Изменения производственных отношений, а также реформы, происходящие в стране, обуславливают необходимость пересмотра концептуальных положений технологической подготовки старшеклассников. Поскольку экономическая подготовка школьников, предусматривает экономическое и профессиональное обучение, то появляется необходимость разработки теоретических основ, экспериментальных программ и учебно-методических пособий, включающих этапы, методы, формы и средства экономической подготовки.
По мнению Э. А. Абдулатиповой, Д. А. Салмановой, А. Х. Чупанова все известные модели обучения по существу представляют собой целостные педагогические системы и в совокупности отражают основной педагогический арсенал, который в настоящее время накоплен наукой и практикой. Очевидно, что каждая из моделей обучения может быть представлена как подсистема некой обобщенной педагогической системы, к которой в идеале устремлены все усилия творческой мысли в области образования [1].
В связи с этим, в настоящее время ученые и педагоги-практики большое внимание уделяют совершенствованию технологий обучения, вследствие чего в науке появилось специальное направление «педагогическая технология», которая, на наш взгляд, связана с системным подходом к образованию и обучению, и охватывает все аспекты и элементы педагогической системы, включая постановку цели и проектирование всего дидактического процесса, проверку его эффективности [2].
Игровое обучение –это деятельность, направленная на самореализацию личности, на удовлетворение потребности в сильных эмоциях, состязании, соперничестве и удовольствии. Следует отметить, что игровая деятельность тесно соприкасается с творчеством и воображением, а при частой смене ролей и ролевых отношений в играх с определённым профильным содержанием обеспечивается формирование умений к исполнению предметных действий. В образовательной практике современной школы учителя обращаются к таким формам как ролевая и дидактическая игра.
При выявлении возможностей игры как вида организации учебных занятий в формировании экономических знаний и умений, мы обращаем внимание, во-первых, на общеметодические свойства игры как средства активного педагогического воздействия в процессе обучения; во-вторых, профильно-ориентированные свойства игры как средства профильного обучения.
В качестве возможностей использования игры в обучении школьником мы выделяем:
‒ социализирующие возможности, предполагающие социализацию школьника, формирования у него гражданскую позицию основывающееся на нормах, традициях и обычаях общества;
‒ развивающие возможности, характеризующиеся развитием и актуализацией способностей личности и его потребностей;
‒ дидактические возможности, предполагающие обучение старшеклассников основам наук, формирование у них знаний и умений;
‒ психотерапевтические возможности, предполагающие создание условий для разрешения конфликтных ситуаций;
‒ диагностические возможности, позволяющие отслеживать динамику сформированности знаний умений навыков школьников.
Обратимся к анализу практики использования игры в формировании экономических знаний и умений старшеклассников. Дидактическая игра включает в себя занятия групповой работы, заканчивающейся обычно групповой и пленарной рефлексией, где старшеклассники могут поделиться своими впечатлениями и изменениями, произошедшими в них в течении занятия.
В качествепринципов дидактической игры мы выделяем: принцип добровольного участия в игре, где участники должны иметь внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности через работу в группе. Принудительное участие в игре не приведет к личностным изменениям; пришит диалогизации взаимодействия, обеспечивающий полноценное межличностное общение в процессе выполнения упражнений игры. Полноценное межличностное общение должно быть основано на взаимоуважении участников игры в полном доверии друг другу, абсолютной достоверности передаваемой информации; принцип самодиагностики, обеспечивающий рефлексию участниками собственной деятельности, осознание и формулирование личностно-значимых проблем. Кроме того, важное значение для обеспечения эффективности дидактической игры имеют принципы формирования групп. Наиболее оптимальным считается для участия в дидактической игре возрастной период с 16 до 40 лет. Игру рекомендуется проводить в группах с наполняемостью 10–12 человек, что обеспечивает взаимодействие каждого участника как друг с другом, так и с игротехником. В рабочих группах обязательным условием является наличие четного количества участников, что обусловлено спецификой парной работы, продолжительность интенсивной работы составляет 5–6 часов на одно занятие, в ходе которого выполняются различные упражнения. Это обусловлено тем, что много времени тратиться на «размораживание» участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы. Обязательным условием эффективности дидактической игры является участие всех участников в выполнении каждого упражнения.
