Применение полистирольных плит и георешеток в конструктивных слоях до-рожных одежд при строительстве автомобильной дороги пос. Ираель — пос. Рыбница в Республике Коми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 20.10.2017

Статья просмотрена: 296 раз

Библиографическое описание:

Сабиров, М. М. Применение полистирольных плит и георешеток в конструктивных слоях до-рожных одежд при строительстве автомобильной дороги пос. Ираель — пос. Рыбница в Республике Коми / М. М. Сабиров, В. Г. Степанец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46000/ (дата обращения: 16.11.2024).



Участок строящейся автомобильной дороги проходит по таёжной местности и будет соединять населенные пункты пос. Ираёль, пос. Зеленоборск, пос. Рыбница.

При строительстве автомобильной дороги пос. Ираель — пос. Рыбница на участках в насыпях менее 1 м, а также в выемках грунты представлены супесями и суглинками легкими пылеватыми которые подвержены пучинообразованию. Протяженность участков в выемке составляет 1 км, в насыпях более 4 км.

Причинами возникновения пучин являются сочетание трех факторов: наличия пучинистых грунтов; интенсивного влагонакопления до относительной влажности более 0,75 от влажности на границе текучести грунта в период морозного влагонакопления; медленного и глубокого промерзания грунтов под дорожной одеждой на глубину более 0,5 м. При отсутствии любого из этих факторов пучины не возникают [1].

Для повышения долговечности дорожных одежд необходимо обеспечить морозостойкость и предотвращение появления трещин в покрытии.

Мероприятия, направленные на устранение возможности образования пучин, можно разделить на группы: изменение или регулирование пучинистых свойств грунта путем замены пучинистого грунта непучинистым; введения добавок, термообработки или укрепления грунта вяжущими; регулирование водного режима земляного полотна путем обеспечения поверхностного водоотвода и исключения увлажнения грунтовыми водами; регулирование теплового режима земляного полотна устройством морозозащитных и теплоизолирующих слоев.

Анализируя мероприятия по борьбе с пучинами можно сделать вывод, что наиболее эффективными являются замена пучинистых грунтов на непучинистые или изменения свойств грунтов, путем их закрепления.

Наиболее кардинальным способом борьбы с пучинами является устранение источников увлажнения земляного полотна, которое обеспечивается организацией поверхностного отвода воды с придорожной полосы за счет устройства прикрмочного дренажа. Этот метод в связи со сложностью его осуществления, высокой стоимостью и недостаточной надежностью не может быть использован из-за трудности вывода воды из дренажных труб в пониженные места. Кроме того, дренажи требуют весьма тщательного эксплуатационного надзора, при отсутствии или при недостаточности которого быстро засоряются и перестают действовать. Устройство прикрмочных дренажей либо перехватывающего дренажа значительно повышают стоимость строительства.

Наиболее эффективным с нашей точки зрения является регулирование теплового режима земляного полотна путем применения теплоизолирующих прослоек типа «Стайрофом» [2].

В СибАДИ под руководством д. т.н., профессора Шестакова В. Н. с участием профессора В. А. Давыдова (ФГУП «РОСДОРНИИ») в течение 2003–2004 гг. провели обследования данного участка. Все эти наблюдения дали возможность установить фактическое изменение физико-механических свойств геопенопласта «Стайрофом» в течение 20 лет. Плотность геопенопласта «Стайрофом» на данном участке увеличилась на 18 %. [2].

Эффект от применения теплоизолирующего слоя для предотвращения образования пучин и оттаивания грунта, используемого в конструкции земляного полотна и дорожной одежды, получается за счет:

‒ уменьшения объемов привозных грунтов при сооружении земляного полотна;

‒ обеспечения возможности использования в земляном полотне грунтов с любой степенью увлажнения;

‒ обеспечения возможности уменьшения рабочих отметок насыпей;

‒ исключения необходимости замены грунта в основании дорожной одежды в выемке;

‒ повышения надежности и долговечности дорожной конструкции;

Реальный экономический эффект при применении теплоизоляционного слоя из плит геопенопласта «Стайрофом» выражается в удешевлении конструкции от 8 до 45 %, что связано чаще всего с отсутствием качественных грунтов [2]. В связи с чем этот способ строительства с применением плит геопенопласта рекомендуется как преимущественный.

В настоящее время разработан нормативный документ по проектированию и устройству теплоизолирующих слоев из экструдированного пенополистерола «STYROFOAM» на автомобильных дорогах России, который позволяет с учетом конкретных климатических, грунтовых, гидрологических условий рассчитать толщину пенополистерола, тем самым предотвратить образование пучения на участках с сильно пучинистыми грунтами. [4].

При недостаточной морозоустойчивости дорожной одежды следует рассмотреть включение мероприятий по улучшению трещиностойкости за счет применения георешеток. Совместное использование теплоизолирующих материалов типа «Стайрофом» и георешеток позволит значительно снизить затраты на замену не дренирующих грунтов дренирующими, повысить морозостойкость дорожных одежд, улучшить сдвигоустойчивость и термсостойкость покрытий [3].

Для строящейся автомобильной дороги выполнен расчет термоизолирующего слоя из геопенопласта «Стайрофом» толщина которого составила 3 см., а также рассчитана конструкция дорожной одежды согласно нормативным требованиям [4] представленная на рисунке 1.

Рис. 1. Конструкция дорожной одежды на суглинистых грунтах

Применяемые пенопласты в слоях дорожных должны обладать следующими требованиями:

‒ прочность при сжатии при 10 % линейной деформации не меньше 0,4 МПа;

‒ предел прочности при изгибе не менее 0,7 МПа;

‒ водопоглащение не более 0,45 %.

В сентябре 2017 года на автомобильной дороге пос. Ираель- пос. Рыбница был построен опытный участок с применением в конструкции дорожной одежды полистирольных плит и георешоток.

Строительство опытного участка выполнялось в следующей технологической последовательности:

‒ подготовка песчаного подстилающего слоя;

‒ укладка полистирольных плит марки Geo 500A плотностью 38 кг/м3;

‒ укладка песчаного слоя толщиной 25 см;

‒ укладка плоской георешетки;

‒ устройство щебеночного основания методом заклинки толщиной 25см;

‒ устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия.

Песок вывозили на дорогу автосамосвалами КаМАЗ-6520, планировали автогрейдером Volvo-G946, поливали водой поливомоечной машиной ПМ-130 и уплотняли катком Bomag BW203AD-4 за 10 проходов по одному следу. Плиты из геопенопласта укладывали по песчаному слою вручную (звено из 2 человек), располагая их длинной стороной вдоль дороги. Плиты укладывали таким образом, чтобы поперечные швы в соседних рядах плит располагались в разбежку, т. е. в одной точке не должны соединяться 4 плиты, как указано на рисунке 2.

Уложенные плиты закрепляли металлическими стержнями диаметром 6–8 мм и длиной 40 см. Стержни забивали в геопенопласт заподлицо. Крайние ряды плит и 1 -2 ряда закрепили двумя стержнями.

Рис. 2. Схема укладки и крепления геопенопласта Стайрофом» стальными колышками: 1 — геопенопласт «Стайрофом»; 2 — ось дороги;3 — стальные колышки

Песчаное основание толщиной 25 см устраивали по полистирольным плитам способом «от себя». Песок также доставляли автосамосвалами КАМАЗ-6520, распределяли бульдозером Коmatsu D-65E12, поливали водой поливомоечной машиной ПМ-130 и укатывали катками Bomag BW203AD-4. По слою основания из песка вручную укладывали вдоль дороги плоскую георешетку раскатывая ее из рулонов с перекрытием на 30см

Рекомендации по геометрическим параметрам и форме поставки:

‒ масса пакета георешетки не превышала 70 кг;

‒ толщина геополосы георешетки составила не менее 1,2 мм;

‒ размер модуля георешетки 3500×2400 мм;

‒ высота георешетки не ниже 5 см.

Рекомендации по механическим свойствам георешеток [3]:

‒ прочность геополосы при растяжении — 17 кН/м;

‒ относительное удлинение геополосы при максимальной нагрузке — 35 %;

‒ прочность перфорированной геополосы — не ниже прочности шва;

‒ условная длительная прочность шва 30 суток.

Особенности технологии производства работ связаны с введением дополнительной операции по укладке георешетки и введением дополнительных требований к выполнению работ по устройству слоя основания, расположенного непосредственно над георешеткой.

Общая технологическая схема производства работ представлена на рисунке 6.

