Особенности предпринимательской деятельности, осуществляемой сети Интернет, по законодательству Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 14.10.2017

Статья просмотрена: 1527 раз

Библиографическое описание:

Шелков, Н. А. Особенности предпринимательской деятельности, осуществляемой сети Интернет, по законодательству Российской Федерации / Н. А. Шелков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45919/ (дата обращения: 16.11.2024).



В условиях современного постиндустриального общества жизнь человека — не только социальные, но и экономические, хозяйственные, во многом даже политические его отношения — неразрывно связываются с развитием технологий. Влияя на повседневную деятельность людей, современные технологии заставляют государство также реагировать на эти изменения, «подстраивать» действующую нормативную базу под меняющиеся условия среды.

На стыке XX и XXI веков произошло заметное развитие, прежде всего, информационных технологий. Информация рассматривается теперь — наряду с капиталом, трудом, иными «классическими» факторами производства — как самостоятельный, новый, бурно развивающийся социальный и экономический ресурс. Формируясь на основе деятельности человека, его познавательной активности, информация наиболее точно и рельефно отражает состояние развития социума.

Сам по себе Интернет — являясь самой распространённой, поистине глобальной системе хранения и распространения информации — выступает не только для реализации непосредственных коммуникаций между людьми. В Интернете постоянно возникает, проистекает и прекращается максимально возможный спектр социальных отношений — как правомерных, так и объективно противоречащих нормам действующего права.

Многообразие таких отношений связано, как представляется, с одновременным действием нескольких факторов общего развития информационной среды:

  1. Появление новых субъектов правоотношений, характерных преимущественно (либо исключительно) для сети Интернет. Например, к таким субъектам относятся Интернет-провайдеры, информационные посредники, международные Интернет-корпорации;
  2. Развитие новых форм распространения электронной информации (например, интернет-СМИ, самые разнообразные электронные торговые площадки);
  3. Появление т. н. «электронных» форм платежей (системы платежей т. н. «электронными деньгами»; распространение криптовалют;
  4. Отдельно стоит выделить появление электронной цифровой подписи — как специфического способа подтверждения личности, распространившегося на целый ряд частно- и публично-правовых отношений — в том числе, и за пределами сети Интернет.
  5. Некоторыми авторами также выделяется возможность специфического разрешения правовых конфликтов посредством электронных форм такого разрешения [1, с. 21].

Таким образом, на основе всё более расширяющейся сферы применения Интернет-технологий можно с уверенностью говорить о становлении — в том числе, и в Российской Федерации — полноценной информационной и телекоммуникационные среды в Интернете. В связи с этим наиболее остро встаёт вопрос о наиболее приемлемом и эффективном правовом регулировании данной среды.

Как представляется, для такого сравнительно нового явления, как гражданские правоотношения, складываемые в связи с деятельностью субъектов в сети Интернет, необходимо разработать наиболее применимую систему нормативных понятий и определений, основных правил регулирования гражданско-правовых отношений. Особую важность это приобретает при нормативном обеспечении предпринимательской — прежде всего, торговой деятельности в Интернете. Большое количество возможностей для осуществления такой торговли, многообразие торговых площадок, способов оплаты товара (в том числе, и электронных) ставят перед законодателем проблему выработки основных и наиболее эффективных принципов нормативного регулирования в данной сфере. Здесь необходимо исходить, как минимум, из трёх основных требований:

  1. Необходимость пресечения незаконной торговли посредством Интернет-ресурсов (запрещёнными товарами, осуществление торговли в обход необходимых регистрационных и налоговых процедур), соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности;
  2. Защита прав покупателей — обеспечение защиты прав потребителей, в том числе, и при осуществлении покупок в Интернете, обеспечение безопасности их личных данных, средств на их электронных счетах;
  3. Обеспечение возможностей для самих предпринимателей беспрепятственно (при соблюдении всех требований законодательства) осуществлять торговлю посредством сети Интернет.

На актуальность данной темы указывают, прежде всего, статистические данные темпов развития и общих объёмов современной Интернет-торговли. Так, как отмечается в специализированных исследованиях, процент продаж товаров, осуществляемых посредством Интернет-магазинов, достигает (по состоянию на 2016 г.) более 30 % от общего количества продаж, а по отдельным категориям (медиа-продукция, бытовая техника, различные товары «высокотехнологичного сектора» (комплектующие к компьютерной технике и компьютерные программы) — уже доли в 75–80 %. Кроме того, отмечаются тенденции роста количества продаж на электронных площадках по видам товаров, которые раньше преимущественно приобретались в «обычных» магазинах (одежда, строительные товары и товары для дома) [2, с. 5–6]. Доля же сделок, связанных с покупкой отдельных товаров (например, музыка, печатные издания в различных электронных форматах) составляет уже более 90 % [2, с. 2].

