Учетная политика управленческого учета: содержание и подходы к формированию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 16.10.2017

Статья просмотрена: 1984 раза

Библиографическое описание:

Осьмушко, И. В. Учетная политика управленческого учета: содержание и подходы к формированию / И. В. Осьмушко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 52-56. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45939/ (дата обращения: 19.12.2024).



Учетная политика для целей управленческого учета — вопрос комплексный, требующий от ответственного подразделения фирмы четкого понимания не только целей и задач самого управленческого учета, но и специфики формирования учетной политики в данном случае.

Следует помнить, что результативные показатели управленческих отчетов могут значительно отличаться от итоговых значений, отраженных в финансовой отчетности.

Основные воздействующие факторы, от которых зависит выбор тех или иных методов учета, при управленческом учете аналогичны факторам, влияющим на учетную политику для целей бухгалтерского учета.

Учетная политика 2017 года может быть сформирована как единый документ с отдельными разделами, посвященными нюансам бухгалтерского и налогового учета, или на каждый вид учета создается отдельная политика.

Основой составления учетной политики 2017 года являются правила, закрепленные в положении по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организаций», утвержденном приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н и вводящим ряд допущений и требований (допущения последовательности применения, имущественной обособленности, требования полноты, своевременности, осмотрительности и др.).

Учетная политика 2017 года формируется главным бухгалтером (или лицом, которое по закону обязано это делать) и утверждается руководителем компании. Дата утверждения учетной политики на 2017 год — не позднее 31 декабря 2016 года, так как закрепленные ею способы учета подлежат применению с 1 января года, следующего за годом утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008) [3].

Например, учетная политика строительной компании, осуществляющей капитальное строительство по долгосрочным договорам, обязательно должна описывать порядок признания выручки и расходов по указанным договорам в соответствии с требованиями ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина от 24.10.2008 № 116н). А торговой фирме это ПБУ при разработке учетной политики не потребуется, потому что специфика ее деятельности иная. При этом последней в своей учетной политике 2017 года придется обязательно прописать иные пункты. Например, отразить нюансы формирования коммерческих расходов или специфику учета разнообразных скидок и надбавок к цене товара.

При этом и в строительной, и в торговой компании могут быть одинаковые подходы, например, к методам начисления амортизации ОС и НМА или правилам списания МПЗ.

Объем учетной политики зависит от многих обстоятельств: видов активов и обязательств, разнообразия уплачиваемых налогов и иных нюансов. Например, если у компании отсутствует собственное имущество на балансе, ее учетная политика не будет содержать описания методов расчета амортизации и раздела, посвященного расчету налога на имущество.

Учетная политика для налогового учета существенно отличается от бухгалтерской, поскольку базируется на разных документах, устанавливающих правила бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, в налоговом законодательстве чаще происходят изменения, требующие своевременного реагирования на них, в т. ч. внесения корректировок в учетную политику [5].

За отсутствие политики по учету или ее ключевых положений контролеры наказывают как за грубое нарушение правил учета. В соответствии со ст. 120 НК РФ штраф составит 10 000 руб. (30 000 руб. — если нарушение распространяется на несколько налоговых периодов). Штраф наложат и на должностное лицо — по ст. 15.11 КоАП в размере 5 000–10 000 руб. (а при повторном нарушении он составит 10 000–20 000 руб. или приведет к дисквалификации)

Все тонкости учета предусматриваются в зависимости от специфики деятельности, а она у каждой компании своя. Можно воспользоваться предлагаемыми в интернете специальными сервисами-конструкторами. Но и они могут применяться лишь в качестве основы, подлежащей дальнейшей доработке и корректировке.

Управленческий учет и разработка соответствующей учетной политики могут быть поручены в организации как штатному бухгалтеру, так и специальному ответственному сотруднику (отделу). Второй вариант применяется, как правило, в крупных организациях.

Описанная выше специфика учетной политики для целей управленческого учета обуславливает содержание конкретных положений такой политики.

В общем виде структуру управленческой учетной политики можно представить следующим образом:

  1. Организационный раздел.
  2. Технический раздел.
  3. Методический раздел.

Рассмотрим вкратце каждый из указанных разделов.

1-й раздел — организационный. В нем фирме целесообразно зафиксировать 3 базовых момента:

‒ привести сведения об учетных принципах, на которых будет выстраиваться управленческий учет, показать используемую терминологию, а также, если необходимо, сослаться на какие-либо нормативные документы, которыми регулируется управленческий учет;

‒ расписать организационную структуру фирмы: кто за что ответственный, какая в компании система подчинения, какое подразделение ответственно за составление рассматриваемой учетной политики и ведения управленческого учета в целом;

‒ прописать, какова система финансового обеспечения деятельности фирмы.

