Представлен опыт работы системы оценивания по программе АООП в рамках реализации ФГОС с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, коррекционная школа, ФГОС, начальные классы, система оценки
Новый федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами — педагогами новую цель, конечным продуктом которой должен стать выпускник с высоким личностно-развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Гуманистический характер образования, являясь приоритетом общечеловеческих ценностей, предполагает создание для всех детей образовательных условий, адекватных их возможностям и потребностям.
Актуальность проблемы организации образовательного процесса, способствующего целостному развитию всех его участников, обусловлена увеличением в последние годы количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и развитием интеграционных тенденции в системе образования. В связи с этим Министерство юстиции РФ зарегистрировало ведомственные приказы Минобрнауки об утверждении федеральных государственных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Федеральный Государственный образовательный стандарт для школ 8 вида был введен с сентября 2016 г., на основании приказа МинОбр РФ № 1599 от 19.12.2014 г.
Вся система коррекционной работы направлена на социальную адаптацию ребёнка с ОВЗ в современном мире.
Из этого следует, что правильно организованная работа, позволяет определить пути и способы достижения социально желаемого развития обучающихся с ОВЗ.
В рамках реализации приказа была предложена адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с интеллектуальными нарушениями. Любая образовательная программа рассчитана на передачу определенного количества знаний и умений. В свою очередь приобретаемые детьми знания и умения должны оцениваться. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой — это ученик.
Дети с интеллектуальной недостаточностью требуют вдвое больше внимания к оцениванию своей деятельности. Данная потребность может утрачиваться, что влечет за собой низкую мотивацию на учебную деятельность.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями оценке подлежат личностные и предметные результаты детей.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения первоклассниками социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, которая представляет собой процедуру мнений группы специалистов, которую определяет школа и включает педагогических и медицинских работников. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты представляются в табличной форме с удобными и понятными всем членам экспертной группы условными единицами:
0 баллов — нет фиксируемой динамики;
1 балл — минимальная динамика;
2 балла — удовлетворительная динамика;
3 балла — значительная динамика.
Имена |
Личностное БУД на уроке ивнеклассных занятиях |
|||||||
Заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
||||||||
|
1четверть |
2 четверть |
Ожидаемый результат на конец 3 четверти |
Ожидаемый результат на конец года |
||||
Елизавета М. |
Минимальная динамика |
Минимальная динамика |
Удовлетворительная динамика |
Удовлетворительная динамика |
||||
Ирина М. |
Удовлетворительная динамика |
Удовлетворительная динамика |
Значительная динамика |
Значительная динамика |
||||
Евгения С. |
Минимальная динамика |
Минимальная динамика |
Удовлетворительная динамика |
Удовлетворительная динамика |
||||
Личностное БУД на уроке ивнеклассных занятиях |
||||||||
Осознание себя как члена гражданина. |
||||||||
|
1четверть |
2 четверть |
Ожидаемый результат на конец 3 четверти |
Ожидаемый результат на конец года |
||||
Елизавета М. |
Минимальная динамика |
Минимальная динамика |
Удовлетворительная динамика |
Удовлетворительная динамика |
||||
Ирина М. |
Удовлетворительная динамика |
Значительная динамика |
Значительная динамика |
Значительная динамика |
||||
Евгения С. |
Минимальная динамика |
Удовлетворительная динамика |
Удовлетворительная динамика |
Значительная динамика |
||||
По результатам динамики учитель видит не только положительный результат, но и проблемы, которые он решает совместно с экспертной группой и родителями. Результаты оценки личностных достижений заносятся в дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения в усвоении знаний и умений, способностью применять их в практической деятельности.
Оценка предметных результатов начинается со второго полугодия 2-го класса (согласно модели ФГОС), т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки, а сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. Но, с первого дня обучения учителю необходимо отслеживать уровень усвоения знаний по предметам для определения эффективности своей работы.
Во время обучения в 1-м классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление даже незначительных предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Оценка достижения предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Первокласснику не всегда понятны качественные оценки. Исходя из этого необходимо использовать безотметочную систему оценивания понятную родителям и детям. Предметные результаты могут быть оценены по разному: словесно («Умница», «Молодец», «Ты пример». «Ты справился», «Все получится», «Постарайся» и т. д.) и с использованием графических символов (▲, ☼, ☺, ■ и др.) на основании положения школы о безотметочном обучении.
Разработка критериев оценивания может осуществляться по направлениям: достоверность («верные» или «неверные»), правильность выполнения и полнота (полные, частично полные и неполные), самостоятельность (наличие / отсутствие помощи) и др.
Результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие) и т. д.
