Эпицентр внимания любого общества сосредотачивается вокруг процессов, в которые вовлечена существенная (значимая) доля его представителей. В региональном разрезе, население субъекта Российской Федерации условно объединяется на фоне общих целей и интересов по повышению уровня своего материального и экономического положения в месте проживания. Способов донесения своих проблем до муниципальных, региональных и федеральных властей у населения достаточно, но одним из доступных широкому кругу лиц является форма проведения публичных протестных акций, с целью выражения недовольства по существу своих проблем. Вовлечение населения в массовые непротестные мероприятия и широкое освещение в средствах массовой информации, убеждает людей, в том, что власть однозначно будет осведомлена как о факте прошедшего массового шествия, пикета или митинга, так и о сути, которую участники мероприятия пытались донести до зрителя.
Ключевые слова: протест, проблемы населения, публичные мероприятия, шествие, пикет, митинг
The epicenter of any society's attention centers around processes in which a significant share of its representatives is involved. In the regional context, the population of the subject of the Russian Federation is conditionally united against the background of common goals and interests in raising the level of their material and economic situation in the place of residence. There are a lot of ways of communicating their problems to municipal, regional and federal authorities with the public, but one of the accessible to a wide range of people is the form of holding public protests with the aim of expressing dissatisfaction with the substance of their problems. Involvement of the population in massive non-protests and wide coverage in the mass media convinces people that the authorities will be uniquely informed about the fact of the mass procession, picket or rally, and about the essence that the participants of the event tried to convey to the viewer.
Keywords: protest, population problems, public events, procession, picket, meeting
Население Российской Федерации, в большинстве своем испытывает различные трудности, решение которых выходит за пределы компетенции отдельно взятого гражданина [1]. В связи с этим, население формирует модель диалога с властью, при этом, данная модель является крайне динамичной, так как ее структура может меняться на основании происходящих в обществе событий. С позиции руководства регионального или федерального уровня существует выстроенная модель работы с проблемами граждан, реализованная через институт обращений граждан, регламентируемая Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [2].
Естественным образом исторически сформированы и другие способы диалога с властью, в том числе в форме протестных акций. Пикет, митинг, шествие, голодовка, забастовка и прочее, частично показали себя эффективными, так как иногда, приносили положительный результат для своих интересантов.
В настоящее время, федеральная власть делает существенный упор на качество работы, связанной с обработкой обращений граждан. При этом некоторые проблемы систематически повторяются в виду наличия объективных факторов, влияющих на их появление. Решение населением возникающих проблем, без учета необходимости устранять негативные факторы, порождающие проблемы, не формирует положительную динамику в сфере удовлетворения нужд населения и приводит к необходимости поиска иных, доступных форм выражения недовольства текущей ситуацией. Протестные публичные массовые мероприятия являются для населения простой и понятной альтернативой доведения до руководства регионов своих проблем. Однако, возникает вопрос о действенности такого метода. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ, однозначно регламентирует порядок согласования и проведения публичных мероприятий.
Применение административной практики к участникам несогласованных протестных акций является инструментом не только наказания, но и убеждения населения в необходимости строго соблюдать требования федерального законодательства. Широкое освещение в средствах массовой информации фактов пресечения несогласованных акций снижает интерес граждан к участию в публичных мероприятиях в виду высоких рисков.
Участие большого количества граждан в непротестных публичных массовых акциях, широко освещаемых в СМИ, вызывает повышенный интерес среди невовлеченных граждан, напоминая им о таком способе диалога с властью. Майские демонстрации, как пример непротестных акций, обладают всеми характеристиками, необходимыми для донесения своих требований до власти. Широкое освещение в СМИ, массовое вовлечение населения и интерес со стороны власти, создают все предпосылки к формированию населением протестной группы, желающей аналогичным образом выразить недовольство текущим состоянием дел.
Анализ публикаций региональных СМИ, проведенный в период с 2015 г. по август 2017 г. на примере Калининградской области, показывает, что пиковый период проведения протестных акций приходится преимущественно на тот же период, когда проходят другие массовые непротестные мероприятия (Таблица 1).
Таблица 1
Динамика публикаций калининградских СМИ об акциях протеста, шт.
янв. |
фев. |
мар. |
апр. |
май |
июн. |
июл. |
авг. |
сен. |
окт. |
ноя. |
дек. |
|
2015 г. |
5 |
3 |
10 |
2 |
9 |
6 |
6 |
7 |
4 |
4 |
6 |
5 |
2016 г. |
1 |
5 |
8 |
1 |
6 |
1 |
3 |
6 |
2 |
5 |
2 |
3 |
2017 г. |
2 |
1 |
4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
3 |
Для наглядности рассмотрим динамику публикаций СМИ об акциях протеста на графике (Рис. 1).
Рис. 1. Динамика публикаций СМИ об акциях протеста, шт.
Основная доля протестных акций наблюдается в благоприятный погодный период. При этом, в марте и в мае наблюдается всплеск протестной активности, не характерный для среднего значения по Калининградской области. Данные всплески обусловлены проведением непротестных акций в честь воссоединения Крыма с Россией (март) и праздничными шествиями 1 мая. При этом, на непротестных акциях, наблюдается явление внедрения протестных лозунгов в непротестные акции отдельными участниками, что отражается в статистике протестных мероприятий.
Подводя итоги данного наблюдения, можно сделать вывод о необходимости разработки правильного подхода к организации, проведению и освещению непротестных акций, чтобы сократить инерционный эффект вовлечения протестно настроенных граждан.
Литература:
1. Роберт А. Даль «Проблемы гражданской компетентности» // Политнаука. URL: http://www.politnauka.org/library/teoria/dahl.php (дата обращения: 14.10.2017).
2. Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ.
3. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ.