За последнее десятилетие в содержании образования произошла смена требований с предметных знаний, умений и навыков на формирование универсальных учебных действий. Государственный стандарт нашего поколения ставит главную задачу формирования духовной культуры ученика, обучения уметь пользоваться своими знаниями, уметь добывать их самостоятельно, а также умению решать проблемы в любой ситуации, находить их наиболее простое решение.
Целью хорошего образования не может быть только приобретение знаний. Данные, которые мы даём детям, быстро теряют актуальность: то, что сегодня, обязательно, завтра уже опровергается новой теорией, наиболее точным наблюдением.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными и метапредметные результаты. Метапредметные результаты предполагают, что ученики будут владеть: универсальными учебными умениями; огромным спектром умений и навыков использования средств разных информационных и коммуникационных технологий для хранения, сбора преобразования и передачи разных видов информации; основными навыками исследовательской деятельности; основами активными взаимодействия и общения со сверстниками, учителями и родителями.
Метаумения — это общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные навыки, умения, к которым относятся: теоретическое, критическое и творческое мышление, регулятивные умения, качества мышления.
Метапредметные результаты образовательной деятельности — это способы деятельности, освоенные учениками на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые в рамках не только образовательного процесса, но и при решении различных проблем в своих жизненных ситуациях.
Метапредметность позволяет обеспечить формирование в сознании ученика целостной картины мира. У детей формируется подход к отдельному предмету к его систематизации знаний о мире, которая выражается в числах и фигурах (математика), в молекулах. атомах (химия), инерции тела (физика), художественных героях (литература, музыка, изобразительное искусство). В результате этого, метапредметный подход показывает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и ученика.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии разработаны для того, чтобы решать проблемы, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, познание учебных предметов.
Метапредметность подразумевает, что существует общая система понятий, которая используются везде. Учитель должен на своём предмете раскрывать для ребенка какие-то их грани.
Метапредметное занятие — это обязательно интегрированное занятие. Деятельность детей организуется не только с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Содержание его составляют деятельностные единицы, которые носят универсальный характер: понятия, задачи их проблемы и т. д.
На занятии должна происходит системная работа со способом: например, если ребёнок освоил решение задач на три параметра в математике, то ему даётся решение задачи такого же типа обязательно из других предметов.
Обычно ученики, работая с материалами: физики, химии, биологии, истории и других предметов запоминают важные определения понятий. На метапредметных уроках, ребёнок делает другое: он не запоминает, а мыслит и прослеживает происхождение ключевых понятий, которые определяют какой-либо предмет заново открывает для себя эти понятия.
Основная деятельность учителя в подготовке к уроку, в подборе правильного материала. Учитель должен стать ведущим конструктом новых педагогических идей и ситуаций, которые направлены на использование разных способов деятельности и создание детьми своих продуктов в освоении знаний.
В метапредметных заданиях должна быть заложена актуальная для ребёнка проблема и решение этой проблемы.
Ученик должен иметь возможность получить личностно-значимый для него результат типичной для жизненной ситуации.
Метапредметные технологии позволяют учителю осмыслить проблемы, которые видит у детей.
Метапредметы дают возможности работы с мировоззрением учеников, с их самоопределением. Они задают новые возможности для всех детей. Поэтому метапредметное обучение — это большая возможность повысить качество образования. Метапредметное преподавание — это мировоззрение, которое начинает волновать и самого учителя.
Результатом метапредметного обучения, который дается в ФГОС, является уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.
Универсальность метапредметов состоит в обучении учащихся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы.
Формирование метапредметных учебных умений происходит при использовании следующих образовательных технологий: технологии совместного обучения; технологии исследовательской деятельности; проектной деятельности; проблемно-диалогической технологии; игровой технологии и другие.
Организация внеурочной деятельности детей: разработка и реализация надпредметных проектов, участие в исследовательских работах формируют универсальные учебные действия.
В результате развития метапредметных компетенций у детей развивается культура сотрудничества, культура работы с информацией, диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов, творческий процесс, учение саморазвитие.
Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в таких образовательных продуктах как: исследовательские работы, рефераты, книжки, макеты, карты, сценические постановки, поделки, презентации, стихотворения, песни и др.
Результатом метапредметного обучения является формирование базовых качеств образованности ученика. У детей появляется реальная возможность: уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценить инновации (быть творческими), уметь брать на себя ответственность за свое образование (самоопределяться), уметь выбирать использовать различные конструктивные способы решения проблем, быть уверенными в своих возможностях и иметь высокую самооценку, быть толерантными.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у ребёнка регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основной итоговой оценкой достижения метапредметных результатов является защита своего итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о метапредметных результатов могут служить результаты выполнения разных тематических проверочных работ по предметам.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе мониторинга целесообразно анализировать и фиксировать в соответствии с разработанными образовательным учреждением:
а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;
б) внутришкольным мониторингом образовательных достижений учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию;
г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации, итоговой аттестации по предметам которые не выносятся на государственную итоговую аттестацию.
Таким образом, универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого вида учебной деятельности определяется его отношением с другими видами учебной деятельности, а также общей логикой возрастного развития ученика.
В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает весомым фактором повышения эффективности освоения детьми предметных знаний, умений и формирования компетенций, целостного образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Происходит переход от обучения, при котором педагог преподносит учащимся систему знаний, к активному решению проблем с целью выработки определённых решений, от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций, к сотрудничеству учащимся и педагога в ходе овладения знаниями.
Литература:
- Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий / Н. И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 94–100.
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
- Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак» / Ю. В. Громыко. — М., 2001. — 285 с.
- Громыко Н. В. Метапредмет «Знание» / Н. В. Громыко. — М., 2001. — 540 с.
- Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 2. — С. 3–6.
- Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие / А. В. Хуторской. — 2-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 2007. — С. 159–182.