Данная статья обусловлена возрастающей ролью становления качественно новых управленческих систем, технологий и инструментов регулирования, адаптированных к современному кризисному состоянию российской экономки. Чрезвычайно важно это для сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), сложившаяся управленческая система которого представляется малоэффективной.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, система управления в сфере ЖКХ, экономика городского хозяйства
С распространением приватизационных процессов в жилищно-коммунальном секторе российской экономики следует учитывать, что целью деятельности коммунальных предприятий в современных условиях должно быть не получение максимальной прибыли, а возможность получения услуг всеми категориями населения независимо от их доходов (таблица 1).
Таблица 1
Элементы успешного партнерства между органами местного самоуправления ипредприятиями сферы ЖКХ вКалининградской области
Органы местного самоуправления [1] |
Партнерство [6, с. 26] |
Предприятие [5, с. 57] |
Разрабатывают стратегию развития региона, отраслевые и целевые программы и проекты |
В основе партнерства — взаимодоверие и уважение. Органы местного самоуправления учитывают заинтересованность предприятий региона в получении дохода, а предприятия уважают политические и социальные задачи органов местного самоуправления |
Предприятия должны иметь уверенность, что осуществляемый ими проект впоследствии будет приносить прибыль |
Производят четкие правила и нормативные положения с целью информирования предприятий об условиях участия в проекте, требования и ответственность |
Органы местного самоуправления проявляют гибкость, готовность вносить коррективы в нормативные документы и модифицировать финансовые аспекты участия предприятий в проектах на основе взаимного интереса |
Предприятия должны уделять внимание выполнению социальных задач при реализации партнерских проектов |
Обязательства органов местного самоуправления (оказание услуг, финансовое участие) должны подаваться точно в срок |
Результатом партнерства должно стать достижение экономической и социальной взаимной выгоды, а также признание и одобрение со стороны общественности |
Каждый проект должен быть автономным, но иметь реальный эффект для развития предприятия и региона в целом |
Так, одной из важнейших задач органов муниципального управления в процессе приватизации коммунальной собственности является регулирование механизмов рынка для защиты населения от произвола рыночных цен на услуги. Такая естественная монополия определяется технологией и характерна для функционирования систем газоснабжения, телефонной связи, водоснабжения, канализации. Обеспечить конкуренцию между такими системами за счет создания новых предприятий практически невозможно, поскольку они создавались специально для обеспечения этими услугами в полном объеме жителей конкретных городов [7, с.33].
В свою очередь, касаемо вопроса профессионального управления в сфере ЖКХ в рамках реформирования системы управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, то главная задача в данном вопросе состоит в переходе к профессиональному управлению, полноценному информированию населения о проводимых мероприятиях и привлечению жителей к реальному участию в проводимой реформе:
1) Повышение эффективности системы управления ЖКХ:
Преимущества:
‒ население принимает решение о выборе способа управления многоквартирными домами;
‒ в Калининградской области принят целый ряд нормативных документов в сфере ЖКХ, в данном секторе развиваются договорные отношения [3; 4].
Недостатки:
‒ договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг жителям носят формальный характер;
‒ отсутствует ряд важных региональных нормативных документов — «О статусе управляющих компании (УК)», «О страховании рисков» и др.
2) Формирование конкурентной среды в ЖКХ:
Преимущества:
‒ работы по содержанию и ремонту жилищного фонда проводятся на конкурсной основе [2];
‒ развиваются нецентрализованные формы управления многоквартирными домами — товарищества собственников жилья, управляющие компании.
Недостатки:
‒ конкурсы по содержанию и ремонту жилищного фонда проводятся без учета квалификационных требований;
‒ развитие товариществ собственников жилья испытывает определенные трудности, в том числе по причине недостаточной информированности жителей Калининградской области.
3) Стимулирование энерго- и ресурсосбережения:
Преимущества:
‒ постепенно развивается приборный учет расходуемых ресурсов.
Недостатки:
‒ отсутствует эффективная программа ресурсосбережения в жилищно-коммунальном секторе экономики Калининградской области.
4) Упорядочение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг:
Преимущества:
‒ разработаны и введены в действие экономически обоснованные тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг, покрывающие текущие издержки предприятий ЖКХ;
‒ улучшилась платежная дисциплина граждан.
Недостатки:
‒ не упорядочена плата собственников за капитальный ремонт многоквартирных домов, что снижает их ответственность за содержание и ремонт зданий;
‒ явно недостаточна взаимосвязь уровня платежей и качества жилищно-коммунальных услуг.
На основании изложенного представляется целесообразным предложить следующие рекомендации в рамках повышения эффективности системы управления ЖКХ:
‒ разработать новые формы договорных отношений с жителями на оказание жилищно-коммунальных услуг с указанием объемов, качества и оплаты за конкретный период (например, заключение договоров с каждым конкретным собственником и нанимателем жилья);
‒ разработать и принять эффективную программу ресурсосбережения в многоквартирном доме воды, тепла, газа, электроэнергии;
‒ активно использовать в системе управления и контроля ЖКХ стандарты качества предоставления услуг и усилить взаимосвязь между уровнем оплаты и качеством жилищно-коммунальных услуг.
‒ разработать обоснованные критерии конкурсного отбора управляющих организаций по содержанию и ремонту многоквартирных домов и организовать действенный контроль за выполнением договорных обязательств в соответствии с принятыми стандартами качества;
Таким образом, для продвижения реформы и развития ЖКХ представляется целесообразным перейти к профессиональному управлению, полноценному информированию населения о проводимых мероприятиях и привлечению жителей к реальному участию в проводимой реформе.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Закон Калининградской области от 26.12.2013 N 293 (в ред. Законов Калининградской области от 10.06.2014 N 328, от 11.11.2014 N 359, от 25.11.2015 N 472, от 11.04.2016 N 519) «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» (принят Калининградской областной Думой 19.12.2013) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Постановление Правительства Калининградской области № 382 от 30.07.2016 г «Об утверждении краткосрочного плана реализации на 2017–2019 г. региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах в Калининградской области, на 2015–2044 годы « [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Богомольный Е. И. Общее собрание собственников помещений. Инструкция по применению. ЖКХ для всех. — М.: Проспект, 2017. — 103 с.
- Коноплева И. А. Государственно-частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2017. — № 4 (67). — С.26–30.
- Черненко А. В., Кочеткова И. С. Разработка профессиональных стандартов в ЖКХ // Международный студенческий научный вестник. — 2017 — № 3. — С. 33–35.