Цель статьи — выявить проблемы перехода аудита с российских стандартов к международным стандартам аудита. Исходя из того, что существуют пробелы в российских стандартах, некоторые положения MCA содержат концепции и процедуры, отсутствуют в российских стандартах, и во время полного признания MCA в России будет происходить ряд значительных изменений.
Ключевые слова: аудит, российские стандарты, международные стандарты аудита, финансовая отчетность, аудиторская деятельность
The purpose of the article is to identify the problems of the transition of the audit from Russian standards to international audit standards. Based on the fact that there are gaps in the Russian standards, some provisions of the MCA contain concepts and procedures that are not in Russian standards, and during the full recognition of MCA in Russia a number of significant changes will occur.
Keywords: audit, Russian standards, international audit standards, financial reporting, auditing activities
В настоящее время актуальной проблемой современного аудита в России в связи с законодательными изменениями является применение международных стандартов аудита.
29 ноября 2016 года вступил в силу Приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ». Данным документом на территории РФ введены в обращение 18 международных стандартов аудита (МСА) [3]. Также Приказом Минфина России от 24.10.16 № 192н введено в действие 30 международных стандартов аудита (МСА) [4], которые применяются в обязательном порядке уже с 1 января 2017 года [3].
Подтверждение достоверности финансовой отчетности (с точки зрения ее форм и элементов) невозможно без использования международных стандартов аудита (МСА). Основная цель МСА — предоставить всем аудиторам и проверяемым лицам единые стандарты, которые содержат все необходимые вопросы аудита, формирования и выражения мнения аудита, которые служат основой для оценки качества его работы [7, с. 52].
Отношения между МСФО и МСА проявляются в единстве терминологии и в использовании МСФО аудиторами в целом и в качестве критерия соответствия подтвержденных финансовых отчетов установленным стандартам.
Значительное влияние на развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации было обеспечено положениями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-Ф3, который вступил в силу с 1 января 2009 года [2]. Этот закон внес существенные изменения в регулирование аудиторской деятельности, в частности, было отменено лицензирование аудиторской деятельности, введено требование обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в аудиторах СРО. Определены также критерии проведения обязательного аудита.
Дальнейшее развитие аудиторской деятельности связано с переходом на МСА, принятым Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). Миссия МФБ направлена на развитие и укрепление позиции профессии бухгалтера, постоянное повышение качества аудита.
Законодательная основа, определяющая признание и применение МСА в Российской Федерации, была создана в 2014 году. Федеральный закон № 403-Ф3 от 1 декабря 2014 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» внес изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» в отношении перехода на МСА, особенности аудита банков и правила независимости аудиторов при его проведении [1].
Отдельные МСА были введены Министерством финансов России на территорию страны. Итак, с 1 января 2017 года в Российской Федерации 48 МСА были введены в действие в соответствии с приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н.
МСА следует представлять как единый международный базовый принцип и стандарты, которые все аудиторы должны соблюдать в ходе аудита. МСА содержит основные принципы, необходимые процедуры, рекомендации по применению принципов и процедур. Все стандарты состоят из введения, разделов, определяющих сущность стандарта, приложений [6, с. 9].
Применение МСА станет обязательным для аудиторов, аудиторских организаций, аудиторов СРО, аудированных лиц, заключивших контракты на предоставление аудиторских услуг. Введение положений МСА в деятельность аудиторских организаций может служить гарантией качества предоставления аудиторских услуг. Практика зарубежных стран показывает, что проведение аудита без применения стандартов невозможно, поскольку аудит рассматривается как процедура подтверждения достоверности финансовой отчетности, которая должна быть стандартизирована.
Анализируя список изменений, вступивших в силу после признания МСА, можно отметить, что многие из них относятся к услугам, которые сопровождают аудит. Например [8, с. 214]:
– не составляют секретную информацию аудита о заключении контракта на предоставление услуг, связанных с аудитом;
– права и обязанности проверяемых лиц распространяются на услуги, сопровождающие аудит;
– аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) обязаны хранить документы, полученные или скомпилированные при оказании услуг, сопровождающих аудит, в течение не менее пяти лет после года их увольнения (ранее только аудиторские документы) и т. д.