Наименование работ

Отсыпка и разравнивание песка

Уплотнение песка

Устройство прослойки из георешетки

Отсыпка и разравнивание щебня

Уплотнение щебеночного слоя

Рис. 3. Технологическая схема укладки георешетки: 1 — Бульдозер, 2 — Автосамосвал, 3 — Поливомоечная мпашина, 4 — Каток, 5- Георешетка Славрос СД

Укладку георешетки производили на выровненном и уплотненном песчаном основании путем раскатки рулонов с периодическим (через 10–15 м) выравниванием полотен и легким их натяжением без образования складок. Как правило, крепления георешетки к нижележащему слою не требуется, поскольку препятствует натяжению полотна при образовании «волны» в процессе отсыпки вышележащего слоя после чего закрепляли анкерами. Анкера располагали через 10–15 м по длине в местах перекрытия рулонов устанавливали 3 анкера по ширине, в других местах — 2 анкера по ширине.

Георешетку укладывали на ширину слоя песчаного основания с запасом не менее толщины слоя плюс 0,1 м в каждую сторону.

Отсыпку на уложенную георешетку щебня фракции 40–70 мм выполняли по способу «от себя». Основные условия устройства слоя основания — недопущение заезда построечного транспорта на открытую поверхность полотна, постепенное разравнивание отсыпанного материала основания за несколько проходов с последовательной надвижкой щебня основания на георешетку. Щебеночное основание устраивали по методу заклинки т. е.доставленный автосамосвалами щебень фракции 40–70 мм разравнивали бульдозером способом от себя поливали водой и уплотняли катком, затем вывозили расклинивающуюся фракцию щебня 10–20 мм распределяли ее с помощью навесного распределителя, поливали водой из расчета 10–15 литров на квадратный метр и уплотняли гладковальцовым катком Bomag BW203AD-4 за 6 проходов по одному следу.

При выполнении работ визуально оценивали качество укладываемых полотен. При этом фиксировали дефекты внешнего вида (разрывы, вырывы, другие нарушения сплошности ребер и узлов, перекос ячеек, наличие включений, загрязнений, наличие перегибов или следов перегибов на ребрах, ровность кромок). Также фиксировали величину перекрытия смежных полотен по ширине и длине, длину материала в рулоне и ширину, их соответствие документации (маркировке на рулонах, данным паспорта на партию материала).

Укладку двухслойного асфальтобетонного покрытия по щебеночному основанию производили по общепринятой технологии с применением в качестве ведущей машины асфальтоукладчика Volvo-ABG6820. Применение полистерольных плит при строительстве опытного участка позволило использовать местные пучинистые грунты, а применение георешеток в слоях дорожных одежд позволило съэкономить до 30 % щебня. Совместное применение полистирольных плит с георешетками повысило трещиностойкость и сдвигоустойчивость асфальтобетонного покрытия и прочность дорожной одежды.

Литература:

  1. Строительство и реконструкция автомобильных дорог: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т. I / А. П. Васильев, Б. С. Марышев, В. В. Силкин и др.; Под ред. д-ра техн. наук, проф. А. П. Васильева. — М.: Информавтодор, 2005. — 654 с.
  2. СТО 218.3.001–2006 «Проектирование и устройство теплоизолирующих слоев из экструдированного пенополистерола «STYROFOAM на автомобильных дорогах России»
  3. ВРДС 32–12–08 Руководство по устройству аэродромных оснований и дорожной одежды с армирующими прослойками из геосинтетических материалов. — М.:2008.
  4. ОДН 218.046–01. Проектирование нежестких дорожных одежд: — М.: ГП «Информавтодор», 2001. — 145 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожная одежда, земляное полотно, слой, георешетка, грунт, опытный участок, щебеночное основание, двухслойное асфальтобетонное покрытие, песчаное основание, плоская георешетка.


Похожие статьи

Обоснование параметров комбинированного рыхлителя для послойной обработки солонцов в условиях Западного Казахстана

В статье обоснованы основные параметры вертикальных ножей на плоскорежу-щей лапе комбинированного рыхлителя, обеспечивающие агротехнические требования технологического процесса послойной обработки солонцов при наименьших тяговых со-противлениях.

Повышение эффективности резания тонкостенных металлических изделий

В статье представлены возможности использования тонких пластинчатых ножовок и многоножовочных рабочих органов мех- ножовочных машин рамного типа с целью снижения простоев, количества отходов и брака, повышения производительности при работе поточных л...

Исследование состояния вопроса эксплуатации и ремонта газовых и газоконденсатных скважин

Статья посвящена вопросу решения важной задачи — обоснование выбора рецептур безглинистых ингибированных солевых растворов, рекомендуемых для промывки при бурении боковых стволов и горизонтальных участков, основанные на исследовании биополимеров, в у...

