Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. В статье анализируются стили воспитания дошкольников в семье с целью определения взаимосвязи стилей воспитания и становления или личностных качеств дошкольника. В статье показано, что стили семейного воспитания способствуют формированию или блокированию социально-значимых качеств личности.
Ключевые слова: стили воспитания, социально значимые качества, детско-родительские отношения, конструктивное общение, самосознание, самооценка, личностное развитие
Особенная роль в формировании личности ребенка обычно отводится фактору взаимодействия родителей с детьми. С первых дней жизни ребенка социальная среда передана ему как система семейного взаимодействия (А. В. Иванов) [3]. На первых порах родители ребенка являются единственными носителями общественных отношений и единственным звеном, опосредующим все другие связи ребенка с миром [5]. Являя собой сложное переплетение социальных взаимоотношений, выражающееся в системе семейного взаимодействия и коммуникации, семья именно в этом качестве предстает наиболее значимым фактором повседневного существования и развития личности ребенка [6].
Семья — это социокультурный феномен, выполняющий особую функцию в социальном сопровождении и поддержке растущего человека. Семья является той начальной «социальной матрицей», тем необходимым условием формирования личности, где определяется социальный статус ребенка, закладывается почва для становления ее мировоззрения и убеждений, установок, морально-этических идеалов, вкусов, социального поведения [9]. Значимость и важность семьи в становлении ребенка как личности, по мнению Е. П. Арнаутовой, обусловлена тем, что семейная микросреда является главным «транслятором» социальных норм и культурных ценностей, которые имеют тенденцию к непосредственному усвоению ребенком [1].
Исследуя различные аспекты социальной ситуации развития дошкольника, А. В. Мудрик акцентирует внимание на социализирующих функциях семьи:
– семья обеспечивает безопасное физическое и эмоциональное развитие ребенка;
– семья существенно влияет на формирование психического статуса ребенка, набор личных характеристик, особенности эмоциональных реакций, самооценку, ролевые установки;
– семья имеет важное значение в овладении человеком социо-культурными нормами и поведенческими образцами;
– в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека: стиль жизни, уровень притязаний, жизненные устремления и мировоззренческие установки [4].
– Анализ научных текстов по проблеме детско-родительских отношений позволяет заключить, что стили семейного воспитания способствуют формированию или блокированию выявленных нами социально-значимых качеств личности: проницательность; социальная смелость, общение, самодостаточность; индивидуальность, самостоятельность, ответственность; импульсивность, сопереживание, сочувствие, содействие.
– Нами было проведено эмпирическое исследование, включавшее в себя анализ детско-родительских отношений в семьях старших дошкольников, оценка особенностей личности дошкольников и сопоставление полученных результатов.
Цель нашего исследования: провести исследования специфики взаимодействия взаимосвязи детско-родительских отношений с целью формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста
Исследование осуществлялось с использованием следующих методик:
1) Для диагностики родительского отношения мы воспользовались тестом-опросником родительского отношения (ОРО). (А. Я. Варга)
2) Авторская анкета, составленная Щекиной Е. А. (исходя из компонентов психолого — педагогической компетентности родителей) «Взаимодействие родителей с детьми».
3) Для исследования компетентности родителей -«Анкета для родителей № 3», Автор педагог-психолог Жолобова Л. П.. Для определения социальной направленности мотивов и потребностей родителей в воспитании, т. е. определения мотивационно — потребностного компонента.
4) Для выявления сформированности личности ребенка использовался диагностический комплекс методик, предложенный кандидатом педагогических наук, Шепелевой Н. В. Данный комплекс, состоящий из различных заданий для детей дошкольного возраста, мы адаптировали для нашего исследования.
База исследования — ГБОУ Школа № 1579, Южного округа, г. Москвы, подготовительная группа. В эмпирическом исследовании принимало участие 47 семей (все семьи полные): 25 семей, имеющих одного ребенка дошкольного возраста, 22 многодетных семьи, в которых есть дети дошкольного и младшего школьного возраста (в тестировании участвовали 35 детей из многодетных семей).
