В современных условиях развития Вооруженных Сил Российской Федерации владение иностранными языками становится одной из ключевых потребностей офицеров. При этом улучшению уровня лингвистической подготовки необходимо уделять внимание на самой первой ступени обучения воспитанников довузовских образовательных учреждений Министерства обороны. Цель данной статьи — показать, что использованиесовременных образовательных технологий как средства реализации военно-морского компонента при обучении иностранному языку в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ), способствует профориентации нахимовцев, развивает профессионально значимые качества личности будущего военного офицера и формирует правильное отношение к воинскому долгу.
Ключевые слова: военно-профессиональная деятельность, лингвистическая подготовка, военно-морской компонент, проблемно-контекстный подход, деловая игра, проектная технология, профориентация воспитанников
В современном мире одним из приоритетных направлений в международной политике для Российской Федерации является развитие военно-политического и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Россия постоянно участвует в организации и проведении совместных международных учений и маневров, представители Вооруженных Сил РФ играют важную роль в международной миротворческой деятельности, в борьбе с пиратством и в обеспечении безопасности мореплавания. Все это порождает потребность в офицерах, свободно владеющих иностранными языками для военно-профессиональной деятельности. С другой стороны, существующая геополитическая обстановка, характеризующаяся конфронтацией потенциалов мировых держав во всех сферах, включая военную, требует взаимодействия, в том числе и речевого, с противоположной стороной для предотвращения опасной военной деятельности.
Выше перечисленные факторы формируют кадровый заказ государства на военные кадры, которые, в совершенстве владея своей основной специальностью и обладая профессиональной компетентностью, способны использовать иностранный язык для международного общения и взаимодействия в профессионально-технической сфере.
Поэтому потребность в улучшении уровня лингвистической подготовки воспитанников довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации как составной части общей задачи по подготовке высококвалифицированных военных специалистов в военно-морских учебных заведениях приобрела особую значимость. Данное положение подчеркивается в современных нормативных документах и директивах Министерства обороны РФ.
Реализация военно-морского компонента происходит посредством включения в программу обучения изучения базовой военной терминологии по темам «Воинские звания», «Военная форма одежды», «Основные виды и рода войск», «Воинские специальности», «Основные образцы вооружения и военной техники», организации военно-ориентированных мероприятий внеурочной деятельности (тематических кружков, конкурсов, викторин и выездных уроков-экскурсий).
При этом реализация военно-морского компонента направлена на подготовку воспитанников к поступлению в военные образовательные организации высшего образования, и наилучшим образом способствует профориентации нахимовцев.
Применяемые при обучении воспитанников иностранному языку педагогические технологии реализуют проблемно-контекстный подход, т. е. выделяются из совокупности образовательных технологий по следующим критериям: во-первых, в основе технологии лежит профессионально-ориентированная речемыслительная деятельность обучающегося, которая завершается созданием продукта; во-вторых, преподаватель решает вопрос не о том, как организовать деятельность нахимовцев, которая позволила бы применить определенные знания, а как предоставить обучающимся информационный ресурс, который позволил бы осуществить необходимую деятельность. Эта особенность позволяет говорить не о предметных методиках, а именно об универсальных в отношении предметного содержания технологиях, которые можно использовать практически при работе с любым содержанием.
Вопрос применения игровых технологий в процессе обучения в педагогической теории и практике не является инновационным. Концептуальными основами данной технологии выступают природа психологических механизмов игровой деятельности, опирающихся на фундаментальные потребности личности в самоопределении, самовыражении, самореализации, социальный характер игровой деятельности, реализующий возможность для внутренней и внешней социализации обучающихся, способность человека включаться в игру независимо от возраста и возникающая в связи с этим необходимость учета возрастных особенностей и интересов.
В рамках образовательного процесса при реализации военно-морского компонента игровая технология реализуется в виде деловой игры.
Цель деловой игры обусловлена ее типом: учебные деловые игры направлены на усвоение нового материала, его закрепление, реализацию полученных лингвистических знаний в ситуациях служебного взаимодействия, в результате чего происходит формирование профессионального сознания воспитанников как будущих офицеров.
