Дети должны жить в мире красоты, добра, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме социализации детей с интеллектуальной недостаточностью. Это связано с решением главной задачи — повышением качества социальной адаптации «особых» детей в современном обществе.
Каждого ребенка с интеллектуальным недоразвитием нужно научить понимать себя и окружающих, что в дальнейшем приучит его владеть культурой поведения. С возрастом у детей расширяются представления об окружающем мире, формируются простейшие формы логического мышления, развиваются самосознание, самооценка, социальные чувства. Этот процесс постепенный и довольно-таки длительный.
Великий французский просветитель 18 века Дени Дидро говорил: «Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусствам и мастерству». И эта мысль сегодня звучит настолько актуально и верно, что никто не осмелится ее оспорить.
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, т. к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка.
В моей группе дети с ограниченными возможностями здоровья, почти все не говорящие. Как говорил В. А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как показывает опыт, только в процессе проведения практических занятий можно развить у детей с ограниченными возможностями здоровья речь, координировать недостатки их мышления, формировать положительные эмоционально — волевые качества. Поэтому тему свою считаю актуальной
Учеными доказано, что «…чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы». Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому на занятиях применяю различные игры, способствующие развитию мелкой моторики., использую пальчиковые игры, массаж кистей и пальцев, игры с мелкими предметами, др.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) — одна из самых интересных для детей занятий. Она вызывает положительные эмоции, которые играют большую роль — способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливает работу воображения.
Дети с интеллектуальными нарушениями выпадают из ситуации общечеловеческого, социального и культурного развития. У них затруднено использование традиционной «взрослой» культуры. Возникает потребность в обходных путях, других способах коррекционно-педагогического воздействия.
Целенаправленные занятия по изобразительной деятельности являются неотъемлемой частью всестороннего развития детей и активно содействуют их интеллектуальному развитию. Виды изобразительной деятельности разнообразны, а особое место среди них принадлежит рисованию.
Нужно отметить, что многие дети рисуют, многие любят рисовать. Это понятно, ведь изобразительная деятельность — один из способов самовыражения ребенка. Но, чтобы научить «особого» ребенка рисовать, недостаточно дать ему в руки кисточку или карандаш. Очень важно показать ребенку, как при помощи этих предметов для рисования можно получить какие-то интересные изображения. Поэтому мне приходилось самой много рисовать, чтобы показать детям, как создается тот или иной художественный образ. Детей тоже привлекала к созданию завершенного образа — просила помочь в раскрашивании рисунка.
Есть такое хорошее высказывание: «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать — и я научусь». Поэтому, зацепившись за эту ниточку увлечения детей, я все чаще стала привлекать их к добровольному рисованию.
Сначала мы постигали технику традиционного рисования: учились держать кисть, карандаш, делать разные мазки, штрихи. Но как-то на одно из занятий я не приготовила кисточки и, после игровой мотивации и сообщения цели занятия дети стали искать, чем же им рисовать. Я сказала, что сегодня нашими помощниками будут наши пальчики. Каково же было удивление, когда я — взрослый человек, вдруг обмакнула свои пальцы в краску и начала делать отпечатки на заготовленном листе с изображением силуэта дерева (Рисовали листочки на тему «Золотая осень»). На других занятиях мы рисовали ягоды рябины, цветочки, листопад, украшали платья матрешкам, разрисовывали тарелочки, рисовали снег и т. д. Перед занятиями проводилась большая предварительная работа по ознакомлению с теми предметами или объектами, которые дети впоследствии рисовали, это: наблюдения, беседы, прогулки, экскурсии, игры на обогащение сенсорного опыта, действия с предметами и др. Чтобы занятия проходили более продуктивно и результативно, нужно заинтересовать ребенка, активизировать его внимание, побудить к деятельности. Поэтому в своей работе применяю различные стимулы, которые помогают заинтересовать ребенка:
игровая мотивация или игра, которая является основным видом деятельности детей,
просьба о помощи (ведь дети никогда не откажутся помочь слабому),
сюрпризный момент (приходит в гости какой-то сказочный персонаж),
слайды и видеоролики,
музыкальное оформление,
живая, эмоциональная речь педагога.
