В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.
Ключевые слова: семейное воспитание, типы личности, детско-родительские отношения, становление личности
Стоит отметить, что на сегодняшний день, проблема становления личности ребенка под влиянием детско-родительских отношений достаточно актуальна, поскольку это является одним из основных элементов государственной политики сохранения здоровья нации. Также данная проблема с каждым годом привлекает все больше внимания ученых, которые заинтересованы в исследовании представленной проблемы [3].
Переходя, непосредственно, к вопросу о детско-родительских отношениях, можем выделить то, что понятие «родительское отношение» определяет взаимозависимость родителя и ребенка, взаимную связь между ними, а также носит общий характер. Вопросами детско-родительских отношений и семейного воспитания, в свое время занимались, следующие ученые (социологи, педагоги, психологи и так далее): Авдеева Н. Н., Личко А. Е., Варга А. Я., Захаров А. И. и другие.
В научных работах исследователей рассматривались разные аспекты детско-родительских отношений: особенности супружеских отношений и личности родителей, специфика воспитания ребенка и отношение к нему родителей, а также особенности личности ребенка как результат семейных воздействий [3].
В рамках данных исследований выделяют несколько типов личности ребенка, который формируется при определенных условиях в семье.
Первый тип — «Я другой или не такой, как все». Одной из ведущих ценностей в семье, где воспитывается такой тип личности, считается материальное благополучие и комфортабельный быт. Представленные ценности у ребенка формируются, прежде всего, от стиля жизни и поведения его родителей, а также об этом достаточно часто ведутся «внутрисемейные» разговоры, проявляются эмоции и переживания связанные с этими ценностями [1].
В такой семье, как правило, господствует культ вещных, практических, а не личностных отношений. Поэтому ребенка, его достижения, оценивают с точки зрения не столько его личности, сколько достигнутого результата. Следовательно, это приводит к тому, что дети не выделяют себя из привычных синкретически целостных ситуаций, не осознают или недостаточно осознают себя через отношение к определенному содержанию.
Также достаточно часто имеют место отрицательные оценки ребенка и строгие наказания. Ограниченность личностной культуры, замкнутость на круг интересов своей семьи приводят к тому, что у детей складываются низкие типы отношения к другим («Я — Другой»).
Второй тип — «Быть собой». При таком типе развития личности ребенка, можно говорит о том, что его окружение и, прежде всего, родители — любят постоянное разнообразие. Отношения в такой семье трепетные, пронизаны заботой и вниманием. Эта забота «выходит за рамки» семьи. Родители прививают ребенку, что нужно заботиться не только о своих родных, но и близких друзьях [1].
Дети в такой семье могут быть достаточно эмоциональными, как и их родители. Детско-родительские отношения сопровождаются, иногда, «неадекватными» поступками. К примеру, часто ребенка наказывают за незначительный поступок или много ругают, а в некоторых случаях происходит все совершенно противоположно — ребенка положительно оценивают при малейшем успехе. Стоит отметить, что дети болезненно воспринимают конфликты, которые возникают между родителями и их близкими, сфера отношений для них становится действительно значимой.
Это, впоследствии, приводит к тому, что ребенок постоянно ждет похвалы, одобрения поступков, положительную оценку за малейшие успехи и даже может лгать, проявлять хитрость.
Стоит отметить, что в каждом из предложенных вариантов становления личности ребенка, его развитие, прежде всего, будет зависеть от родительской позиции. К примеру, отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, «отодвинутым» в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания [4].
Ребенок может почувствовать себя не нужным и в том случае, если родители всячески уклоняются от его компании. К примеру, достаточно часто избегают с ним общения, не участвуют в игровой деятельности ребенка, постоянно заняты только собой и своими делами. Поэтому правильно-выбранные воспитательные позиции, в первую очередь, выражаются в восприятии ребенка как личности, точно определяют его позицию в семье, к правам и обязанностям ребенка относятся с уважением.
Выделим тот факт, что современные семьи нередко выбирают демократический стиль воспитания и жизни, что обеспечивает по отношению к ребенку равноправную позицию. Такая позиция постоянно изменяется и на это влияет — возрастной фактор. Чем младше ребенок, тем больше ему уделяется внимания, соответственно, он занимает центральное место в семье и отношениях. В процессе взросления ребенок становится более независимым, у него появляются свои интересы, расширяется круг общения [4].
Таким образом, он приобретает своего рода «автономность» и его права уравниваются с родительскими.
Также на позицию ребенка в семье влияет и количество детей. Поскольку существует момент соперничества. Каждый из детей пытается завладеть вниманием родителей, но, как правило, это внимание больше всего достается самому младшему члену семьи, если родители выбрали не правильную тактику воспитания [2].
Возвращаясь к возрастным факторам, можем сказать, что в подростковом возрасте роль родителей меняется. Соответственно, изменяются и отношения. Родителям необходимо становится «советниками и консультантами», чтобы в дальнейшем можно было незаметно для ребенка руководить им, направлять его в нужное русло и лишь в крайних случаях прибегать к запретам или указаниям. Если отношения складываются плохо, то это означает, что на предыдущих этапах развития родители не уделяли должного внимания ребенку.
Стоит отметить, что в любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений — родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.
Благодаря эмоциональной связи любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей [2].
В целом, стоит отметить тот факт, что проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры, которая включает в себя все многообразие форм взаимоотношений детей и родителей, а также нарушения в отношениях, оказывающих влияние на благополучное существование ребенка в семье и становление его как личности.
Таким образом, можем сделать вывод, что для благополучного развития и становления личности ребенка, родителям необходимо выбрать правильные методы воспитания, осознать все проблемы супружеских и детско-родительских отношений и гармонизировать влияние семьи на воспитание ребенка. В результате такого «симбиоза» индивидов в семье создается персональная микросреда, которая характерна только этой семье.
Основными аспектами гармоничного развития семьи являются следующие факторы: семейные традиции и обычаи, уважение мнения каждого члена семьи, благоприятный нравственно-духовный климат, поддержание норм внутрисемейного поведения.
Литература:
- Македон Т. А. Психология семьи: проблемы, профессиональные подходы к их решению / Т. А. Македон — Биробиджан: Издв-во ФГБОУ ВПО «ДВГСГА», 2011–146 с.
- Репринцева Г. И. Гармонизация детско-родительских отношений в молодой семье как фактор социального воспитания детей / Г. И. Репринцева — М.: Изд-во Института социальной педагогики, 2010–146 с.
- Сырвачева Л. А. Специфика родительских отношений и их влияние на психическое развитие дошкольников / Л. А. Сырвачева — Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т. им. В. П. Астафьева, 2014–316 с.
- Фоминова А. Н. Педагогическая психология / А. Н. Фоминова — М.: Наука, 2017–350 с.