2-й раздел является техническим, поскольку в нем компании следует урегулировать аспекты технического плана. В частности, следует предусмотреть порядок управленческого документооборота (и взаимодействия подразделений бизнеса), прописать рабочий план счетов, а также определить основные элементы управленческой отчетности (состав отчетов, формат представления, сроки формирования и т. д.).

3-й раздел является наиболее содержательным. В нем организации раскрывают методическую составляющую ведения управленческого учета на предприятии и составления необходимой отчетности. А именно отражают следующие аспекты:

‒ методы оценки активов и обязательств (включая амортизацию, списание материалов и т. д.);

‒ систему группировки расходов на предприятии (прямые и косвенные, накладные и основные и т. д.);

‒ порядок распределения косвенных расходов (определение базы для такого распределения, способы распределения), а также списания расходов будущих периодов;

‒ механизмы исчисления себестоимости продукции фирмы, определение видов себестоимости в зависимости от цели формирования конкретного отчета (к примеру, плановая, фактическая, прогнозная и т. д.);

‒ способы формирования, правила и ситуации, когда фирме следует применять трансфертные цены;

‒ применяемые способы формирования цены на товары, а также процент прибыли, закладываемый в цену;

‒ систему управленческого анализа, т. е. какие показатели являются контрольными, как выстраиваются прогнозные планы на основе таких показателей, и т. д.

Все выбранные выше составляющие методологии управленческого учета могут быть использованы фирмой с 1 января года, следующего за годом, когда учетная политика для целей управленческого учета будет утверждена.

Утверждение происходит посредством издания специального приказа, распоряжения и т. д.

Содержание управленческих отчетов, установленных учетной политикой фирмы, должно быть чисто объективным, т. е. не содержать чье-либо оценочное мнение, субъективное суждение, погрешность и т. д.

Основная часть требований к содержанию учетной политики, составленной по стандартам МСФО, прописана в документах — МСФО 1 и 8.

В частности, конкретного жесткого шаблона учетной политики стандарты не устанавливают. Вместе с тем положения стандартов проводят примерный перечень разделов, которые следует так или иначе осветить в составляемой учетной политике. А именно:

‒ Какой состав итоговой отчетности фирма избрала для себя. В данном контексте следует также отразить основные подходы к формированию указанных итоговых отчетов.

‒ Прописать структуру бизнеса, если он имеет множество ответвлений и состоит из нескольких родственных компаний. Здесь же целесообразно отразить сведения об объединениях бизнеса, если они имеются, а также привести сведения об инвестициях, которые фирма осуществляет в другие компании.

‒ Зафиксировать валюту, которую фирма использует для расчетов.

‒ Дать характеристику системы финансовых инструментов, присущих компании.

‒ Привести состав нематериальных активов. Здесь же стоит отдельно прописать положения, касающиеся обособленного отражения в составе НМА деловой репутации бизнеса.

‒ Показать исследования и разработки, которыми занимается организация. Отдельно здесь выделяются затраты на создание ПО, поскольку согласно нормам МСФО они не подлежат последующей капитализации.

‒ Описать инвестиционную составляющую: какой инвестиционной собственностью владеет компания, в какие активы она вкладывается (к примеру, в недвижимость).

‒ Охарактеризовать основные средства компании.

‒ Механизмы ведения учета по аренде (как в качестве арендодателя, так и в роли арендатора).

‒ Отразить, имеются ли у компании гособлигации. Если да, то с какой целью они используются.

‒ Предусмотреть категории материально-производственных запасов фирмы.

‒ Отразить классификацию имеющейся дебиторской задолженности.

‒ Прописать критерии, в соответствии с которыми фирма осуществляет признание выручки по совершаемым бизнес-операциям.

‒ Привести порядок формирования резервов под предстоящие затраты.

‒ Отразить отложенные налоги.

Если фирма составляет по МСФО учетную политику, то в каждом разделе, относящемся к одному из указанных пунктов, следует прописывать порядок, четко удовлетворяющий требованиям соответствующего стандарта МСФО (к примеру, для отражения общих правил, касающихся финансовых инструментов, нужно следовать правилам МСФО 9) [7].

Однако от положений стандартов разрешено отступать, но только если иначе пользователи отчетности будут введены в заблуждение отраженной в отчетах информацией.