Постепенно на занятиях по изобразительной деятельности мы использовали и другие технологии рисования, такие как: рисование ладошками, поролоном, ватными палочками, штампами, пластилином, печатками, пробками, мятой бумагой.
Я поняла, что вот такие нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют, восхищают детей, тем самым вызывают желание и стремление заниматься таким интересным делом. Здесь не приходится отмечать плохие или хорошие работы. Работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Здесь нужно быть готовым к тому, что руки ребенка будут перепачканы краской, а на листочках бумаги будут появляться какие –то- нелепые пятна различных цветов. Поэтому некоторых детей еще нужно было научить не бояться перепачкаться краской, так как боязнь «грязных рук» — это вполне закономерное явление для «особых» детей.
Каждая из нетрадиционных техник — это маленькая игра для ребенка. Рисуя такими техниками, ребенок чувствует себя раскованнее, смелее, активнее, непосредственнее. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Поэтому, я считаю, что наиболее эффективным способом для развития творческого потенциала ребенка является сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.
В процессе изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность ребенка. Ведь для создания рисунка нужно приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у ребенка возникает интерес к движению карандаша и кисти, к следам, оставляемым на бумаге. Потом, постепенно, появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение, применяя другие техники рисования.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности являются одним из эффективных методов в обучении рисованию детей с интеллектуальными нарушениями.
Что же такое «нетрадиционное рисование»? Это — искусство изображать, не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. В этом ребенку помогают взрослые.
Рисование нетрадиционными способами — это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды нужно обязательно учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Необычный материал и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать как хочешь и чем хочешь, и даже придумывать свою необычную технику.
Детям это очень нравится, они ощущают незабываемые положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка: что его радует, что его огорчает.
Рассматривая рисование, как своеобразный рассказ о своем индивидуальном развитии и формировании отдельных систем организма, Л. С. Выготский писал: «Рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции, как зрение, речь, мышление, координацию».
Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость. Они стали с удовольствием рисовать разные узоры, не испытывая при этом трудностей, смело браться за художественные материалы. Теперь детей не пугает их многообразие. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторять то или иное действие. И, чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Даже малоактивный ребенок, проникаясь интересным и новым занятием, делает свои первые успехи. И нам, взрослым, надо быть особо внимательными ко всем, даже самым незначительным успехам ребенка, чтобы интерес к рисованию не пропал еще в самом начале его творческого развития.
Таким образом, занятия изобразительной деятельностью позволяют более успешно решать вопросы коррекции личности «особого» ребенка, отмечается положительная динамика в отношениях между детьми, повышение самооценки и степень его самовыражения.
В изобразительной деятельности удовлетворяется любознательность, формируется позитивный аффект, связанный с полученным удовольствием. Повышенная тревожность, страхи, фобии постепенно отступают.
Проведение занятий с нетрадиционными техниками рисования позволяют детям быстрее достичь желаемого результата и способствуют развитию познавательных, творческих способностей, уверенности в своих силах, чувства композиции, цветовосприятия, ритма, мелкой моторики, фантазии, воображения.
Целительная сила настолько сильна, что позволяет более успешно социально адаптировать детей с отклонениями в развитии в современном обществе, корректировать его личность. Она заключена в самой ее природе как отражение всеобщей гармонии мира. Вот поэтому нетрадиционные техники изображения являются одним из эффективных методов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями рисованию.
Литература:
- Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4–5 лет», М-2010
- И. А. Лыкова «Изодеятельность в д/с».,М -2014.
- Е. В. Зорина «Изодеятельность с детьми с выраженной умственной отсталостью» Н.Новгород-2014.
- М.Трифонова «О детском рисунке как форме игры». «Д/в» № 2–1996
- М. Шклярова «Рисуйте в нетрадиционной технике» «Д/в» -№ 11 -1995.