществлению специальных средних, а также микроциклических занятий, грамотному распределению занятий, заданий и нагрузки по соревнованиям, дающихся спортсмену, а также организации общественных мероприятий по легкой атлетике, связанных с ними навыками и квалификацией.
Для спортсмена эти навыки определяются техникой самоконтроля, улучшением физических качеств по самостоятельным занятиям, определяют также место по осуществлению утренней гимнастики, планирование места и времени.
Тренерский конструктивный компонент находит свое отражение в эффективности овладения мировыми знаниями по данному направлению у студентов легкой атлетики, в обучении нормам распорядка дня, гигиене питания, обучения, отдыха. Для спортсмена эти навыки помогут принять независимое и верное решение во время игры, а также занятий, в определении содержания распорядка дня, самостоятельных работ.
Способность к организации у тренера связана с планированием мероприятий по всем основным направлениям (занятия, обучение, соревнования, досуг, оздоровительные работы и пр.), умением эффективной организации деятельности игроков. В данный состав входит умение осуществлять правильные действия, запланированных студентами мероприятий и дел.
Коммуникативное соответствие педагога-тренера напрямую зависит от умения наладить доверительные, добрые взаимоотношения по профессиональным задачам, со студентами-спортсменами, различными сотрудниками, родителями, общественными организациями. Взаимное согласие среди спортсменов, сформированное в результате здоровой атмосферы в команде дает положительное влияние на эффективность соревнований и занятий.
Диагностическое соответствие требует от педагога-тренера глубоких познаний в области волейбола, его теории и методики, практическое применение их, наличие навыков, а также быть сведущим о работах передовых технологий, научной литературы, научных исследований, внедрение их в практическую деятельность. Для спортсмена данные навыки находят свое отражение в знаниях легкой атлетики, методики занятий, знании способов, а также непосредственно критики своей деятельности.
Составляющий компонент соответствия действий спортсмена определяется мастерством применения навыков тактико-технических действий волейбольной игры, наличием специальной физической подготовки.
Вышеперечисленные составляющие являются взаимосвязанными составляющими частями, присущими деятельности педагога и тренера, а также студента. Только отдельное, системное их использование дает высокие результаты в профессиональной деятельности.
Литература?