Результаты, продемонстрированные учеником целесообразно соотносить, с оценками типа:
0 баллов — действие отсутствует;
1 балл — смысл действия понимает, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию;
4 балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Имена |
Русский язык |
|||
Списывание по слогам ицелыми словами спечатного текста сорфографическим проговариванием. |
||||
1четверть |
2 четверть |
Ожидаемый результат на конец 3 четверти |
Ожидаемый результат на конец года |
|
Елизавета М. |
1 |
1 |
1 |
2 |
Ирина М. |
2 |
3 |
3 |
4 |
Евгения С. |
1 |
2 |
2 |
3 |
Имена |
Устная речь (речевая практика) |
|||
Формулировка просьб ижеланий сиспользованием этикетных слов ивыражений. Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов истихотворений; ответы на вопросы; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений сопорой на образец чтения учителя |
||||
1четверть |
2 четверть |
Ожидаемый результат на конец 3 четверти |
Ожидаемый результат на конец года |
|
Елизавета М. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ирина М. |
2 |
3 |
4 |
4 |
Евгения С. |
2 |
3 |
3 |
3 |
Имена |
Чтение |
|||
Осознанное иправильное чтение текст ввслух по слогам ицелыми словами. |
||||
1четверть |
2 четверть |
Ожидаемый результат на конец 3 четверти |
Ожидаемый результат на конец года |
|
Различие звуков Понимание прочитанных слов звуками. |
Чтение Звук+слог =слово Понимание прочитанного |
Чтение Слог+ слог =слово Понимание прочитанного |
Чтение Слог+ слог =слово Переход к чтению целыми словами Понимание прочитанного |
|
Елизавета М. |
1 |
2 |
2 |
3 |
Ирина М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Евгения С. |
1 |
1 |
2 |
2 |
Имена |
Предметы, направленные на развитие логического мышления. Математика |
|||
Знание числового ряда впрямом иобратном порядке |
||||
1четверть |
2 четверть |
Ожидаемый результат на конец 3 четверти |
Ожидаемый результат на конец года |
|
Счет до 3 прямой и обратный |
Счет до 5 прямой и обратный |
Счет до 8 прямой и обратный |
Счет до 10 прямой и обратный |
|
Елизавета М. |
1 |
2 |
3 |
3 |
Ирина М. |
3 |
3 |
3 |
4 |
Евгения С. |
1 |
1 |
2 |
3 |
Имена |
Предметы, направленные на развитие логического мышления. Математика |
|||
Понимание смысла арифметических действий сложения ивычитания |
||||
1четверть |
2 четверть |
Ожидаемый результат на конец 3 четверти |
Ожидаемый результат на конец года |
|
Арифметические действия сложения ивычитания впределах 3. |
Арифметические действия сложения ивычитания впределах 5. |
Арифметические действия сложения ивычитания впределах 8. |
Арифметические действия сложения ивычитания впределах 10. |
|
Елизавета М. |
1 |
2 |
2 |
3 |
Ирина М. |
3 |
3 |
3 |
4 |
Евгения С. |
1 |
2 |
2 |
3 |
Предметы направленные на развитие логического мышления. Математика |
||||
Знание иразличие геометрических фигур |
||||
1четверть |
2 четверть |
Ожидаемый результат на конец 3 четверти |
Ожидаемый результат на конец года |
|
Елизавета М. |
2 |
2 |
3 |
3 |
Ирина М. |
3 |
3 |
3 |
4 |
Евгения С. |
2 |
2 |
3 |
3 |
Подобного рода динамика позволяет оценить не только то, чему учитель намерен учить, но и раскрывает отношение каждого ученика к пониманию и восприятию предмета (темы). Данная система оценивания позволяет адекватно аргументировать оценку способностей каждого ученика. Оценивание повышает мотивацию. Если ребенок успешен, то он готов двигаться навстречу новому, формируется позитивное отношение к учебе. В свою очередь данная система оценки демонстрирует учителю не только достижения, но и проблемы. Это позволяет учителю скорректировать свою дальнейшую деятельность.
Предложенная система оценивания способствует успешному развитию ребенка с ОВЗ в той или иной деятельности в зависимости от его психофизического развития. Согласно введенных государственных стандартов каждый ученик рассматривается индивидуально как личность, способная чувствовать себя успешной в современном обществе. Современному обществу нужны люди, которые способны не только руководить, но и выполнять мелкую работу. Если мы, педагоги, создадим ситуацию успеха ребенку с ОВЗ еще в начальном звене, то по окончанию школы получим сформированную личность, способную принести пользу обществу.
В любом случае, при оценке итоговых предметных и личностных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Литература:
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин — СПб.: Питер,2006. — 507 с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Академия, 2011. — 272 с.
- Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка) / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Академия, 2013. — 208 с.
- Посысова Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов / Н. Н. Посысоева — М.: ВЛАДОС, 2004. — 328 с.
- Эстетическое воспитание во вспомогательной школе VIII вида / под ред. Т. Н. Головиной. — М.: Академия, 2012. — 104 с.