Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 19.10.2017

Статья просмотрена: 1753 раза

Библиографическое описание:

Улатова, Т. А. Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка / Т. А. Улатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 180-183. — URL: https://moluch.ru/archive/176/45966/ (дата обращения: 16.11.2024).



Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики на сегодняшний день является актуальной проблемой, особенно у детей с речевыми расстройствами. Актуальность заключается в значимости сформированности мелкой моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму.

Учеными (Л. Ф. Фомина, В. М. Бехтерев, М. В. Кольцов и др.) давно уже доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активная речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности. [3]

Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). [2]

Развитие мелкой моторики у детей является частью здоровье сберегающих технологий, которая в свою очередь связано с речью детей.

К сожалению, в наше время все больше и больше у детей плохо развита мелкая моторика, что в свою очередь ведет к сложностям: не умению держать правильно карандаш, ручку, ножницы, к плохо развитой речи.

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Для развития движений пальцев рук существует множество пальчиковых гимнастик по всем возрастам. Эти гимнастики необходимо проводить с детьми ежедневно в любое время и в любом месте, что удобно для родителей.

Ниже предложены разные игры для развития мелкой моторики у детей всех возрастов.

Детям до 3 лет рекомендуется проводить:

поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью; упражнения на сгибание и разгибание пальцев; перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких; пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями.

Например:

— Сорока, сорока,

Где была?

— Далеко!

Кашку варила (Водить по ладони ребенка пальцем)

На стол становила, («варить кашку», чередуя поглаживающие)

На крыльцо скакала, (и «скачущие» движения.)

Гостей поджидала.

Этому кашки, (Сгибать каждый палец ребенка)

Этому простокваши (начиная с большого.)

Этому калины,

Этому малины.

А этому — шишок, (Не сгибать мизинец ребенка, слегка)

Шишек под носок! (Массировать, «чтобы он быстрее рос»)

Он мальчик мал,

Крупку не драл,

По воду не ходил,

Кашку ему не дадим!

Шуг-шуг! Полетели, (поднимать вверх руки ребенка)

На головку сели, Песенки запели! (И их на голову, слегка поглаживая).

Детям от 3–4 лет рекомендуется проводить:

1. Капитан.

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я — отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

2. Домик.

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом — шалашик-домик,

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;

средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем — дубовый стол.

(левая рука сжата в кулак,

сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом — стул с высокой спинкой.

(направить левую ладонь вертикально вверх,

к ее нижней части приставить кулачок правой руки

большим пальцем к себе)

На столе — тарелка с вилкой.

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,

изображая тарелку, правая рука изображает вилку:

ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены

и слегка разведены встороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят -

Угощенье для ребят.

Детям 5–7 лет рекомендуется проводить:

– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

– разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

– играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

– выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

– сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

– мять руками поролоновые шарики, губки;

– рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

– резать (вырезать) ножницами;

– плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

– выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

– перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

– уход за срезанными и живыми цветами;

– водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

– разбор круп и т. д.;

– выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

– мять руками поролоновые шарики, губки; рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

– резать (вырезать) ножницами;

– плести из бумаги коврики, корзинки, косички.

1. Доска для ощупывания (фактура: крупный мелкий).

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2–3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

2. Ящичек с кусочками тканей.

Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача — выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).

Как выполняется упражнение: Способ действия — ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.

После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя — текстиль в комнате, ткани своей одежды — какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).

3. Вышивание на картоне.

Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания.

Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.

Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом, когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.

Сказка — пальчиковая гимнастика «Колобок»

Жили-были дед и баба.

Испекла баба колобок.

Лежал колобок, лежал,

Да и покатился.

Навстречу ему зайка:

«Колобок, колобок, я тебя съем»

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. Я колобок, колобок, я по коробу скребен на сметане, мешен…», — и покатился.

Навстречу ему волк:

Колобок, колобок, я тебя съем»

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. Я колобок, колобок, я по коробу скребен…»., — и покатился.

Навстречу ему медведь:

«Колобок, колобок, я тебя съем»

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. Я колобок, колобок, я по коробу скребен…»., — и покатился.

Навстречу ему лиса:

«Колобок, спой мне песенку».

Колобок запел песенку:

«Я колобок…», — а лиса его — ам» — и съела

-поднять указательный палец левой руки, правой руки;

—соединить указательный и большой пальцы одной руки, изобразив колечко;

—потряхивая кистью руки, изображающей колобок, выставить вверх указательный и средний пальцы свободной руки, остальные пальцы в кулачке;

—ладонь ребром, 4 пальца свободной руки, кроме большого соединены, большой выставлен вверх.

—попеременные движения вперед указательным и средним пальцами свободной руки.

—ладонь ребром, 3 пальца (мизинец, безымянный и средний) соединены. Указательный прижат к ладони, большой выставлен вверх.

Рука сжата в кулак, другая рука изображает колобка

ладонь ребром, 3 пальца (мизинец, безымянный и средний) соединены. Указательный прижат к ладони, большой согнуть. Другая рука изображает колобка.

—рука, изображающая лису, хватает руку, изображающую колобка.

Литература:

  1. Зазуля Л. М. Эффективные методы и приемы развития мелкой моторики/ Л. М. Зазуля //Предшкольная подготовка.- 2005. № 6.
  2. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастики и дыхательно — голосовые упражнения/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.:ГНОМ и Д, 2005.
  3. Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н. В. Котова//Дошкольная педагогика. 2009.- № 6.
  4. Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение/ И. С. Лопухина — С-П.: Корона, 2005.
  5. Щербакова Т. Н. Игры с пальчиками/ Т. Н. Щербакова — М.: 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ладонь, палец рук, ребенок, левая рука, свободная рука.


Задать вопрос