Встатье рассмотрены новаторские идеи А. С. Симонович — практика отечественного дошкольного воспитания, положившей начало истории детских садов в России в конце IXX века и издавшей ежемесячный журнал «Детский сад», в котором публиковались материалы, добытые наблюдением и собственным опытом.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, детский сад, общественное воспитание
The article considers the innovative ideas of A. S. Simonovich — Patriotic practice preschool education, marked the beginning of the history of kindergartens in Russia in the late IXX century and who published a monthly magazine «kindergarten», which published the material obtained by observation and own experience.
Key words: preschool education, kindergarten, public education
Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие личности человека, и особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство. В истории зарубежного и отечественного дошкольного образования немало разнообразных теорий и практик воспитания детей дошкольного возраста, часть которых проверена временем и подтвердила свою состоятельность на протяжении десятилетий.
Аделаида Семеновна Симонович — практик отечественного дошкольного воспитания, положившая начало истории детских садов в России в конце IXX века.
В Швейцарии в период обучения университете Аделаида Семеновна познакомилась с системой дошкольного воспитания Ф. Фребеля, ознакомилась с опытом первого народного детского сада, организованного по инициативе его племянницы, а также изучила организацию детских садов в Германии.
В 1866 году, вернувшись в Петербург, А. С. Симонович в тесном сотрудничестве со своим мужем Я. М. Симоновичем открыли детский сад и стали издавать ежемесячный журнал «Детский сад», в котором публиковали материал, добытый ими наблюдением и собственным опытом.
По воспоминаниям А. С. Симонович материала для занятий в детском саду вообще не было и журнал «Детский сад» стал своего рода пособием в деле воспитания дошкольников.
Журнал был нацелен на новаторские идеи в дошкольном воспитании, т. к. сама мысль об общественном воспитании маленьких детей в России была не востребована. Главной целью журнала стало разъяснение необходимости создания детских садов в России посредством практических указаний.
В журнале публиковались статьи по воспитанию, уроки по различным предметам, педагогическая хроника, критика и библиография детской, учебной и педагогической литературы, рассказы для чтения детьми и прочее.
Стоит отметить, что Симонович не призывала точно следовать методике Фребеля, она считала, что российские детские сады должны быть созданы на народной, русской почве, в них не должно быть чрезмерного дидактизма, мешающего развитию в нем творчества. Предлагались подвижные игры, отражающие жизнь русской природы, труда и быта русского народа. Но и от европейского опыта А. С. Симонович не отказывалась.
Основные принципы, на которых должна строиться работа детских садов, были сформулированы в первом же номере журнала, демократический смысл которых заключался в том, что детский сад — учреждение внесословное, а воспитательная цель детского сада «….есть развитие детей телесно, нравственно и умственно и таким образом возможность дополнять, с одной стороны, недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание, а с другой стороны, приготовлять детей к поступлению в школу; поэтому детский сад есть связующее звено между семейством и школой», т. е. практически совпадала с первой частью «формулы» прогресса, представленной П. Л. Лавровым в его «Исторических письмах» [1, с. 186].
Главным действующим лицом в этом процессе А. С. Симонович считала воспитательницу детского сада, основным требованием журнала к которой должно быть образование, а главным средством дошкольного воспитания и образования — игру, в ней Аделаида Семеновна видела и возможность ввести в воспитание главное — труд.
Размышляя о нравственной составляющей общественного воспитания детей, Симонович публикует статью «Самолюбие, гордость, эгоизм», важная мысль которой «научить сочувствовать радостям сложнее, чем состраданию».
В журнале «Детский сад» особое внимание обращалось на важность систематического ознакомления ребенка с окружающим миром через «родиноведение», которое, по мнению Аделаиды Семеновны «…не должно понимать так, что оно просто знакомит ребенка со всем его окружающим. Нет! Родиноведение выбирает только те предметы из жизни людей те явления, которые могут дать ребенку какие-нибудь нравственные и умственные силы» [3, с. 192].
Отмечая значение общественного воспитания детей, А. Симонович не мыслила его изолированно от семейного и всегда подчеркивала, что «самое естественное воспитание, которое только человек может получить, есть воспитание в семье», и родители должны ежедневно уделять ребенку достаточно внимания.
Свои идеи общественного дошкольного воспитания А. С. Симонович успешно применила в семье, где было шестеро своих детей, приемная дочь, а также фактически воспитывались племянники — дети сестры Аделаиды Семеновны, старший из которых стал знаменитым художником Валентином Серовым.
Преемственность идей дошкольной педагогики в ее историческом развитии с современными требованиями ФГОС ДО и примерными программами, востребованными в современных ДОО, показывает состоятельность и актуальность идей дошкольного образования А. С. Симонович, однако, используя эти идеи необходимо учитывать требования изменившейся социально-экономической и культурно-исторической ситуации в обществе.
Литература:
- Симонович, А. С. О детских садах / А. С. Симонович // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчедлидзе; под ред. С. Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1987. — 432 с.
- Симонович, А. С. Внутренняя организация жизни детского сада / А. С. Симонович // Детский сад — управление. — 2001. — № 13. — С. 2–9.
- Симонович, А. С. Родиновение / А. С. Симонович // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / сост. Н. Б. Мчедлидзе и др.; под ред. С. Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1987. — 432 с.
- Шкляева Н. М. Основные направления развития содержания дошкольного образования в практике детских садов России конца XIX-начала ХХ века // Вестник педагогического опыта. Вып. 12.- Глазов / Глазов. гос. пед. ин-т, 2000.- С.7–11.