Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития — внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи.
У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью не развита познавательная активность, слабая ориентировочная деятельность — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга.
Многие учёные (М. Г. Блюмин, С. Я. Рубинштейн и др.), занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость, отсутствие инициативы.
А самое главное, что все эти особенности приводят не только к затруднению познания детьми с интеллектуальной недостаточностью окружающего мира, но и к ограничению средств их общения с другими людьми, порождают трудности в их социальной и школьной адаптации.
Приоритетной задачей в образовании детей с ОВЗ является их социальная адаптация. Становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объёме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи — сенсомоторное развитие ребёнка.
Поэтому мы — педагоги центра, ставим перед собой задачи коррекции, компенсации и восстановления нарушенных функций. А также создавать такие условия обучения и воспитания детей, которые способствуют:
‒ возникновению желания познавать окружающий мир;
‒ развитию их социального поведения;
‒ овладению всеми, возможными средствами коммуникации;
‒ формированию культурных навыков, усвоению социальных норм и правил.
Для реализации задач по сенсомоторному развитию воспитанников мы разработали программу внеурочной деятельности по направлению «Познавательное развитие для детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости, которая называется «Обследуем, играем, изучаем» для младшего, среднего школьного возраста.
Целью разработки данной программы является развитие индивидуальных познавательных интересов и способностей ребёнка путём систематического и целенаправленного воспитания у них зрительных, слуховых, тактильно-двигательных восприятий через ознакомление воспитанников с объектами, явлениями природы.
Программа предусматривает решение следующих задач:
‒ содействовать исправлению недостатков развития общей и мелкой моторики;
‒ способствовать возникновению желания познавать окружающий мир;
‒ формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и выражать их в речи;
‒ совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
‒ развивать регулятивную, коммуникативную функцию речи, обеспечивающей социализацию ребёнка с умственной отсталостью.
Наш коллектив педагогов определил тематику на каждую неделю учебного года, связав её с образовательными задачами раздела
«Познавательное развитие». Объектами обследования стали:
‒ игрушки: пластиковые, деревянные, меховые;
‒ природный материал: шишки, листья деревьев, камешки, вода, песок;
‒ рукотворные материалы: ткань, мех, вата, бумага, фольга;
‒ предметы быта: одежда, обувь, мебель, посуда и пр.
Для данной работы применяем два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение.
Общая схема обследования предполагает определённый порядок, поэтому мы разработали алгоритм последовательности этого метода:
1) восприятие целостного облика предмета;
2) выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
3) определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже и т. д.);
4) выделение мелких деталей и определение их величины, расположения и т. д.;
5) повторное целостное восприятие предмета.
Что касается другого сенсомоторного метода — сравнения, этот метод дидактический.
И сравнение может идти путём:
‒ сопоставления предметов или их частей друг с другом;
‒ наложения предметов друг на друга или приложения друг к другу;
‒ ощупывания предметов;
‒ группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов.
Можно сделать вывод, что обследование и сравнение способствуют формированию правильных представлений о предметах, создают основу для обобщения и систематизации знаний.
Для организации обучения и воспитания наших воспитанников очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы сенсорные дидактические игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий дети получают и закрепляют определённый сенсорный опыт. Конечно, игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребёнка.
Предлагаем ребятам подборку игр и игровых упражнений по основным разделам сенсорного воспитания:
‒ тактильно-двигательное восприятие;
‒ восприятие формы, величины, цвета;
‒ зрительное восприятие;
‒ слуховое восприятие;
‒ восприятие свойств, предметов и определение их величины, расположения и т. д.
Приведём примеры игр по разделам сенсорного воспитания, в которые мы играем с детьми конкретно на развитие познавательной активности: «Найди окошко для фигурки» (соотносить форму деталей с формой отверстия), «Поющие и плавающие предметы», «Снег-вода», «Песок и вода», «Превращения воды» (игры с красками), «Коробочки с секретом» (слуховое восприятие), «Домики для кукол» (восприятие формы и величины), «Купание куклы» (представление о холодной и тёплой воде), «Волшебные шарики» (выделять свойства ваты), «Камешек-пластилин» (эксперименты) и другие.
