Данная работа является модификацией работы [1], в частности, произведены существенные изменения в способе вывода уравнений.
Векторные уравнения асинхронного двигателя имеют следующий вид:
Переведем систему уравнений к изображениям :
|
(1) |
(2) |
|
(3) |
|
(4) |
|
(5) |
|
(6) |
Схема замещения и векторная диаграмма в системе абсолютных единиц [3] приведены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Схема замещения асинхронного двигателя в системе абсолютных единиц
Рис. 2. Качественная картина расположения векторов в двигательном режиме в системе абсолютных единиц
Разложение векторных величин по проекциям:
Записываем уравнения (1) – (4) по проекциям.
Уравнение (1):
По оси (+1): |
|
(1’) |
По оси (+j): |
|
(1”) |
Уравнение (2):
По оси (+1): |
|
(2’) |
По оси (+j): |
|
(2”) |
Уравнение (3):
По оси (+1): |
|
(3’) |
По оси (+j): |
|
(3”) |
Уравнение (4):
По оси (+1): |
|
(4’) |
По оси (+j): |
|
(4”) |
Так как электромагнитный момент определяется через две переменные IS и ΨR, то из уравнений (1’), …, (4’) необходимо исключить переменные IR и ΨS.
Из уравнения (4’) выразим IRx:
Обозначим тогда:
|
(7) |
Из уравнения (4”) выразим IRy:
|
(8) |
Подставим уравнение (7) в (3’):
Рассмотрим отдельно сумму слагаемых в скобке:
Данные обозначения приведены в работе [2].
Отсюда потокосцепление ΨSx определится следующим образом:
|
(9) |
Подставим (8) в (3”):
|
(10) |
Рассмотрим систему уравнений по проекции x (+1):
Подставим во второе уравнение выражение IRx:
|
(11) |
Для получения переменной ΨRx на выходе апериодического звена перенесем слагаемые с этой переменной в левую часть:
Умножим обе части полученного уравнения на Lm:
Обозначим:
где
Отсюда ΨRx определится в следующей форме:
Структурная схема для определения потокосцепления ΨRx приведена на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема для определения потокосцепления ΨRx
Подставим в первое уравнение выражения ΨSx и ΨSy:
Выделенное в скобке определим из уравнения (11):
|
(12) |
Отсюда:
|
(13) |
Перенесем слагаемые с переменными ISx в левую часть:
Обозначим:
Тогда:
Обозначим .
Так как и , то
Разделим обе части уравнения на Zб:
Переменная ISx на выходе апериодического звена определится в следующей форме:
Структурная схема для определения тока ISx дана на рис. 4.
Рис. 4. Структурная схема для определения тока ISx
Аналогично, система уравнений по проекции y (+j):
Подставим во второе уравнение выражение IRy:
|
(14) |
Для получения апериодического звена перенесем слагаемые с ΨRy в левую часть:
Умножим обе части полученного уравнения на Lm и вынесем за скобки :
Потокосцепление ΨRy определится в следующей форме:
Структурная схема для определения потокосцепления ΨRy приведена на рис. 5.
Рис. 5. Структурная схема для определения потокосцепления ΨRy
Для определения переменной ISy подставим выражения ΨSx и ΨSy в первое уравнение:
Выделенное в скобке определим из уравнения (14):
|
(15) |
Отсюда:
|
(16) |
Перенесем слагаемые с переменными ISy в левую часть:
Разделим обе части уравнения на Zб:
Переменная ISy на выходе апериодического звена определится в следующей форме:
Структурная схема для определения ISy приведена на рис. 6.
Рис. 6. Структурная схема для определения тока ISy
На рис. 7 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента (5):
Рис. 7. Математическая модель определения электромагнитного момента M
Наконец, из уравнения движения (6) выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя (рис. 8):
Рис. 8. Математическая модель уравнения движения
Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными IS – ΨR на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц приведена на рис. 9. Параметры асинхронного двигателя рассмотрены в работах [2] и [3].
Рис. 9. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными IS – ΨR на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц
Расчет параметров производим в Script:
PN=320000; UsN=380; IsN=324; fN=50; Omega0N=104.7; OmegaN=102.83; nN=0.944; cos_phiN=0.92; zp=3; Rs=0.0178; Xs=0.118; Rr=0.0194; Xr=0.123; Xm=4.552; J=28; |
Ub=sqrt(2)*UsN; Ib=sqrt(2)*IsN; OmegasN=2*pi*fN; Omegab=OmegasN; Omegarb=Omegab/zp; Zb=Ub/Ib; Psib=Ub/Omegab; Lb=Psib/Ib; kd=1.0084; Mb=kd*PN/OmegaN; Pb=Mb*Omegarb; rs=Rs/Zb; lbs=Xs/Zb; rr=Rr/Zb; lbr=Xr/Zb; |
lm=Xm/Zb; Lm=lm*Lb; Tj=J*Omegarb/Mb; betaN=(Omega0N-OmegaN)/Omega0N; SsN=3*UsN*IsN; ZetaN=SsN/Pb; ks=lm/(lm+lbs); kr=lm/(lm+lbr); lbe=lbs+lbr+lbs*lbr*lm^(-1); roN=0.9962; rrk=roN*betaN; RRk=rrk*Zb; Tr=lm/(rrk*kr); TR=Tr/Omegab; re=rs+rrk*kr^2; Te=kr*lbe/re; |
Числовые значения параметров выводятся в окне Workspace (рис. 10).
Рис. 10. Числовые значения параметров в окне Workspace
Результаты моделирования асинхронного двигателя представлены на рис. 11.
Рис. 11. Графики скорости и момента
Литература:
- Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Авдеев А.С., Габзалилов Э.Ф., Прокопьев К.В., Ситенков А.А. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными ΨR - IS в системе абсолютных единиц // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 344-356.
- Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
- Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.