В соответствии с системой базовых национальных ценностей российского общества, определённых в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ [3], намечены ориентиры, направленные на создание системы методов, средств и поиск подходов к оценке усвоения ценностей российского общества как ориентира на эталон, принятый в общества.
Процесс формирования ценностных российского общества у младших школьников должен основываться на осуществлении психолого-педагогического сопровождения, реализующего сочетание диагностической и методической функций, и создании эмоционально-положительного подхода в учебно-воспитательном процессе.
А. Г. Адамова, Г. П. Иванова, М. В. Куранова, Е. В. Михайлова, М. В. Новоходская считают, что при этом необходимо учитывать все факторы, связанные с возрастными особенностями школьников, внешние и внутренние процессы в их развитии, социальную сферу, окружающую их.
Диагностика уровня формирования ценностей российского общества на уроках окружающего мира необходима для отслеживания эффективности педагогических условий, обеспечивающих личностное становление младших школьников, в случае необходимости последующей их корректировки.
При выборе диагностических методик следует учитывать следующие психолого-педагогические особенности детей 7–10 лет:
‒ в младшем школьном возрасте происходит постепенное изменение соотношения внешнего контроля в поведении детей в пользу их внутренней регуляции;
‒ начинается формирование личностной позиции и ценностно-значимых форм поведения (образ «Я», самооценка»);
‒ появление внутренней позиции, основанной на трёх сферах отношений личности: к себе, к другим, к предметной деятельности.
Диагностика развития нравственной сферы представлений и эмоционального восприятия ценностей российского общества включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития [4].
Когнитивный(интеллектуально-волевой, когнитивно-познавательный) — критерий знаний и представлений о российских традиционных ценностях (нравственных, творческих, эстетических и др.). Признаки: понимание базисных ценностей российского общества, знание этических понятий, норм, качеств личности, эталонов и правил поведения и отношений, способность к интерпретации ценностных понятий.
Показателями эмоционального(эмоционально-ценностного, эмоционально-волевого, эмоционально-мотивационного) критерия являются: степень развития эмоционального отношения к значимым ценностям российского общества, ценностное отношение к семье, способность к рефлексии.
Признаки: адекватное восприятие действительности, принятие ценностей российского общества, искренний интерес к окружающему, восприятие мира с акцентом на его позитивных сторонах; отношение к взрослым и сверстникам, основанное на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении.
Поведенческий (коммуникативный) критерий характеризуется: наличием практического опыта следования в поведении ценностям, принятым в обществе; способностью оценивать своё поведение и окружающих с позиции следования ценностям (наличие собственных оценочных суждений); сформированностью способности к коммуникации на основе ценностных ориентаций.
Исследование поведенческого критерия предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т. д.
Для выявления объёма представлений младших школьников о базовых ценностях российского общества можно использовать методику «Незаконченные предложения», разработанную Н. Е. Богуславской [2]. Примеры заданий данной методики такого типа: «Патриот — это…» «Семейные ценности — это…» позволяют сориентировать диагностический процесс на определённый набор ценностей и выявить реальные представления о них у школьников. Заданные критерии оценки оценивают правильность осмысления понятия («патриотизм, отечество, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, человечество») и умение дать их объяснение в ответах, в то же время определить направления, по которых следует осуществлять коррекцию в случае обнаружения непонимания ценностей российского общества.
Кроме этого попытка осмысления качественного содержания определений: «патриотизм, отечество, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество, человечество» позволяет выявить особенности понимания младшими школьниками категориальной структуры общероссийских ценностей.
На основе понятийного аппарата в результате диагностирования определено, что понятие «патриотизм» вызывает у испытуемых затруднения. Все опрашиваемые отметили, что патриотизм — это «значит уважать родину», «любить родину», «беречь родину и защищать её».
Результаты диагностики интеллектуально-волевого компонента духовно-нравственной сферы личности младшего школьника показали, что в целом испытуемые хорошо дифференцируют ценности российского общества, в которых выражается положительное отношение к членам семьи, сверстникам, к своему здоровью, направленность желания «на другого».