Очень важно, чтобы окружающий мир детей был обогащён развивающей предметной средой. Для этого мы изготавливаем, разрабатываем игрушки и игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Также учитываем силу цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой, облегчается процесс социо-эмоционального взаимодействия. Для познавательной активности детей мы, воспитатели, время от времени пополняем ассортимент «загадочных» предметов и игрушек, так называемые с секретами и сюрпризами. Действуя путём проб и ошибок, воспитанники видят неожиданный эффект (раздаётся внезапно звук, появляется игрушка, картинка и т. п.), который вызывает у них интерес, яркие эмоции (удивление, радость), подкрепляет исследовательскую деятельность.
Действуя с такими игрушками, дети познают скрытые свойства предметов. Это могут быть музыкальные шкатулки, детские бинокли, лупы, механические заводные игрушки со световыми и звуковыми эффектами; разнообразные наборы игрушек, которые можно приводить в движение самостоятельно, нажав кнопку, например, самолётику и у него заработал пропеллер. Представляем игру, направленную на развитие познавательной активности, которая называется «Лупа».
Цель: развивать любознательность, понятие «большой-маленький», воспитывать очерёдность.
Материалы: лупа, игрушка заяц, машинка маленькая, кубик маленький, красная коробочка.
Ход игры.
Педагог (показывает зайца). Зайчику на день рождения подарили красную коробочку, в которой лежит вот такая лупа (рассматривают лупу). Правда, интересная? А как играть с ней, Зайка не знает. Он просит, чтобы мы с вами ему показали. Ребята, в этой лупе волшебное стекло. Давайте посмотрим сквозь лупу на какую-нибудь игрушку.
Дети рассматривают по очереди через лупу маленькую машинку, затем кубик.
Воспитатель: Какой стала машинка: большой или маленькой? А кубик?
Дети: Большая машинка, большой кубик.
Воспитатель (переворачивает двустороннюю лупу): А какие теперь игрушки?
Дети: Маленькая машинка, маленький кубик.
Можно предложить детям рассмотреть сквозь лупу собственные ладошки, пуговицы на рубашке и т. д.
В нашу программу мы включаем Монтессори-терапию в сенсомоторном развитии. Очень интересны и полезны материалы, разработанные М. Монтессори, на основе, которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, предметы-головоломки и др.). Мы в своей работе используем такие материалы М. Монтессори для игр и упражнений как «Розовая башня» (количество, величина), «Коричневая лестница» (количество, величина), «Красные штаны» (количество, величина), «Блоки с цилиндрами-вкладышами» (форма, количество, величина), «Геометрический комод» (форма), «Конструктивные треугольники» (форма), «Металлические (пластмассовые) вкладыши (форма, величина), «Шершавые и гладкие доски и шероховатые таблички».
А главное, система Марии Монтессори направлена на общую социализацию ребёнка, подготовку его к самостоятельной жизни, что очень важно для «особых» детей, с которыми мы работаем.
Итак, сделаем вывод, что последовательная и правильная организованная коррекционная работа по развитию познавательной сферы детей с ОВЗ через сенсомоторную деятельность, способствует формированию основ сенсорно-перцептивной деятельности как базы для формирования системы представлений об окружающем мире; развивает психические процессы и познавательную активность детей, располагает к формированию коммуникативных навыков.
Литература:
- Богуславский М. В., Корнетов Г. В., М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому. — М.: ИД «Карапуз», 2004.
- Катаева А. А., Стребелева Е. Л. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М.: ВЛАДОС, 2001.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Методические рекомендации к разделу «Восприятие пространства» авторской программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 6
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — № 2.
- Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. — М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Упражнения с Монтессори-материалом. Педагогический центр «Эксперимент». — Рига-Москва, 1996.