Это связано с тем, что изначально в российских нормативных документах уделено должное внимание аудиторской деятельности, а право собственности на другие услуги плохо определено.
Во-вторых, изменения касаются предоставления обязательного аудита и проведения торгов для покупки аудиторских услуг. Аудит финансовой отчетности, включенной в проспект ценных бумаг, станет обязательным и может выполняться исключительно аудиторской фирмой.
В-третьих, в дополнение к перечисленным изменениям необходимо отметить разъяснение мер влияния, применяемых к аудиторским организациям или отдельным аудиторам Министерством финансов. Например, может быть выдан ордер, исключающий организацию из реестра аудиторов и аудиторских организаций для таких нарушений, как [9]:
– участие в предпринимательской деятельности, за исключением предоставления аудиторских и других сопутствующих услуг;
– нарушение требований к независимости аудитора (аудиторской организации);
– нарушение требования о составлении документов на русском языке;
– нарушение требования о сохранении документов.
В-четвертых, можно идентифицировать изменения, связанные с аудиторскими сертификатами. В соответствии с новыми правилами сертификат аннулируется, если аудитор не участвует в его профессиональной аудиторской деятельности в течение трех последовательных календарных лет (ранее — два года).
Следует отметить, что практическое выполнение требований МСА приведет к значительному увеличению количества процедур аудита и объема данных, необходимых для анализа и подтверждения финансовой отчетности проверяемых организаций, возрастающей роли аудиторского заключения в оценке финансово-хозяйственной деятельности участников рынка. Несомненно, внедрение МСА окажет влияние не только на деятельность аудиторов, аудиторских организаций, но и на деятельность проверяемых лиц. В связи с требованиями МСА в отчете о ревизии будет содержаться как мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности проверяемого лица, так и раскрытие важных аспектов его финансово-хозяйственной деятельности [7, с. 53].
Позитивная сторона изменений, внесенных в МСА в отчете о ревизии, заключается в том, что она будет содержать расширенную информацию для внутренних и внешних пользователей финансовых отчетов. В свою очередь, раскрытие дополнительной информации в отчете аудитора позволит пользователям финансовой отчетности принимать более обоснованные экономические решения, оценивать прошлые, настоящие и будущие события в деятельности организации.
Внедрение МСФО и МСА, безусловно, приведет к увеличению роли и общественного значения аудиторов и бухгалтеров в экономике.
Таким образом, дальнейшее развитие аудиторской деятельности, улучшение качества аудита связаны с применением МСА. Применение МСА в аудиторской деятельности улучшит качество финансовой отчетности и предоставление финансовой информации участниками рынка внутренним и внешним пользователям. Кроме того, применение МСА в деятельности по аудиту будет способствовать интеграции внутренних аудиторов в международное сообщество аудиторов.
Литература:
- Об изменениях Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307‐ФЗ от 30.12.2008: информационное сообщение Минфина России от 03.12.2014.
- Федеральный от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
- Приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ».
- Приказ Минфина России от 24.10.2016 № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ».
- Банникова, Е. В. Особенности проведения аудита основных средств / Е. В. Банникова, О. И. Хамзина // Особенности развития бухгалтерского учета, анализа и аудита в разных отраслях народного хозяйства: сборник научных трудов. — Ульяновск: УлГТУ, 2012. — С. 144–150.
- Богданова, Е. В. Проблемы применения международных стандартов аудита в российской экономике / Е. В. Богданова, А. А. Навасардян // Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы. II Всероссийская научно-практическая конференция. — Пенза, 2014. — С. 9–12.
- Богомолов А. М. Внутренний аудит: учебное пособие. / А. М. Богомолов — Приор, 2015. — С.52–54
- Прасолова А. Е., Томилова С. О., Касюк Е. А. Актуальные вопросы развития экономики Материалы международной научно-практической конференции. / под ред. В. В. Карпова, А. И. Ковалева; Омск. -2015. -С.214–216.
- Фролова, М. М. О проблемах перехода на международные стандарты аудита / М. М. Фролова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–1.