Данные проведённого эмпирического исследования, свидетельствующие о высоком проценте родителей с низким уровнем психолого-педагогической и социокультурной компетентности, еще раз подтвердили актуальность изучаемой проблемы, убедили нас в необходимости активного вовлечения семьи в педагогический процесс социального развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Результаты тестирования формирования личностного развития детей старшего дошкольного возраста, показали, что большинство детей демонстрируют высокий уровень сформированности социальных навыков, они осознают нормы и правила поведения в социуме, умеют эффективно сотрудничать как со сверстниками, так и с взрослыми, имеют богатый словарный запас и активно реализуют его в общении с окружающими.
Распределение уровней социализированности детей, показал, что только 56 % детей из благополучных многодетных семей имеют высокий уровень сформированности социальных навыков, что говорит о благоприятном влиянии стиля семейного воспитания на социализацию детей, при условии, что семья благополучная.
Рисунки детей помогли нам выявить отношение ребёнка к членам семьи и семейные отношения, которые вызывают тревогу ребенка, и какое место в семье отводит ребенок сам себе. По результатам методики делались выводы о психоэмоциональном состоянии всех детей, оценивались особенности рисунков, их расположение, то, как были сделаны рисунки (выбранный цвет, яркость и др.), оценивалось наличие/отсутствие деталей на рисунках и т. д. Далее, на основании изучения рисунков были определены основные психические и эмоциональные характерные черты: состояние тревожности, агрессивности, конфликтности.
Результаты анкетирование детей с использованием анкеты Р. В. Овчаровой «Я и моя семья», показали, что большинство детей показали в равных долях высокий и низкий уровни сформированности семейных ценностей. Низкий уровень свидетельствует о том, что дети чувствуют себя некомфортно в семье, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность, направленную на получение удовольствия, испытывают серьезные затруднения в установлении контактов между членами семьи.
Средний уровень сформированности основ семейных ценностей был диагностирован у 25 % детей. У этих детей существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают дошкольников, семья привлекает больше отдыхом, досуговыми сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание с отстаиванием своих интересов.
Очевидно, что воспитание способствует формированию высокого уровня семейных ценностей.
Таким образом, анализ исследования показал взаимосвязь детско-родительских отношений на формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста. В семьях с авторитарным и либеральным стилем воспитания дети характеризуются завышенной самооценкой, средним уровнем сформированности социальных навыков и семейных ценностей. В семьях с партнерским стилем воспитания и авторитарным конфликтность, тревожность и агрессивность находится на среднем либо низком уровне. Также у детей наблюдается средний уровень сформированности нравственных ценностей.
Дети характеризуются высоким уровнем сформированности социальных навыков, а также семейных и нравственных ценностей. Уровень конфликтности, тревожности и агрессивности в таких семьях, как правило, низкий. В многодетных благополучных семьях у детей формируется адекватная самооценка — эти дети активны, любознательны, доброжелательны со сверстниками.
Ощущение внешней нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей — фактор, очень неблагоприятно сказывающийся на формировании деткой психики. Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях и реагируют на ссоры между родителями.
Общие результаты исследования, свидетельствующие о высоком проценте родителей с низким уровнем психолого-педагогической и социокультурной компетентности, еще раз подтвердили актуальность изучаемой проблемы, убедили нас в необходимости активного вовлечения семьи в педагогический процесс социального развития и воспитания детей дошкольного возраста для эффективного формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Данные выводы значимы для педагогического просвещения родителей, для своевременной диагностики и коррекции детско-родительских отношений в процессе социально-педагогического сопровождения дошкольников.
Литература:
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2002–215с.
2. Бурменская Г. В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая диагностика. М., 2005. № 4. С. 37–41.
3. Иванов А. В. Культурная среда семьи как условие продуктивного воспитания личности // Вестник МГОУ. — 2014. — № 4. — С. 103–11
4. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. 2003. № 5. С. 15–19.
5. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка// Известия Саратовского Университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013–56с.
6. Романова Е. С., Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н., Набатникова Л. П. Психологические грани семьи: учебное пособие для студентов и преподавателей. — М.: ОнтоПринт, 2015. — 398 с.
7. Радостева А. Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование// Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013-С.8–17
8. Халикова В. В. Проблемы детско-родительских отношений в системе «ребенок-взрослый»// Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2010-С.54–58