Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 21.10.2017

Статья просмотрена: 1941 раз

Библиографическое описание:

Романова, И. С. Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках / И. С. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46003/ (дата обращения: 19.12.2024).



Учебный процесс складывается из определённых структурных звеньев, которые взаимосвязаны и в то же время обладают некоторой самостоятельностью.

На основе исследований и обобщений передового опыта дидактика вычленяет следующие звенья учебного процесса:

  1. Выдвижение учителем познавательной задачи в целях мобилизации внимания, мышления и подведения таким образом к активному восприятию учебного материала.
  2. Процесс передачи знаний, учителем и восприятие учащимися нового материала.
  3. Процесс обобщения и формирования научных понятий, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков учащихся.
  4. Применение знаний, умений и навыков учащихся в сходных и новых ситуациях.
  5. Проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков.

Каждое из этих звеньев, являясь составной частью учебного процесса, выполняет как общие задачи обучения, так и свои специфические функции.

Выдвижение учителем познавательной задачи имеет очень важное значение. Цели и задачи его вытекают из основных требований к современному процессу обучения. В настоящее время учебный процесс направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления. Здесь очень важна активная деятельность самих учащихся. Это важнейшее условие их развития. Процесс обучения складывается из совокупности последовательных действий учителя и руководимых им учеников. При этом успех деятельности учащихся находится в прямой зависимости от разумного руководства и направляющих действий учителя. Эти действия должны быть обусловлены современными требованиями к учебному процессу, умением мобилизовать внимание учащихся, возбудить интерес к изучаемому материалу и активизировать познавательную деятельность каждого. Только в этом случае можно привести в движение умственные и моральные силы ученика. Нельзя рассчитывать на глубокое и осознанное восприятие учебного материала при пассивном отношении к процессу познания. Решающая роль в этом принадлежит учителю, его умению глубоко продумать и отобрать средства, оживляющие учебный процесс. Такой учитель сумеет сформировать у учащихся потребность в знаниях и стремление к их углублению. Познавательный интерес достигается путем создания проблемной ситуации, постановкой проблемных вопросов, путем показа практической значимости изучаемой темы, создания эмоционального фона, вычленения основных научных идей, заключенных в изучаемой теме.

В педагогическую теорию и практику в последнее время стало активно входить проблемное обучение. Основу такого обучения, которое обеспечивает творческое усвоение знаний, составляют проблемные ситуации, систематически и преднамеренно создаваемые учителем путем постановки проблемных вопросов, задач и заданий. При этом важно иметь в виду, чтобы проблемная ситуация создавалась на основе жизненных фактов и явлений, так как чем более естественную форму принимает эта ситуация, тем больше возможности активизировать учащихся и привлечь их к участию в решении поставленной проблемы. Цель введения проблемного подхода в обучении заключается в том, чтобы дополнить современный процесс обучения такими методами и приемами, которые способствовали бы активному развитию творческого мышления учащихся. Учитель не просто излагает материал и сообщает учащимся готовые выгоды, а привлекает мысль ученика к изучаемому объекту, открывает в нем проблему и стимулирует учащихся к самостоятельному видению проблемы в изучаемом. Учитель создает проблемные ситуации, с тем чтобы мобилизовать внимание учащихся, активизировать их мышление, преодолеть пассивность в обучении. Учить наблюдать, воображать, запоминать, развивать творческие способности — значит учить своих воспитанников соотносить полученные знания с наблюдаемыми жизненными фактами и явлениями и на этой основе делать правильные выводы и обобщения.

Этот путь не так-то уж нов в педагогической практике. Вот пример из опыта работы К. Э. Циолковского. Константин Эдуардович входит в класс и направляется к учительскому месту. Под мышкой у него портфель. Вдруг портфель выпал. Ученики подумали: «Старенький». Один из них поднял портфель и вежливо подал учителю. Константин Эдуардович поблагодарил и тут же задал вопрос классу: «Как вы думаете, почему мой портфель упал вниз, а не полетел вверх?» Тема урока была «Сила земного притяжения». На фоне данной ситуации поставленный вопрос как бы вызывает у учащихся недоумение и в то же время возбуждает интерес: в самом деле, почему все падает вниз, а не летит вверх? Как объяснить?

В данном примере проблемная ситуация преднамеренно создана учителем, чтобы мобилизовать внимание своих воспитанников, направить его на саму проблему и активизировать мышление. Обычно в таких случаях формулирует и рассматривает эту проблему сам учитель. Ученики усваивают логику проблемного мышления, следуя образцу рассуждений учителя. Это характерно для начального этапа проблемного изложения. Но уровни проблемности могут быть различны и не только на каком-то определенном этапе урока. Для проблемного изложения нового материала характерен и такой уровень, когда учитель создает проблемную ситуацию и вовлекает учащихся в совместный поиск путей её решения.

Умение учителя ярко выразить целевую установку темы также является важным стимулом активизации познавательной деятельности учащихся.

Но проблемный подход не всегда уместен и не решает всех сложностей учебного процесса. Поэтому его нельзя рассматривать как единственное, универсальное средство активизации познавательной деятельности учащихся. Другой путь постановки познавательной задачи — показ практической значимости изучаемой темы, так же вызвать познавательный интерес помогает создание эмоционального фона.

Таким образом постановка познавательной задачи достигается различными путями. Разумеется, помимо указанных могут быть и другие эффективные пути. Это свидетельствует о громадных потенциальных возможностях в активизации познавательной деятельности учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, познавательная деятельность учащихся, учащийся, учитель, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.


Задать вопрос