Рассматриваются особенности экологического правосознания как вида общего правосознания граждан, его структура и особенности формирования.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, правосознание, экологическое воспитание, экологическое образование
Проблема экологизации современного права красной нитью проходит практически через все принимаемые на данный момент нормативные акты — прежде всего, в сфере экономики, народного хозяйства, социальной сфере общества. Однако, надлежащее правовое регулирование, как представляется, невозможно без формирования на общегражданском уровне надлежащего уровня правовой культуры и, прежде всего — правосознания.
Несмотря на большое количество научных исследований в данной теме, проблема правосознания в науке до сих пор не разрешена окончательно. Неоднозначное понимание содержания правосознания как психологического феномена, его переоценка как феномена чисто правового подчас создаёт проблемы не только на уровне определения сущности и содержания правосознания в теории, но и затрудняет сам правотворческий процесс. Сложности возникают не только в «оторванности» нормативного материала от реальной жизни, её исторических и экономических условий — очень важно учитывать и уровень правовой грамотности и правового поведения в самом обществе — объекте правового регулирования.
Особенно важно это в условиях коренной перестройки общественно-экономической формации, с которыми Россия столкнулась в последние двадцать пять лет. Запрет (как минимум формальный — в соответствии с Конституцией 1993 г.) на государственную идеологию требует от государства нового, более эффективного инструментария исследования и формирования нормального правосознания своих граждан. Реализация концепции правовой реформы, обозначенная Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» предполагает развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки» [1], направленных, прежде всего, на формирование и развитие правосознания.
Правосознание и его различные характеристики — онтологические, генетические, культурные, психологические и культурные — привлекали и привлекают внимание социологов, философов, юристов и других исследователей. Как отмечает Ю. А. Борзенко, «разработка основных теоретико-методологических подходов к природе и сущности правосознания имеет давнюю историко-правовую традицию. Эти вопросы нашли своё отражение в трудах русских дореволюционных, советских и современных юристов, психологов, социологов» [3, с.5].
Проблема правосознания носит комплексный, сложный междисицплинарный характер. Этим объясняется тот факт, что исследованием этого феномена, отдельно взятыми его проблемами занимаются представители многих наук: философии права, социологии, психологии.
Следует отметить учения выдающихся российских философов права П. И. Новгородцева и его последователя И. А. Ильина, которые представляют обстоятельный и глубокий философский анализ феномена правосознания в рамках теории естественного права. В работах П. И. Новгородцева, написанных как раз в сложные времена первой русской революции и русско-японской войны, правосознание изучается на основе проблемного подхода — т. н. ситуации «правового нигилизма», сложившейся в России того времени Причину кризиса правосознания Новогородцев усматривает в преувеличении роли правового государства, которое ошибочно признается «земным богом» и идеалом нравственности» [5, с. 545].
Эпоха крупных потрясений, случившихся в начале XX века, несомненно, сподвигла учёных к изучению психологических сторон складывавшихся политических и правовых явлений, поиску их внутренней мотивировки. Так, А. В. Мелёхин пишет: «формирование правосознания становится в XIX—XXI вв. процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании — один из этапов этого развития» [6, с. 472]. Таким поиском духовного начала и стали заниматься, прежде всего, философы.
Говоря об основных признаках, надо отметить, что правосознание — это сложный, комплексный процесс. Формирование правосознания — процесс во многом ретроспективный, обращённый на прошлый человеческий опыт, поэтому весьма важен для него и надлежащий уровень предшествующего образования, правовых знаний человека.
К иным признакам правосознания относятся следующие:
«а) носителем правосознания является человек или общность людей;
б) отражает государственно-правовые явления;
в) выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;
г) носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспективы развития политико-правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;
д) тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д». [7, с. 440].
Стоит отдельно отметить и такой признак правосознания как его нормативность. Несмотря на то, что правосознание не имеет такой степени формальной закреплённости и общеобязательности, которыми обладает право, оно находит своё нормированное выражение в тех моральных, духовных, культурных — в целом, общечеловеческих — представлений общества о тех или иных правовых явлениях. Те же мораль, религия, иные социальные регуляторы являются своеобразными отражениями социальной действительности, созданными посредством человеческого сознания, не в последнюю очередь проходя в нём через сознание правовое.