Важный аспект, на котором следует заострить внимание фирме, решившей составить свою учетную политику по принципам МСФО, — это профессиональное суждение бухгалтера. Согласно МСФО 1 и 8, требования и предписания отдельных стандартов МСФО не являются четко императивными (как это принято в российской практике в силу РСБУ), а лишь определяют рамки, в которых должен действовать бухгалтер. Опираться же бухгалтеру при выборе конкретных методов и моделей учета (подлежащих закреплению в учетной политике) следует на свое профессиональное суждение.

Более того, МСФО позволяет бухгалтеру и вовсе отказаться от применения правил того или иного стандарта, если в ином случае будет невозможно объективно отразить в учете происходящие на предприятии процессы. При таких обстоятельствах бухгалтер имеет право прописать в учетной политике собственные авторские решения.

Когда в учетную политику могут (или должны) вноситься изменения?

Как следует из МСФО 1, учетная политика фирмы должна применяться последовательно от периода к периоду, как и согласно принципам РСБУ. Ведь это необходимо, чтобы данные отчетности были сопоставимы с прошлыми периодами жизни компании, а также с иными фирмами на рынке.

Вместе с тем МСФО 8 устанавливает обстоятельства, при которых учетная политика фирмы все же может быть подвержена частичным изменениям/дополнениям.

В частности, нормы МСФО 8 предписывают, что фирма обязана внести коррективы в свою учетную политику, если какие-либо стандарты МСФО претерпели изменения и вступившие в силу новые правила учета по отдельным позициям стали отличаться от тех, которые применяет фирма сейчас.

Если же организация, к примеру, полагает, что в настоящее время недостаточно детально в соответствии с МСФО осуществляет учет по какой-либо из позиций, она также может внести изменения в учетную политику. Но это будет ее право, а не обязанность.

При этом если учетная политика по МСФО корректируется не с начала года, то необходимо ретроспективно изменить отчеты за прошлые периоды, чтобы они стали соответствовать обновленной системе учета на предприятии.

В зависимости от специфики деятельности компании фирма, разрабатывая по МСФО учетную политику, может предусмотреть в ней следующие виды стоимости:

‒ стандартная рыночная стоимость (т. е. стоимость, за которую фактически произошла сделка);

‒ чистая цена покупки (стандартная стоимость, увеличенная на сопутствующие сделке расходы покупателя);

‒ чистая цена продажи (рыночная цена сделки за минусом сопутствующих затрат продавца);

‒ справедливая стоимость.

При этом в учетной политике фирма должна прописать, какая из стоимостей применяется в отношении каких сделок. Сведения эти, в свою очередь, содержатся в МСФО.

К примеру, МСФО 9 требует, чтобы к финансовым инструментам применялась справедливая стоимость. Поэтому в учетной политике следует определить, как она будет формироваться: порядок получения сведений о ценах на сопоставимые финансовые инструменты, порядок привлечения оценщика и т. д.

Основное назначение МСФО — унифицировать отчетность разных компаний, сделать ее единообразной и понятной для большинства внешних пользователей, а также обеспечить ее объективную сопоставимость с отчетами прошедших лет.

С этой целью стандарты МСФО предписывают организациям не только составлять сами отчеты, но и прилагать примечания к ним.

Ведь такие примечания позволяют обеспечить высокую степень детализации тех или иных особенностей жизни компании, которые могут представлять высокий интерес для пользователей отчетности (инвесторов, сторонних лиц).

Вместе с тем в каждом отдельном стандарте приводится перечень вопросов, которые фирме следует осветить в разделе с пояснениями. К примеру, раскрывая информацию о дебиторской задолженности, фирма в примечаниях должна пояснить:

‒ какую часть из общего объема ДЗ составляет задолженность покупателей;

‒ каков размер долга взаимозависимых с фирмой организаций;

Об отражении в отчетности сведений о взаимосвязанных компаниях см. в статье «МСФО № 24 Раскрытие информации о связанных сторонах».

‒ какую сумму предоплаты фирма перечислила своим поставщикам, еще не получив пока причитающихся товаров/работ/услуг.

Конкретных жестких требований к тому, насколько детально фирма должна раскрывать определенные статьи отчетов в примечаниях, МСФО не содержат.

Поэтому каждая фирма сама для себя определяет, насколько подробно она собирается пояснять отдельные статьи отчетности. Соответственно, выбранную степень детализации нужно закрепить в положениях учетной политики.

Поскольку МСФО 1 требует в отчетах отражать информацию не только за текущий период, но и за прошлые, то и в примечаниях должны идти пояснения также за прошедшие периоды. Об этом также следует упомянуть в учетной политике.

