Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ / Т. Н. Соломахина, Р. Р. Файзулаева, И. М. Михалева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46008/ (дата обращения: 16.11.2024).



Шевченко Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 64» г. Астрахани. За последние годы в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида увеличилось количество детей с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра.

Известно, что ранний детский аутизм — это вариант тяжелой аномалии развития ребенка, при котором искажается контакт с внешним миром, близкими людьми и сверстниками.

Анализ результатов коррекционно- развивающей работы, позволил систематизировать опыт специалистов МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 64» г. Астрахани, составлена Адаптированная образовательная программа Д О для детей с ограниченными возможностями здоровья, с РДА и РАС, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ № 64

Программа составлена на основе программ воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью авторов:

– Скрипник Т. В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет», которая разработана с учетом современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также — новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами аутистического спектра;

– Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003;

– Екжановой Е. А., Стребелевой Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.: Просвещение, 2005;

При подготовке программного материала также обращались к материалам сборника ведущих специалистов факультета коррекционной педагогики БГПУ им. М. Танка: Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. Ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн.: УЩ «БГПУ им. М.Танка», 2007.

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра требуют максимальной индивидуализации и учета потребностей каждого ребенка в образовательном процессе.

Педагогическая целесообразность программы заключается в:

– раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;

– определении содержания и методов обучения и воспитания;

– своевременном включении родителей в коррекционно-педагогический процесс;

– реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и дошкольном учреждении;

– комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.

Цель программы: коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

Основными задачамикоррекционной помощи детям данной категории являются:

– воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;

– развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;

– формирование коммуникативных умений;

– сенсорное развитие;

– повышение двигательной активности ребенка;

– формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;

– стимуляция звуковой и речевой активности;

– развитие и коррекция детско-родительских отношений.

Работа с детьми РАС, РДА в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 64» объединила совместные усилия педагогов и врачей. В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми.

Таблица 1

Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство аутистического спектра)

Направления помощи. Этапы

Медикаментозная

Психологическая

Педагогическая

Логопедическая

Диагностический

Медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноз

Диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка

Поведение педагогической диагностики, педагогического обследования ребенка

Определение особенностей речевого развития ребенка

Адаптационный

Психотерапия родителей. Привлечение к процессу медикаментозного лечения

Установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта. тревоги, страхов. Адаптация к новым условиям;

Формирование навыков самообслуживания Взаимодействие ребенка и взрослого;

Тренировка мускулатуры, артикуляционного аппарата, стимуляция речевых точек

Активизирующий

Купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка

Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Пропедевтика коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, речи.

Активация ребенка с помощью песен, стихов, тонизирующей игры, просмотр фильмов.

При приеме детей, в ДОУ, уточняется поставленный диагноз, даются рекомендации родителям по особенностям психофизического развития, формируется план реабилитационных мероприятий с учетом индивидуальной программы реабилитации для детей- инвалидов. После того, когда дети привыкнут к сотрудникам ДОУ, к условиям работы в ДОУ они включаются в работу с другими специалистам и начинают посещать занятия с элементами сказкотерапии, изотерапии, трудотерапии, музыкальные занятия, занятия с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом–психологом.

Работа с детьми выстраивается с учетом диагноза. Коррекционно-развивающая программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, имеет свою цель и свои упражнения.

Оценка состояния ребенка — аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания.

На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

Адаптированная программа направлена на обучение детей понятиям числа, счету определением временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предполагаемый объем навыков и знаний. Любые задания предлагаются в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания произносятся голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. И на последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности с постепенным переходом от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3–5 и более детей.

Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития свойственной детям — аутистам, соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.

Речь как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.

Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Освоение системы игровых штампов аутистами способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия.

Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, на коррекцию и укрепление семьи, привлечение семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приема работы с ним. Как указывалось ранее, реабилитационная работа должна проводиться комплексно, специалистами различного профиля.

Такие специалисты как: врач-психиатр, учителя-дефектологи, учителя- логопеды, педагоги-психологи, воспитатели проводят информационные консультации, обучающие занятия для семей, занятия по телесно-ориентированной терапии для нормализации мышечного тонуса и формирования адекватного представления о своем теле. Особенно важной составной частью в работе специалиста по ТОТ (телесно- ориентированной терапии) является выработка окуломоторного и отомоторного рефлексов. Она необходима для снижения латентности (сокращения времени между командой, посланной специалистом и ответной реакцией ребенка). Подобная работа не заканчивается в стенах дошкольного учреждения, а имеет продолжение в домашних условиях. Для этого большую работу с родителями проводят врач-психиатр, с целью обучения их простейшим упражнениям по методике Максимовой Е. В.

Литература:

  1. Архипов Б. А., Комплексная методика психомоторной коррекции. М.,1998
  2. Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз,1947.
  3. Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна, изд. Диалог-МИТФИ, 2008.-288с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, компенсирующий вид, Детский сад, дошкольное учреждение, ранний детский аутизм, астрахань, воспитание детей, диагностик проявлений, зрительно-моторный комплекс, реабилитационная работа.


Похожие статьи

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Похожие статьи

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Задать вопрос