Деловая игра объединяет учебную ситуацию с реальной профессиональной коммуникацией, в основе которой лежит мотивация общения. Данная мотивация порождается с помощью различных игровых стимулов, к которым можно отнести использование аудиовизуальных средств. В качестве примера можно привести учебную деловую игру «Морской бой», которая проводилась в рамках изучения темы «Моя коллекция» с воспитанниками 5 класса.
Следует отметить, что при выборе типов кораблей для изучения акцент был сделан на современные корабли Черноморского Флота (ракетный крейсер «Москва», фрегат (сторожевой корабль) «Адмирал Григорович», БДК «Азов», малый ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» и дизельную подводную лодку «Краснодар», в список были включены авианосец «Адмирал Кузнецов», принимавший участие в боевой операции в Сирии и современный ледокол «Илья Муромец», спущенный на воду в июне 2016 года.
Для подготовки к игре обучающиеся выполняли систему предпросмотровых упражнений на снятие лексико-грамматических трудностей восприятия и расширение терминологического аппарата в военно-морской области. Затем обучающимся был предложен видеофрагмент о боевых кораблях Военно-морского флота Российской Федерации с одновременным выполнением просмотровых упражнений (ответы на вопросы, определение правильного порядка событий, верных/неверных утверждений, задания на активизацию языкового материала — заполнение пропусков в предложениях, соотнесение эквивалентов и др.). После этого обучающиеся переходят к деловой игре «Морской бой». Целью, которой является выбрать корабли для участия в международных учениях и потопить группировку «условного противника» посредством четко указанных критериев.
При проведении самой игры группа делится на 2 команды. На подготовительном этапе воспитанникам предлагается выбрать 4 типа кораблей из предложенных семи, определив их количество и страну порта приписки и заполнить свое поле в карточке для игры.
Каждой команде предлагается поочередно за 4 хода определить все корабли условного противника, узнать их количество и страну порта приписки. Полученные сведения воспитанники заполняют в карточке поля противника. Победителем становится команда определившая максимальное количество кораблей и правильно заполнившая поля «Количество и Страна».
Так как игра проводилась в рамках изучения темы «Моя коллекция» воспитанники одновременно отрабатывали счет от 21 до 100, названия стран мира и использование грамматической структуры have got в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях с использованием визуальной опоры.
Деловая игра имеет своей целью развить навыки и умения профессионального общения для выработки стратегии и тактики решения проблемных ситуаций будущей служебной деятельности воспитанников, применяя изученный лексико-грамматический материал, социокультурные знания, а также компенсаторные стратегии. Особую важность в рамках данной работы также приобретает воспитательный потенциал деловых игр (формирование учебного сотрудничества, партнерства, профессионально значимых качеств личности будущего военного офицера, воспитание сознательной дисциплины, взаимопомощи, самостоятельности, умения отстоять свою точку зрения), а также их положительное влияние на формирование коллектива. Успешное выступление в деловой игре, особенно в роли командира, нередко является поворотным моментом в изменении взглядов, убеждений и статуса в воинском коллективе, и, как следствие, в отношении к воинскому долгу.
При реализации военно-морского компонента также широко используются возможности проектной технологии. Выбор данной технологии обусловлен ее потенциалом в контексте стимулирования интереса нахимовцев к проблемам в будущей профессиональной сфере, предполагающим владение определенной суммой знаний и посредством проектной деятельности предусматривающим решение этих проблем, развития умения практически применять полученные знания, а также развития критического мышления.
Развитие информационно-аналитической и самообразовательной компетенций и их проявление происходит только в активной деятельности. Ее разновидностью является проектная деятельность, для осуществления которой воспитанник в процессе самостоятельной работы выполняет комплекс самообразовательных и аналитических действий по решению профессионально актуальной и личностно значимой проблемы.
При этом перед преподавателем встает вопрос эффективной и методически правильной организации самостоятельной работы обучающихся, которая будет развивать способность к самостоятельному поиску и анализу необходимых знаний, самостоятельному определению цели и постановке задач и их решению.
С этой целью преподавателю необходимо следовать следующим правилам:
1) четкая формулировка цели и задач, обозначение необходимого результата самостоятельной работы и форм контроля полученных знаний, умений, профессиональных навыков;
2) определение методов и средств самостоятельной работы;
3) необходимость учета содержания учебного материала, практической направленности, характера познавательной деятельности, ориентации на постепенное увеличение сложности и проблемности при разработке заданий;
4) проведение консультаций по выполнению заданий, корректирующего контроля познавательной деятельности;
5) итоговый контроль и анализ продукта проектной деятельности обучающихся, на основе результатов которых можно судить об уровне развития самообразовательной и информационно-аналитической компетенций.