Применительно к экологическому правосознанию стоит сказать, что оно представляет собой структурированную систему устоявшихся взглядов, знаний, идеологических концепций и конкретных идей по вопросам взаимоотношений живых систем и взаимодействия их компонентов между собой и с человеком, антропогенного влияния на окружающую среду. Такое правосознание выступает как прямое отражение образовавшейся на настоящей момент в обществе правовой и экологической культуры — то есть осознания человека как одного из компонентов природной среды и стремления людей к достижению надлежащего уровня взаимодействия с природой, не причиняющего ей значительного ущерба.
Кроме того, как отмечает в своей статье И. Ф. Габидуллин, «…специфика экологического правосознания заключается не только во взаимосвязи всех своих элементов тем, что пропускает все вышеуказанные взгляды, знания и идеи через призму правовых норм и категорий и отличается не только правоустановленностью, но и возможностью оказывать непосредственное влияние на процессы создания, применения и реализации соответствующих правовых норм» [4, с. 1284].
Стоит отметить, что в некоторых теоретических работах по данной теме некоторых научных трудах наряду с вышеуказанными категориями выделяются также понятия «экологизированное сознание» и соответственно правосознание [8]. Данное положение, на наш взгляд, выглядит достаточно спорным, потому что категория «экология» и иные, производные от неё элементы нацелены исключительно на защиту окружающей среды и ее гармоничное развитие. Речь может идти только о той или иной степени развитости экологического сознания и правосознания социума или индивида.
Обеспечение экологической безопасности обусловило необходимость разработки и утверждения Президентом Российской Федерации «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2]. Одной из основных задач, обозначенных данных документом в целях продвижения государственной экологической политики, выступает также и «…формирование экологической культуры, обеспечение эффективного участия граждан и юридических лиц в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности».
Как справедливо отмечается в теории, «вопросы развития экологического правосознания должны иметь первостепенное значение в государственной политике в области экологического развития. Это связано с тем, что предотвращение и снижение негативного воздействия на окружающую среду, восстановление нарушенных естественных экологических систем, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и другие благие намерения и задачи государственного управления могут быть эффективно решены только людьми с развитым экологическим правосознанием» [4, с. 1285].
Формирование экологического правосознания можно представить как непрерывный процесс, основными составляющими которого являются воспитание, образование и практическая деятельность как самой личности, так и всей совокупности, взаимодействующих с ней институтов — общественных организаций, государства, а также коммерческих организаций. В современных условиях воспитание и образование в этом процессе уже невозможно рассматривать в отрыве друг от друга — данные категории не только взаимозависимы, но и дополняют общую направленность формирования экологического правосознания в российском обществе.
Экологическое воспитание можно определить как особую форму воздействия на личность, направленную на развитие системы ценностей, установок, целей, мотивации и оценки деятельности с точки зрения отношения к окружающей среде (восприятие себя как части природы, ее самоценности и многообразия). Важную роль в этом процессе играют такие социальные институты, как семья, детский сад, группы неформального общения, школа.
Экологическое образование можно определить как целенаправленный процесс приобретения знаний, навыков и умений, связанных с обеспечением гармоничного сосуществования всех компонентов системы «человек-природа-общество». Оно главным образом определяет содержание формируемого экологического правосознания, которое впоследствии постоянно корректируется непосредственной практической деятельностью как самого человека, так и окружающих его субъектов.
В частности, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации в системе современного школьного и дошкольного образования значительно увеличена доля экологической и эколого-правовой составляющих. Так, например, на уровне соответствующих нормативных установлений разработаны и активно внедряются специализированные программы экологического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста, такие как «Юный эколог» и «Юный натуралист», «Наш дом — природа» и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования обозначены требования формирования основ экологической грамотности и экологической культуры.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 6.07.1995 № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 28. — Ст. 2642.
- «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 10.10.2017).
- Борзенко, Ю. А. Пенитенциарное правосознание в российском обществе: современное состояние и проблемы развития: дис. … канд. юр.наук.: 12.00.01 / Ю. А. Борзенко. Владимир, 2008. — 151 с.
- Габидуллин, И. Ф. Экологическое правосознание и образование как одна из основ гражданского общества / И. Ф. Габидуллин // Вестник Башкрирского университета. 2013. Т. 18. № 4. С. 1283–1286.
- Графский, В. Г. История политических и правовых учений: учебник / В. Г. Графский. М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2016. — 735 с.
- Мелёхин, А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелёхин. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с.
- Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 640 с.
- Шеяфетдинова, Н. А. Эколого-правовая культура и экологизированное правосознание / Н. А. Шеяфетдинова // Права граждан, правоохранительная и правоприменительная деятельность в России и на Украине. Ч. 2. Белгород: ОНиРИО БелЮИМВД России, 2003. — С. 198–202.