В статье рассматриваются вопросы совершенствования правового положения Банка России, развитие правовой основы данной сферы.
Ключевые слова: банковские услуги, Банк России, правовое положение, функции Банка России
Современные условия обострившейся внешнеполитической ситуации прямым образом влияют на экономическую действительность нашей страны. В правовом регулировании экономической деятельности на территории России обозначились ряд пробелов, коллизий и иных несовершенств правовой конструкции. В первую очередь это касается основного финансового регулятора государства, поскольку именно он является важнейшей частью финансовой системы, занимающей основополагающее место в экономике.
В настоящей статье предполагается произвести общий анализ правового положения Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в финансовой системе Российской Федерации, его значение и функции для регулирования финансово–кредитной системы современной России.
К основным функциям, присущим каждому Основному Банку любой страны, допускается отнести следующие: 1) эмиссия денежных средств; 2) аккумулирование валютных резервов (в т. ч. и золотовалютных); 3) производство банковского надзора; 4) обеспечение устойчивости национальных финансовой и банковской систем, а также валюты; 5) кредитование правительства и государственного сектора; 6) осуществление межбанковских и межгосударственных расчетов.
В настоящее время большая часть центральных банков обладает независимым конституционно–правовым статусом: они не входят в структуру органов государственной власти, вмешательство в их деятельность недопустимо [1]. Кроме того, они, как уже было указано ранее наделены правом самостоятельно определять политику в денежно–кредитной сфере и принимать решения без консультаций с какими–либо иными государственными органами. Такой статус центральных банков позволяет обеспечивать устойчивость национальных валют и стабильность цен, что, в свою очередь, придает мощный импульс для общего экономического роста [2].
Для раскрытия заявленной темы должно определиться с правовой основой осуществления своих полномочий Банком России.
Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация. Это нашло отражение в п. 4 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которой правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией РФ и законом о ЦБ РФ [3]. Отсюда следует важный практический вывод: нормы Гражданского Кодекса РФ, определяющие правовой статус юридических лиц, на Банк России не распространяются. При этом в отношениях, регулируемых гражданским правом, ЦБ РФ участвует на равных началах с иными участниками этих отношений [4].
Предметом дискуссионных споров является место ЦБ РФ в системе органов государства. Так, согласно ст. 10 Конституции РФ «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную», вместе с тем ЦБ РФ не относится ни к одной из перечисленных ветвей власти, а его служащие не являются государственными служащими.
В соответствии со ст. 56 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами [3]. При этом под банковским регулированием традиционно понимается система мер и средств, посредством которых государство через ЦБ РФ или иные уполномоченные органы обеспечивают стабильность и безопасность функционирования банковской системы [5]. Банковский надзор можно рассматривать в качестве средства банковского регулирования, однако, как отмечается в литературе, банковский надзор выходит за рамки понятия банковского регулирования и предполагает наблюдение за соблюдением кредитными организациями требований нормативных актов, в которых закрепляются соответствующие средства банковского регулирования [6].
О степени влияния ЦБ РФ на финансово–кредитную систему РФ мы можем судить, исходя из положений ФЗ «О ЦБ РФ». Так, в соответствии со ст. 59 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их. В соответствии со ст. 62.1 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России устанавливает для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренных п. 1 ч.3 ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», обязательные нормативы достаточности ликвидности. Статья 76.1 ФЗ «О ЦБ РФ» закрепляет, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Банк России взаимодействует с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, их ассоциациями, союзами и их саморегулируемыми организациями. Вся полнота его полномочий позволяет нам сделать вывод, что посредством ЦБ РФ осуществляется государственное регулирование всей финансово–кредитной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, в обострившихся экономических условиях было выявлено, что правовая основа такого регулирования либо устарела, либо внутренне несогласованна, либо недостаточно развита. Наделение одного органа столь обширными полномочиями и колоссальными обязанностями проявило себя крайне негативно, поскольку ЦБ РФ не смог своевременно и адекватно отреагировать на изменение экономической ситуации. Вполне разумно предположить, что для обеспечения устойчивого развития в нестабильной политической и социально–экономической среде потребуется реорганизация правового статуса (полномочий и обязанностей) ЦБ РФ с делегированием ряда его функций иным органам государственной власти.
Литература:
- Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013. 520 с.
- Лафитский Д. Обзор конституционно-правового статуса центральных банков зарубежных стран; Приходина Ю. Критерии независимости центральных банков: третий Рим или третий мир // Очерки конституционной экономики: статус банка России / Под ред. П. Д. Баренбойма и В. И. Лафитского. М.: Юстицинформ, 2001.
- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86–ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»//СПС «Консультант Плюс»
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица: постатейный комментарий к главе 4 / Е. В. Бадулина, К. П. Беляев, А. С. Васильев и др.; под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. 524 с.
- Козлов С. В., Козлова Д. Д. Правовые основы и реформа банковского надзора в Германии и Европейском союзе // Предпринимательское право. 2015. N 3. С. 52–56.
- Лаутс Е. Б. Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 9–17.