Изменение технологических и качественных показателей верхних трикотажных полотен ластикового переплетения различных вариантов

Совместно с кафедрой «Технология и дизайн текстильных полотен» и частной фирмой «Носирхон А. Р.» на плоскофанговых мащиных марки ПВПЭМ были выработаны верхние трикотажные полотна переплетения ластик 1+1, ластик 2+1, ластик 2+2 и на основе неполного л...

Применение пеногелевой забойки на примере карьера № 3 «Сопка-248» филиала «Антоновское рудоуправление» АО «Кузнецкие ферросплавы»

Применение ГИС-технологий при составлении карт в инженерной-геологии на примере проектирования Шурабской ГЭС и ГЭС «Нурек-2»

Анализ состояния сельхозугодий для проектирования комплекса лесомелиоративных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия эрозионных процессов на территории бывшего колхоза «Рассвет» Пугачевского района Саратовской области

Эластомерная композиция с повышенной адгезией на основе фторкаучука

Представлены начальные результаты по разработке и исследованию свойств композиций на основе фторкаучука СКФ-26 и высокогалогенированного полиизпорена. На основании физико-механических характеристик найдены оптимальные соотношения основных компонентов...

Усовершенствование технологических стадий производства термопластичных акрилатных каучуков на опытном заводе ФГУП «НИИСК»

Представлены и обсуждены результаты научных исследований, направленных на отработку технологии стадия отмывки, в частности, режимов выделения акрилатных каучуков с целью снижения содержания эмульгатора в коагулюме и перспективой возвращения серума и ...

Создание модели фильтрационно-емкостных свойства, а также модели нефтенасыщенности на основе известные данных одного из месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа

Похожие статьи

Обоснование параметров комбинированного рыхлителя для послойной обработки солонцов в условиях Западного Казахстана

В статье обоснованы основные параметры вертикальных ножей на плоскорежу-щей лапе комбинированного рыхлителя, обеспечивающие агротехнические требования технологического процесса послойной обработки солонцов при наименьших тяговых со-противлениях.

Повышение эффективности резания тонкостенных металлических изделий

В статье представлены возможности использования тонких пластинчатых ножовок и многоножовочных рабочих органов мех- ножовочных машин рамного типа с целью снижения простоев, количества отходов и брака, повышения производительности при работе поточных л...

Исследование состояния вопроса эксплуатации и ремонта газовых и газоконденсатных скважин

Статья посвящена вопросу решения важной задачи — обоснование выбора рецептур безглинистых ингибированных солевых растворов, рекомендуемых для промывки при бурении боковых стволов и горизонтальных участков, основанные на исследовании биополимеров, в у...

Изменение технологических и качественных показателей верхних трикотажных полотен ластикового переплетения различных вариантов

Совместно с кафедрой «Технология и дизайн текстильных полотен» и частной фирмой «Носирхон А. Р.» на плоскофанговых мащиных марки ПВПЭМ были выработаны верхние трикотажные полотна переплетения ластик 1+1, ластик 2+1, ластик 2+2 и на основе неполного л...

Применение пеногелевой забойки на примере карьера № 3 «Сопка-248» филиала «Антоновское рудоуправление» АО «Кузнецкие ферросплавы»

Применение ГИС-технологий при составлении карт в инженерной-геологии на примере проектирования Шурабской ГЭС и ГЭС «Нурек-2»

Анализ состояния сельхозугодий для проектирования комплекса лесомелиоративных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия эрозионных процессов на территории бывшего колхоза «Рассвет» Пугачевского района Саратовской области

Эластомерная композиция с повышенной адгезией на основе фторкаучука

Представлены начальные результаты по разработке и исследованию свойств композиций на основе фторкаучука СКФ-26 и высокогалогенированного полиизпорена. На основании физико-механических характеристик найдены оптимальные соотношения основных компонентов...

Усовершенствование технологических стадий производства термопластичных акрилатных каучуков на опытном заводе ФГУП «НИИСК»

Представлены и обсуждены результаты научных исследований, направленных на отработку технологии стадия отмывки, в частности, режимов выделения акрилатных каучуков с целью снижения содержания эмульгатора в коагулюме и перспективой возвращения серума и ...

Создание модели фильтрационно-емкостных свойства, а также модели нефтенасыщенности на основе известные данных одного из месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа

Задать вопрос