В целом же, отмечается поступательный рост как отечественных торговых онлайн-площадок (Ozon.ru, интернет-магазинов торговых сетей «Связной», «Эльдорадо» и т. п.) так и увеличение доли участия иностранных — несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, связанную с ростом влияния взаимных торговых санкций (Amazon.com, Alibaba.com и т. д.). Поэтому, на наш взгляд — рассмотрение особенностей правового регулирования вопросов Интернет-торговли как отдельного, специфического вида предпринимательской деятельности, а также основных проблем практического применения норм гражданского законодательства к электронной торговле, перспектив их разрешения представляется нам особенно важным.

Стоит отметить, что вопрос о самом понятии торговли, осуществляемой при помощи средств сети Интернет, остаётся до сих пор достаточно дискуссионным в теории предпринимательского права. Заметим, что всё ещё не выработано даже общего понятия для данной категории сделок — в литературе можно встретить такие определения, как «онлайн-тогровля», «онлайн-коммерция», «электронный бизнес», «Интернет-торговля» и многие другие [2, с. 8–9].

Наиболее общие признаки данного вида предпринимательской деятельности выделяет в своей статье Н. И. Соловяненко. Так, по мнению учёного, к интернет-коммерции стоит относить всю совокупность экономических, организационных и юридических взаимоотношений, складываемых между участниками гражданского оборота при помощи средств, предоставленных информационно-телекоммуникационной системой, со специфической предпринимательской целью — извлечением прибыли, а также — в целях удовлетворения потребности покупателя в том или ином материальном благе [4, с. 40].

Кроме того, необходимо, как представляется обратиться к опыту международного законодательства в данной сфере. Существующей около двух десятков лет традицией правового регулирования вопросов электронной торговли (что связано, прежде всего, со сравнительно ранним появлением специализированных торговых ресурсов в сети Интернет (Ebay, Amazon и т. д.) выработано несколько основных подходов к особенностям регулирования электронной торговли.

Так, к примеру, соответствующими актами Организации экономического сотрудничества и развития электронная торговля определяется как комплекс торговых (коммерческих) сделок, осуществляемых между физическими и (или) юридическими лицами. Главным условием таких сделок выступает их электронная (цифровая) форма — т. е. осуществление сделок посредством использования специализированных Интернет-сайтов.

Стоит отметить, что Организацией в качестве обязательного признака такой деятельности не указывается регистрация таких торговых площадок, их постановка на налоговый учёт, однако отсылками к актам ВТО указываются и подробно регламентируются основания и условия такой регистрации [3, с. 10].

Одной из особенностей осуществления торговли посредством сети Интернет является также указание на необходимость проведения соответствующий денежных операций (переводов средств) в электронной форме. Перед государственными органами стоит в данном случае задача обеспечить: организационную базу для осуществления такого рода операций (возможность оплаты посредством электронных сервисов коммерческих банков, «т.н. электронных денег», которые в теории современного финансового права определяются как бездокументарные ценные бумаги, а также их безопасности.

В целом же, стоит отметить, что проблемы правового регулирования интернет-торговли, интернет-коммерции в целом в нашей стране состоят в необходимости обеспечения безопасности производимых в ходе сделок финансовых операций, а также защиты интеллектуальных прав — применительно к деятельности по продаже различных информационных ресурсов и файлов. Такую деятельность возможно произвести на основе анализа большого опыта зарубежных стран в данной области, опыта международного законодательства — например, по вопросам привлечения к ответственности участников таких нарушающих законодательство сделок.

Литература:

  1. Калятин, В. О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): учебник для вузов [Текст] / В. О. Калятин. — М.: Норма, 2013–448 с.
  2. Минков, А. М. Международная охрана интеллектуальной собственности [Текст] / А. М. Минков. — СПб.: Изд. дом. «Питер», 2001. — 719 с.
  3. Быков, А. В. Интернет и демократия — перспективы развития [Текст] / А. В. Быков // Вестник Омской юридической академии. — 2013. — № 2. — С. 8–11.
  4. Соловяненко, Н. И. Правовые условия для электронной коммерции [Текст] / Н. И. Соловяненко // Информационное общество. — 2000. — № 4. — С. 40–42.
Основные термины (генерируются автоматически): Интернет, электронная торговля, международное законодательство, отношение, посредство, правовое регулирование, предпринимательская деятельность, сеть, товар, том.


Похожие статьи

Особенности предпринимательской деятельности в сфере недропользования

Особенности учета деятельности субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица

Особенности организации бухгалтерского учета для юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность в транспортной отрасли

Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности

Правовой статус индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации

Особенности потребительской маркировки в соответствии с ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»

Правовые основы реализации административно-правового статуса некоммерческой организации в отношениях легализации и контроля их деятельности

Особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на основании трудового договора

Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Особенности и проблемы проведения выездной таможенной проверки в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров

Похожие статьи

Особенности предпринимательской деятельности в сфере недропользования

Особенности учета деятельности субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица

Особенности организации бухгалтерского учета для юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность в транспортной отрасли

Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности

Правовой статус индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации

Особенности потребительской маркировки в соответствии с ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»

Правовые основы реализации административно-правового статуса некоммерческой организации в отношениях легализации и контроля их деятельности

Особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на основании трудового договора

Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Особенности и проблемы проведения выездной таможенной проверки в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров

Задать вопрос