Особенности внедрения инструментов бережливого производства на мясоперерабатывающем предприятии на примере ЗАО «Марийское» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Сельское хозяйство

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 15.10.2017

Статья просмотрена: 1092 раза

Библиографическое описание:

Ярмоленко, О. В. Особенности внедрения инструментов бережливого производства на мясоперерабатывающем предприятии на примере ЗАО «Марийское» / О. В. Ярмоленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 93-98. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45942/ (дата обращения: 20.12.2024).



Изменения во внешнеэкономической деятельности, произошедшие в стране за последние 3 года, привели к определенным последствиям, в результате которых в настоящее время наблюдается снижение реальных доходов, и как следствие падение покупательской способности населения. В таких условиях у производителей продукции встает вопрос о необходимости повышения конкурентоспособности своей продукции для удержания доли рынка. Рассмотрим происходящие изменения в экономике на примере Республики Марий Эл (рис. 1).

Рис. 1. Темпы покупательской способности среднедушевых доходов населения РМЭ, % [1]

За период с 2010 по 2015 год среднедушевые доходы населения росли по отношению к прошлому году лишь в 2012 и 2013 годах на 111,3 % и 101,7 % соответственно. А в 2015 году было рекордное падение за последние пять лет — 87,1 %. В такой ситуации, когда большая часть финансовых ресурсов населения уходит на продовольственные товары, особенно обостряется конкурентная борьба между производителями продуктов питания.

Республика Марий Эл является регионом в структуре валового регионального продукта которого преобладает сельскохозяйственное производство (табл. 1).

Таблица 1

Продукция сельского хозяйства вхозяйствах всех категорий, млн. руб. [1].

Показатели

Годы

2015/2014

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Продукция растениеводства

3709,4

6344,2

10720,0

11389,4

12984,0

14809,7

17530,5

118,4

Продукция животноводства

6432,3

10117,6

11190,8

13805,0

17248,3

23704,6

30508,9

128,7

Итого

10141,7

16461,8

21910,8

25194,4

30232,4

38514,3

48039,4

124,7

За 2015 год было реализовано продукции сельского хозяйства на 48039,4 млн. руб., в том числе продукции растениеводства 17530,5 млн. руб. и продукции животноводства 30508,9 млн. руб., что выше показателей 2014 года на 118,4 % и 128,7 % соответственно. Такие высокие показатели можно охарактеризовать как дополнительной поддержкой сельского хозяйства на федеральном уровне, так и инфляционными процессами в экономике в целом.

В результате снижения покупательской способности населения Республики Марий Эл и роста сельскохозяйственного сектора экономики республики резко возрастает конкуренция на рынке продукции животноводства, в результате чего производителям необходимо искать пути для повышения своей конкурентоспособности.

На сегодняшний день для повышения эффективности работы предприятия можно использовать следующие варианты: снижение издержек, реорганизация предприятия, оптимизация персонала, стимулирование инновационной активности. Повысить эффективность производства, стабилизировать финансовое состояние предприятия, а также улучшить качество производимой продукции для соответствия мировому уровню может быть обеспечено путем внедрения инструментов бережливого производства.

Бережливое производство — система управления, при которой применяются следующие подходы:

‒ стратегический (постоянное совершенствование);

‒ производственный (снижение издержек);

‒ ресурсный (оптимизация ресурсов);

‒ интеллектуальный (командная работа).

Эти подходы целесообразно применять в совокупности для достижения мирового уровня качества продукции и, как следствие, конкурентоспособности. Что касается предприятий агропромышленного комплекса, в частности мясоперерабатывающих предприятий, то внедрение инструментов бережливого производства становится все более и более актуальным, так как с каждым годом конкуренция на рынке продукции мяса увеличивается.

Для того чтобы применить инструменты бережливого производства необходимо для начала разобраться с теоретическими аспектами методов и инструментов бережливого производства. Представим их в виде таблицы (табл. 2) [2].