Кроме того, фирме следует помнить, что примечания могут представлять собой как небольшие текстовые добавления в теле самой отчетности, так и самостоятельные прилагаемые таблицы, схемы и т. д. Выбор формы примечаний по той или иной строке отчетности фирме следует прописать в учетной политике.

Составление по МСФО учетной политики требует от организации системного знания положений отдельных стандартов составления отчетности. Ведь в учетной политике требуется закрепить довольно широкий перечень вопросов: расписать порядок отражения в отчетности сведений о финансовом положении в компании, о составе активов/обязательств, о применяемых видах стоимости, об инвестициях, о способах оценки отдельных видов активов/обязательств. Кроме того, необходимо отразить и процедурные моменты, а именно порядок внесения изменений в учетную политику, состав и формат примечаний к отдельным положениям отчетности и т. д. Компании важно помнить, что при составлении по МСФО учетной политики существенную роль играет профессиональное суждение бухгалтера (чего не наблюдается в российской практике по РСБУ).

Вывод

Составление учетной политики для целей управленческого учета важно для компании, стремящейся выйти на новый уровень рынка либо упрочить свое положение сейчас. Ведь на основе только бухгалтерских/финансовых отчетов руководство не сможет принимать те решения, которые в долгосрочной перспективе приведут фирму к росту.

Поэтому организации нужно понимать, что в управленческой учетной политике должны быть полностью освещены все аспекты, касающиеся подготовки таких отчетов, — начиная с организационных и технических (рабочий план счетов, ответственные департаменты, формы отчетов и документооборот и др.) и заканчивая методическими аспектами (определение применяемых методов ценообразования, учета ОС и НМА, группировка расходов и др.).

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском учете».
  2. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 29.03.2017) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
  3. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 28.04.2017) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)", «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)").
  4. Аверчев И. В. Управленческий учёт и отчётность. Постановка и внедрение / И. В. Аверчев. — М.: Вершина, 2016. — 402 с.
  5. Кизилов А. Н. Бухгалтерский (управленческий) учёт: учеб. пособие / А. Н. Кизилов, М. Н. Карасёва. — М.: Эксмо, 2016. — 320 с.
  6. Суйц В. П. Управленческий учёт: учебник / В. П. Суйц. — М.: Высшее образование, 2017. — 417 с.
  7. Управленческий учёт / под ред. В. Палия и Р. Вандер Вила. — M.: ИНФРА-М, 2017. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учетная политика, управленческий учет, фирма, компания, раздел, налоговый учет, отчет, учетная политика фирмы, бухгалтерский учет, российская практика.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы организации управленческого анализа и контроля на предприятиях

Стратегия организации и кадровая политика: динамика соответствия

Исторический подход к изучению направлений управленческой деятельности в общеобразовательных школах

Концепция «управление по результатам»: особенности, принципы, актуальность для управления образовательными системами

Отслеживание эффективности IT-команд: методы, метрики и практические рекомендации

Разработка стратегии как инструмента антикризисного управления предприятием

Технический аспект формирования управленческой учетной политики: вариант взаимодействия систем финансового и управленческого учета

Внедрение управленческого учета как способ преодоления кризиса и развития предприятия

В статье рассмотрены теоретические аспекты внедрения управленческого учета в деятельность сельскохозяйственных организаций, его положительные и негативные моменты.

Основные понятия и подходы к сущности и содержанию инновационной деятельности в образовании

Основные проблемы и направления совершенствования формирования учетной политики организации

Похожие статьи

Проблемы и перспективы организации управленческого анализа и контроля на предприятиях

Стратегия организации и кадровая политика: динамика соответствия

Исторический подход к изучению направлений управленческой деятельности в общеобразовательных школах

Концепция «управление по результатам»: особенности, принципы, актуальность для управления образовательными системами

Отслеживание эффективности IT-команд: методы, метрики и практические рекомендации

Разработка стратегии как инструмента антикризисного управления предприятием

Технический аспект формирования управленческой учетной политики: вариант взаимодействия систем финансового и управленческого учета

Внедрение управленческого учета как способ преодоления кризиса и развития предприятия

В статье рассмотрены теоретические аспекты внедрения управленческого учета в деятельность сельскохозяйственных организаций, его положительные и негативные моменты.

Основные понятия и подходы к сущности и содержанию инновационной деятельности в образовании

Основные проблемы и направления совершенствования формирования учетной политики организации

Задать вопрос