Научные и методические предпосылки возможности обучения детей старшего дошкольного возраста подвижным играм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 14.10.2017

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Проничкина, В. А. Научные и методические предпосылки возможности обучения детей старшего дошкольного возраста подвижным играм / В. А. Проничкина, И. В. Микитюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45955/ (дата обращения: 19.12.2024).



Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть «ведущим», влияющим на все стороны жизни в каждом конкретном периоде. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Рассматривая игру в качестве всеобщей, спонтанно возникающей формы воспитания Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не создает вокруг себя такого мощного педагогического поля. Уникальность игры заключается в том, что именно игровая деятельность формирует человеческое воображение, без которого невозможны творческие проявления личности. По этой причине Л. С. Выготский [1] считал игру неиссякаемым источником развития личности, сферой, определяющей зону ближайшего развития.

П. Ф. Лесгафт отмечал, что подвижная игра — это одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в их содержании (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча). Эти двигательные действия мотивированы игровым сюжетом (темой, идеей). Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий на пути достижения цели игры [3, с. 88].

Подвижные игры способствуют расширению общего кругозора детей, стимулируют использование имеющихся сведений об окружающей действительности, человеческом поведении, повадках животных. Пополняется словарный запас, совершенствуются психические процессы. Подвижные игры являются школой движений. Поэтому с накоплением у ребенка двигательного опыта, игры необходимо усложнять. Помимо этого, усложнение делает уже знакомые игры более интересными для детей.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются активностью, самостоятельностью, любознательностью, они стремятся включаться в различные игры, а во время игры пытаются за сравнительно короткое время добиться заданных целей. Детям пока не хватает выдержки и упорства. Настроение быстро изменяется, ребенок легко расстраивается при неудаче в игре [4, с. 23]. Необходимость подчиняться правилам и адекватно реагировать на сигналы, организует и дисциплинирует детей, приучая их контролировать собственное поведение, развивая мышление, двигательную инициативу и самостоятельность [4, с. 24].

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

Правила игры нужно излагать детям кратко, так как они стремятся быстро воспроизводить все необходимые действия. Часто они не дослушивают объяснений и начинают выполнять действия игры. Хорошо, если руководитель рассказывает об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с гораздо большим интересом и подводит к творческому выполнению роли. Так можно поступать для лучшего усвоения действий игры, когда дети невнимательны, или когда требуется отдых после физических нагрузок [2, с. 4297].

Желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и её замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке и начать игровые действия.

В ходе игры необходимо делать замечания нарушившему правила, подсказывать действия растерявшемуся, помогать сменять ведущих, поощрять детей, регулировать физическую нагрузку, которая должна постепенно увеличиваться.

Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания нужно в доброжелательной форме.

Сигналы в играх для детей старшего дошкольного возраста лучше подавать с помощью словесных команд, так как это способствует развитию второй сигнальной системы. Также благоприятным оказывается использование речитативов. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и при этом дают возможность готовиться к выполнению действий на последних словах речитатива. К нарушениям игры, несоблюдению правил необходимо относиться с терпимостью, не забывая о неопытности детей, отсутствия умений играть в совместные коллективные игры и недостаточного уровня физического развития детей.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине); сменить сигнал (вместо словесного — звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке); усложнить правила (пойманных можно выручать), причём к составлению вариантов игр можно привлекать и самих детей [2, с. 4299].

Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведённой игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.

При подведении итога игры необходимо отметить тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Назвать тех, кто нарушил правила, проанализировать, как удалось достичь успеха в игре. По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остаётся при этом постоянной. Изменения всегда должны быть обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.
Подвижные игры являются сознательной инициативной деятельностью, направленной на достижение некоторой цели, добровольно установленной самими детьми. Достижение цели требует от участников игры активных двигательных действий, выполнение которых обусловлено проявлением творчества и инициативы детей.

Двигательные действия определяются правилами игры, для их выполнения требуется соответствующее инициативное поведение в пределах установленных правил. Правила определяют особенности препятствий и трудностей в игре на пути к достижению цели. Правила изменяются детьми и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них отсутствуют точно установленное число играющих, точный размер площадки, также определяется выбор спортивного инвентаря: мячи, гимнастические или простые палки и т. д.

Как отмечают Т. А. Семенова, Н. С. Шляхова [5], методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Методическим особенностям подвижных игр свойственны образность, самостоятельность действий, направленная на достижение цели, ограничиваемая правилами, исполнение отдельных ролей в игре согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры, внезапность, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы, элементы соревнований в игре, требующие мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры.

Таким образом, подвижные игры представляют собой одно из важнейших средств всестороннего физического воспитания. В играх дети находят все главные виды движений: бег, ходьбу, прыжки, метание, преодоление препятствий. Правильно проведенная игра способствует развитию координационных способностей, быстроты, ловкости, равновесия, гибкости, выносливости и других физических и психических качеств, что обеспечивает гармоничное развитие ребенка.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 2013. — 273 с.
  2. Краснобаева Я. А. Особенности организации народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста / Я. А. Краснобаева // Концепт. — 2014. — Т. 20. — С. 4296–4300.
  3. Парамонова М. Ю. Концептуальные основы физического воспитания дошкольников в трудах Е. А. Аркина и их значение на современном этапе / М. Ю. Парамонова // Новые исследования. — 2013. — № 2 (35). — С. 86–90.
  4. Семенова Т. А. Подвижная игра как средство подготовки ребенка-дошкольника к жизни / Т. А. Семенова // Педагогика и психология образования. — 2014. — № 1. — С. 22–26.
  5. Шляхова Н. С. Педагогические условия формирования двигательного опыта у детей старшего дошкольного возраста / Н. С. Шляхова, Л. В. Абдульманова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — № 5. C. 1–5.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, правило, действие, достижение цели, подвижная игра, дошкольный возраст, игровая деятельность, правило игры, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию с натуры

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность

Похожие статьи

Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию с натуры

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность

Задать вопрос