Таблица 2

Классификация основных методов иинструментов бережливого производства по характеру практического применения

Характер практического применения

Методы, инструменты

Описание

Статистические методы

Балансировка производства

Выравнивание времени всех операций в пределах одного процесса

VSM

Value Stream Mapping — картирование потока создания ценности

ОЕЕ

Overall Equipment Efficiency — общая эффективность оборудования

Диаграмма Парето

Графическая интерпретация распределения правила «20/80»

Контрольные листы

Инструмент систематизации проверки качества

Контрольные карты Шухарта

График изменения параметров процесса во времени

Диаграмма Исикавы

Причинно-следственная диаграмма

Отчет формата А3

Описание проблемы и возможностей ее решения на одном листе

Методы организации производственной линии и рабочих мест

5S

Система организации рабочих мест из 5 правил наведения порядка

ТРМ

Total Productive Maintenance — система всеобщего обслуживания оборудования

JIT («точно вовремя»)

Just-In-Time — это работа на заказ для следующей операции

Дзидока

Автоматизация производства

Хейдзунка

Выравнивание производства

Poka-yoke

Защита от очевидно неверных действий человека

SMED

Быстрая переналадка (Single — Minute Exchange of Dies) — быстрая смена пресс-форм

Визуальный контроль

Применение средств визуализации

SOP

Стандартные операционные процедуры. Стандартизация

Методы обучения и развития мышления

Штурм-прорыв

Командная работа по улучшению

Цикл PDCA

«Plan-Do-Check-Act» — планируй — делай — проверяй — воздействуй

Коучинг

Сoaching — обучение, тренировки

TWI

Training Within Industry — обучение на производстве

5W, 5W2H

Техники принятия решений: «5 почему», «5 почему, 2 как»

Система подачи рационализаторских предложений

Вовлечение всего персонала в процесс улучшения

Большинство предприятий АПК полного цикла «от поля до прилавка» в той или иной степени имеют систему менеджмента качества (СМК) производимой продукции, однако в силу специфики отрасли и не понимания необходимости соблюдения определенных правил рабочими управление качеством продукции в основном соблюдается по сегментам (приемка сырья, контроль качества готовой продукции). Четко выстроенную и, главное, работающую систему менеджмента качества построить достаточно сложно. Рассмотрим существующую систему менеджмента качества на примере ЗАО «Марийское», производящего продукцию из мяса птицы.

Проанализируем существующую СМК ЗАО «Марийское» на выявление дефектной продукции при помощи инструментов контроля качества: диаграммы Парето и диаграммы Исикавы.

Диаграмма Парето является столбиковой диаграммой, которая применяется для наглядного отображения рассматриваемых факторов в порядке уменьшения их значимости [2]. Она дает возможность проранжировать факторы на значительные (часто встречающиеся) и на незначительные (редко встречающиеся). Диаграмма Парето (рис. 2) позволяет распределить усилия для решения возникающих проблем и определить очередность действий для их преодоления. Диаграмму Парето целесообразно применять вместе с причинно-следственной диаграммой Исикавы. Рассмотрим их применение на примере производства тушки цыпленка-бройлера ЗАО «Марийское».

Исходные данные для построения диаграммы представлены в таблице 3. Столбец 1 и столбец 2 заполнены на основе данных контрольного листка: в первой графе указаны анализируемые дефекты, во второй — абсолютные данные, которые характеризуют количество случаев обнаружения анализируемых дефектов в рассматриваемый период; в третьей — суммарное число дефектов по видам, в четвертой — их процентное соотношение и в пятой — подсчитанный накопительный % случаев обнаружения дефектов.

Таблица 3

Данные для построения диаграммы Парето

Виды дефектов

Число дефектов

Накопленная сумма числа дефектов

Процент числа дефектов по каждому признаку вобщей сумме

Накопленный процент

Перешпарка

130

130

41,0

41,0

Кровоизлияния в подкожные ткани бройлеров

80

210

25,2

66,2

Кровоизлияния в мышцах бройлеров

67

277

21,1

87,4

Загрязнения

40

317

12,6

100,0

Итого

317

-

100

-

По полученным данным можно сделать вывод, что наибольшее влияние на качество тушки цыплят-бройлеров оказывает возникновение следующих пороков:

‒ Перешпарка;

‒ Кровоизлияние в подкожные ткани.

Рис. 2. Диаграмма Парето

Далее выявим факторы, влияющие на образование дефектов. Сделать это можно при помощи причинно-следственной диаграммы Исикавы (рис. 3).

При помощи схемы Исикавы можно не только определить состав и взаимозависимость факторов, влияющих на производство тушки цыпленка-бройлера, но и выявить относительную значимость этих факторов.

Схема Исикавы может служить основой для составления плана взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих комплексное решение поставленной при анализе задачи [3].

При построении схемы были выявлены следующие значимые факторы, способствующие возникновению такого порока тушки цыпленка-бройлера, как перешпарка:

‒ Нарушение технологического процесса (30 %);

‒ Плохая ощипка перьев тушки (25 %);

‒ Низкий Ph воды при ощипке (19 %);

‒ Нарушение температурных и временных режимов ошпарки (17 %);

‒ Низкая ответственность к работе (9 %).