В образовательном процессе мы используем информационные проекты, нацеленные на сбор информации, необходимой для решения проблемы, и ознакомление с ней других воспитанников, анализ и обобщение фактов, и социально значимые проекты, четко обозначенный результат которых ориентирован на интересы коллектива. В качестве примера можно привести общеучилищный проект «Улицы Севастополя», приуроченный к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Во время самостоятельного поиска и анализа необходимых знаний воспитанникам приходится осознавать содержание и структуру информации, анализировать логику аргументации, сравнивать информацию из разных источников, оценивать ее надежность, точность, валидность, объективность, производить анализ таблиц и графиков, сопоставлять различные точки зрения, создавать на основе полученных знаний гипотезы и использовать их для формулировки аргументированных выводов
Условия реализации успешного и эффективного обучения посредством проектной технологии представлены следующими компонентами: понимание смысла и назначения рассматриваемой технологии в конкретной профессиональной сфере, а также теоретическая подготовка в плане структуры и этапов проектной деятельности; наличие значимой в познавательном и личностном плане проблемы, требующей для своего решения интегрированного знания, творческого поиска и вызывающей исследовательский интерес; теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов; самостоятельность выполнения; структурирование содержательной части проектной деятельности; использование исследовательских методов и грамотная организация их применения.
Результатом поисковой, творческой, исследовательской деятельности, актуализирующей практическое использование иноязычных речевых умений обучающимися, является не просто решение поставленной проблемы, но и создание конечного продукта, первым компонентом которого являются теоретические знания по направлению подготовки, а вторым — творческий речевой продукт на иностранном языке.
Критериями оценки результатов проектной деятельности обучающихся являются:
‒ владение способами познавательной деятельности;
‒ умение продуцировать и интерпретировать устную и письменную речь, построенную в соответствии с языковыми нормами;
‒ умение осуществлять общение в сфере профессиональной коммуникации с учетом особенностей языковых форм, социокультурных норм данного профессионального сообщества, коммуникативных интенций, используя весь спектр вербальных и невербальных средств.
‒ умение работать, в том числе и самостоятельно, с различными источниками профессионально-значимой информации, представленной в разных функциональных стилях, обрабатывать ее в соответствии с поставленными задачами, и строить на ее основе целостные, логичные и связные высказывания в форме, соответствующей ситуации, коммуникативным целям и намерениям говорящего;
‒ проявление коммуникативных и адаптивных качеств: умения работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
‒ проявление самоорганизации: умения ставить цель, составлять и реализовывать план, сопоставлять цель и действие, проводить рефлексию.
Систематическое выполнение такого рода учебно-познавательной деятельности способствует выработке установки на самостоятельное пополнение своих знаний, самосовершенствование, реализует постепенное продвижение к высшим уровням развития критического мышления, т. е. ведет к развитию самообразовательной и информационно-аналитической компетенций.
Таким образом, использование современных образовательных технологий при реализации военно-морского компонента способствует развитию навыков и умений профессионального общения в будущей служебной деятельности воспитанников, стимулирует интерес обучающихся к будущей профессиональной сфере, развивает профессионально значимые качества личности будущего военного офицера и формирует правильное отношение к воинскому долгу.
Литература:
- Болдина М. А. Контекстный подход как базовый в выборе методов обучения специалиста нового типа // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9. С. 237–243.
- Малышева О. В. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Сб. науч. тр. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. Вып. 4. С. 90–93.
- Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 4. С. 9–15.
- Митина А. М., Новоженина Е. В. Использование аутентичного видеоматериала на занятиях по иностранному языку при формировании профессиональной компетентности современного специалиста // Высшее образование сегодня. 2012. № 12. С. 28–32.
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3–10; № 3. С. 3–9.
- Тамбовкина Т. Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 63–69.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
- Концепция совершенствования лингвистической подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. Министерство обороны РФ. М., 2014. 24 с.
- Методические указания по вопросам повышения качества преподавания иностранных языков в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации. Министерство обороны РФ. М., 2015. 6 с.