Важное значение имеет подбор помещения для проведения игры. Помещение необходимо подобрать таким образом, чтобы оно обеспечивало свободное передвижение участников, возможность расположения их- по кругу, объединения в микрогруппы но 3–4 человека.
Игровая группа работает успешно, если она закрыта, при этом целесообразно соблюдать принцип постоянства участников группы. Не допускается приток новых участников в группу потому, что разрушаются связи, появляется необходимость приспособления участников к новой личности и т. д. Обязательным условием эффективностидидактической игры является полная уверенность участников в конфиденциальности информации. Служебная информация является достоянием группы и не может быть разглашена среди других людей не участников игры.
Все участники игры равны, не зависимо от возраста, должности, звания и т. д. В работе группы должны преобладать доброжелательность, взаимная поддержка и взаимопонимание. Не допускается нанесение морального ущерба, излишней иронии, оскорбление, негативные оценочные суждения и т. д., так как они разрушают коммуникацию, снижают эффективность работы.
Процессуально дидактическая игра включает алгоритм из 9 основных этапов: рефлексивный анализ ситуации: выбор и обоснование объекта моделирования; разработка цели и задач игры; выбор типа игры; разработка сценария игры; описание игровой обстановки, включая разработку средств информационного обеспечения и управления игрой, диагностирования и оценивания игроков и определения игрового пространства; разработка процедур, основных игровых правил и регламента; выявление организационной структуры игры; оформление проекта игры.
Рефлексийный анализ ситуаций предполагает анализ экономической практики через последовательное осуществление исследовательского (исследование деятельности), критического определение затруднений в осуществлении деятельности и их причин) и проективного определение идеи решения проблемы и построения «нового звена» для включения в существующую практику) составляющих. При этом, результатом исследовательской и критической фаз рефлексивного анализа деятельности служат, определенные основные затруднения: управление деятельностью; формирование экономических знаний, умений; включение в деятельность; создание доверительных отношений и атмосферы сотрудничества; мотивация, различными способами недостаточное владение умениями и т. д.
Основным результатом проективной составляющей рефлексивного анализа выступает разработка и обоснование механизма, средства решения проблемы. В результате рефлексивного анализа практики подготовки к определенной деятельности актуализируется необходимость проектирования следующих этапов дидактической игры как средства решения проблем социально экономической практики.
Выбор и обоснование объекта моделирования осуществляется исходя из результатов рефлексии и целей игры и предполагает формирование у игроков определенных знаний, умений и личностных качеств, необходимых для осуществления типовых особенностей предпринимательской деятельности. При этом объект игрового моделирования представляется и описывается в проекте, с использованием известных принципов и средств моделирования, в том числе математического, экспертного оценивания, здравого смысла и практического опыта.
Следует отметить, что описание модели предполагает определенную дидактическую обработку через обобщение и упрощение ситуаций, отбор содержания, которое должно быть освоено игроками и т. д. Например, при изучении темы «Предпринимательская деятельность» для проверки ее усвоения предлагается соревновательная игра «Алгоритм предпринимательской деятельности» или «Разработка системы предпринимательской деятельности», в которой участвуют соревнующиеся команды, а побеждает та, которая наиболее приблизится к имеющему эталону.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений, могут выступать в качестве педагогического средства экономической подготовки старшеклассников, поскольку обладают содержательными (функции деятельности, ее содержание и условия, объекты интенсивного воздействия) и организационными (активность участников, игровой характер, обучающая направленность, обратная связь, групповой характер занятий как общеметодические условия воздействия) свойствами.
Литература:
- Абдулатипова Э. А., Салманова Д. А., Чупанов А. Х., // Принципы построения системы профессионального образования Педагогическое образование и наука № 6. — М., 2014.
- Салманова Д. А. Тренинг как средство формирования педагогической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства. Дис.... канд. пед. наук. Махачкала 2009 г.