Диагностика уровня восприятия ценностей российского общества на основе анкеты «Отечество моё — Россия» (Д. В. Григорьева) и вопросы: «Любишь ли ты свою страну?», «Гордишься ли ты своей Родиной?» заключают в себе степень проявления эмоций и чувств по отношению к «малой родине», экспансию, искренний интерес к окружающему, позитивные стороны восприятие мира.
Все заявленные методики адаптированы согласно возрастным особенностям детей и особенностям уклада образовательного заведения, соблюдены педагогические принципы диагностирования и алгоритм использования конкретной диагностики.
Наличие практического опыта следования в поведении ценностям, принятым в обществе и способность оценивать свое поведение и собственные оценочные суждений прослеживаются в результате наблюдения за ответами учащихся на уроке и во время беседы с ними во время внеурочной деятельности.
В качестве средств формирования у младших школьников ценностей российского общества следует совершенствование данного процесса осуществлять на основе сконструированной методической системы, включающей внедрения игровых и интегративных форм организации учебной деятельности, способствующих развитию эмоционально-чувственного восприятия и организации творческой деятельности учащихся, направленной на самовыражение и проживание эмоциональных состояний при помощи проблемных ситуаций [5].
Отбор и конструирование ценностных компонентов учебного содержания включает конкретизацию ценностно-смысловых компонентов на основе учебного материала в соответствии с разработанной моделью, где содержательной составляющей и системообразующим элементом представляют ценности (то, что необходимо усвоить), а процессуальной — методы и средства, способствующие усвоению содержания.
Метод выбора осмысленных ценностей» — способ отбора объектов и явлений по признаку их ценности для субъекта. Он актуализирует личные ценности и дает возможность ребенку трансформировать чувственный опыт в смысловой. У младших школьников мотивы деятельности часто задаются не осмысленной ценностью, а интуитивным, эмоциональным решением.
Для активизации деятельности учащихся по усвоению ценностей российского общества и умения выделять существенные признаки понятий «патриотизм», «солидарность» и т. д. целесообразно применять «Метод ценностного анализа», позволяющий оценивать (определять наличие тех или иных качеств) и ценить (признавать значение, ценность) объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Предметом анализа и обсуждения выступают поступки людей или положительные качества личности, а также объекты природы.
«Метод эмпатии» как способность понимания «другого», позволяющий переживать те же эмоциональные состояния, которые испытывает другой (человек) через отождествление с ним (сопереживание), позволяет вхождение в состояние другого без оценки и принятие любого его переживания независимо от способа выражения. Эмпатия как эмоциональный отклик, сочувствие, побуждающее к оказанию помощи, вырабатывает восприятие, а эмпатическое понимание проникает в мир значений «другого» и переживании собственных эмоций и чувств по поводу состояния «другого».
«Метод диалога» — способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. В начальной школе разыгрываются диалоги с животными, растениями, «ожившими» предметами (Н. Ф. Виноградова). Эта воображаемая беседа с реальным объектом природы строится на принципах равноправного общения, при котором «собеседник» не воспринимается как изучаемый объект. Диалоги осуществляются в различных вариантах: устные — в форме инсценировок; письменные — в виде сочинений миниатюр; беседы строились с помощью средств изобразительного искусства. Включение ориентированного диалога при помощи заданной ситуации создаёт интригу в обсуждении.
Таким образом, создание целостной методики, включающий критериально-диагностический аппарат выявления уровня сформированности ценностей российского общества у младших школьников, и коррекцию отклонения, созданную на основе спроектированной методической системы, основанной на отборе и конструирование ценностных компонентов учебного содержания с позиции ценностно-смысловых компонентов учебного материала, позволит эффективно решить данную проблему.
Литература:
- Анисимов, О. С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ жизнедеятельности (теория и практика) // Мир психологии. — 2008. — № 4. — С. 178–189.
- Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. — Екатеринбург: «АРД ЛТД», 2006.- с. 37
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
- Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М.: ИП РАН, 2006. — 335 с.
- Капцов, А. В. Аксиологическая направленность личности. Руководство по применению теста: методическое пособие. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2005. — 32 с.