Рис. 3. Диаграмма Исикавы

Соответственно, для исключения такого дефекта тушки цыпленка-бройлера, как «перешпарка», необходимы следующие корректирующие действия:

1) Внести изменения в технологический процесс, выявить критические контрольные точки;

2) Пересмотреть кислотность воды при ошпарке тушек;

3) Ужесточение контроля за температурным режимом;

4) Своевременно производить ремонт оборудования;

5) Откорректировать методы для определения качества готового продукта.

6) Повысить заинтересованность работников в своем труде.

При производстве готовой продукции на предприятиях АПК, в частности на мясоперерабатывающих предприятиях возникают различные дефекты, поэтому для повышения качества производимой продукции, снижения потерь и в целом повышения конкурентоспособности предприятий АПК в современных условиях хозяйствования необходимо активнее применять инструменты и методы бережливого производства [4,5].

Таким образом, применение инструментов бережливого производства будет эффективно только в том случае, если на производстве будут работать квалифицированные сотрудники, а возглавлять весь процесс будут профессионалы. В процесс внедрения бережливого производства необходимо вовлекать всех сотрудников, чтобы они понимали для чего происходит тот или иной процесс. В таком случае производство будет близко к оптимальному, а издержки минимальны и, как следствие, конкурентоспособность предприятия будет заметно выше.

Литература:

  1. Республика Марий Эл в цифрах: Краткий статистический сборник/Маристат — Йошкар-Ола, 2017–370 с.
  2. Кане М. М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества / М. М. Кане, Б. В. Иванов, В. Н. Корешков, А. Г. Схиртладзе // Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.
  3. Давыдова Н. С. Бережливое производство. Развитие производственной системы организации: методическое пособие / Н. С. Давыдова // Ижевск: Институт экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2015. 58 с.
  4. Ярмоленко О. В. Производство мяса цыплят-бройлеров: риски и методы их снижения / О. В. Ярмоленко // Молодой ученый. 2016 № 17. С367–369.
  5. Ярмоленко О. В. Концепция внедрения бережливого производства на мясокомбинатах/ О. В. Ярмоленко // Молодой ученый. 2016 № 21. С. 300–302.
Основные термины (генерируются автоматически): бережливое производство, диаграмма, причинно-следственная диаграмма, производимая продукция, сельское хозяйство, JIT, готовая продукция, командная работа, среднедушевой доход населения, технологический процесс.


Похожие статьи

Взаимодействие бизнеса с образовательными учреждениями по подготовке кадров для металлургической промышленности на примере ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково»

Оценка влияния выбора режима налогообложения на развитие агропромышленного комплекса на территории РФ на примере ЗАО «Птицефабрика «Оренбургская»

Факторы, влияющие на эффективность использования финансовых ресурсов корпоративного сектора регионального АПК (на примере птицеводческих предприятий Ярославской области)

Развитие сельского хозяйства в Калининградской области на примере КФХ «Калина»

Анализ экономической эффективности использования основных средств на предприятии OOO «Суксунское»

Совершенствование аудита финансовых результатов на примере ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»

Роль рекламы в формировании имиджа компании на примере ООО ЧОО «Периметр» г. Нижневартовска

Актуальность организации «бережливого производства» на предприятиях общественного питания

Проблема оценки показателей оборачиваемости и рентабельности предприятий спортивной индустрии Республики Мордовия на примере ООО «М Корт»

Основы анализа готовой продукции и ее продаж на примере ОАО «Плодопитомник» Лысковского района Нижегородской области

Похожие статьи

Взаимодействие бизнеса с образовательными учреждениями по подготовке кадров для металлургической промышленности на примере ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково»

Оценка влияния выбора режима налогообложения на развитие агропромышленного комплекса на территории РФ на примере ЗАО «Птицефабрика «Оренбургская»

Факторы, влияющие на эффективность использования финансовых ресурсов корпоративного сектора регионального АПК (на примере птицеводческих предприятий Ярославской области)

Развитие сельского хозяйства в Калининградской области на примере КФХ «Калина»

Анализ экономической эффективности использования основных средств на предприятии OOO «Суксунское»

Совершенствование аудита финансовых результатов на примере ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»

Роль рекламы в формировании имиджа компании на примере ООО ЧОО «Периметр» г. Нижневартовска

Актуальность организации «бережливого производства» на предприятиях общественного питания

Проблема оценки показателей оборачиваемости и рентабельности предприятий спортивной индустрии Республики Мордовия на примере ООО «М Корт»

Основы анализа готовой продукции и ее продаж на примере ОАО «Плодопитомник» Лысковского района Нижегородской области

Задать вопрос