Современный воспитательный процесс организуется в новых социокультурных условиях, которые предъявляют особые требования к формированию личности ребенка. Феномен этого процесса заключается в сложных переплетениях тесно взаимосвязанных между собой основных педагогических значений:
‒ процессом внутреннего развития и становления человека;
‒ влиянием макро и микросоциума на формирование индивида;
‒ развитием личности посредством специально созданных условий.
На педагогов, воспитателей и родителей возлагается миссия воспитания здорового всесторонне развитого человека готового самосовершенствоваться, принимать важные решения, быть свободным и толерантным, ответственным за себя, семью и государство. Только сотрудничество педагогов, родителей и детей способно обеспечить возможность наполнения жизни дошкольников социально значимым ценностным содержанием.
По силе влияния ни один из институтов воспитания человека не может сравниться с семьей. Согласно первому пункту статьи 44 закона РФ «Об образовании в РФ» приоритет физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка находится в руках родителей или законных представителей. Семья обеспечивает интеграцию личности в общество, определяет приоритет интересов и потребностей. Находясь в ней длительный период своей жизни, ребенок априори принимает семейный уклад и атмосферу. Именно ближайшее окружение с первых дней участвует в развитии его личностных качеств, умений и способностей, формирует модель поведения и привычки. От семейного микроклимата зависит и эффективность педагогического воздействия.
Воспитательные функции семьи и дошкольного образовательного учреждения различны. Доступ к педагогической информации позволяет родителям быть достаточно подкованными в вопросах воспитания. Однако для формирования гармоничной всесторонне развитой личности требуется их взаимодействие с ДОУ. Тандем семьи и детского сада подразумевает совместное решение возникающих педагогических задач через межличностное общение и конструктивное взаимодействие.
Безусловно, приобщить родителей к участию в жизни ДОУ непросто. Современный ритм жизни порой не позволяет родителям полностью окунуться в воспитательный процесс. Однако организовав педагогическое сопровождение и поддержку семьи, повышая уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей, мотивируя их к систематическому сотрудничеству, мы можем установить эффективное партнерское взаимодействие. По мнению профессора кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ Татьяны Николаевны Дороновой, ребенок более податлив воспитательному влиянию, если «растет в атмосфере дружбы, доверия и взаимных симпатий» [2].
Сопровождение семьи при выстраивании партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников начинается с изучения индивидуальных особенностей микросоциума и определения субъектной позиции родителей в развитии детей. Использование современных информационно-аналитических форм работы (анкетирование, опрос, личные беседы, «почтовый ящик для родителей») помогают собрать необходимую информацию о социальном составе семьи, ее ожиданиях от нахождения ребенка в ДОУ. Это помогает найти подход к каждому родителю, наладить уважительные и доброжелательные отношения. Посредством «почтового ящика» родители делятся своими идеями и пожеланиями, задают вопросы сотрудникам детского сада. Эта педагогическая задумка выручает, когда у воспитателя нет времени для личной встречи с родителями.
С целью психолого-педагогического просвещения родителей мы организуем родительские собрания, конференции, круглые столы. Для успешной адаптации ребенка при поступлении в ДОУ или переводе в другую группу мы организуем работу «школы родителей». Познавательный рассказ о системе работы детского сада, знакомство с приоритетными направлениями воспитательной работы помогают родителям получить знания о ДОУ как системе общественного воспитания. Психолог раскрывает особенности развития ребенка в определенный период жизни. Проводит анкетирование с целью выявления образовательных потребностей родителей. Помогает выработать продуктивный стиль семейного воспитания. На консультации в медпункте можно ознакомиться с режимом дня, питания, сна и бодрствования. Так же родители активно обмениваются опытом, обсуждают волнующие вопросы. Например, как приучить ребенка есть самостоятельно, или как отучить грызть пальцы.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Активное использование игр помогает наладить контакт с родителями, и развить потребность в сотрудничестве с педагогами ДОУ. С целью воспитания навыков безопасного поведения воспитанников мы организуем сюжетно-ролевые игры на знание правил дорожного движения. Они помогают раскрыть детям основные правила поведения, выбрать верное решение в экстремальной ситуации. Родителям подобные занятия служат поводом задуматься о соблюдении правил безопасной жизнедеятельности, т. к. от этого зависит здоровье и жизнь детей.
В повседневной жизни мы часто становимся участниками конфликтных ситуаций. Критичное столкновение противоположных точек зрения часто становится катализатором развития конфликта. Полноценное общение родителей и педагогов ДОУ предотвращает недопонимание. При совместном моделировании конфликтов можно предлагать детям пути их решения. Например, организовывая чаепитие с детьми и родителями, мы проводим беседы о морали и общечеловеческих ценностях. Так же нам помогает организация литературных гостиных с совместным чтением и обсуждением книг и тематические экскурсии. После такой совместной деятельности мы проводим выставки рисунков и поделок.
Эффективное партнерское взаимодействие с родителями воспитанников как модель сопровождения семьи невозможно без осознания цели деятельности всеми участниками воспитательного процесса. Индивидуальный подход к каждому члену семьи, планирование совместной работы, использование современных форм сотрудничества позволяют реализовать полноценное партнерское взаимодействие. Анализируя свою собственную воспитательную деятельность, родители учатся находить причины педагогических ошибок и способы их преодоления; учатся выбирать верные методы взаимодействия с ребенком. Мастерство воспитателя и его профессионализм, педагогическая культура родителей и желание совершенствовать ключевые родительские компетенции — залог создания комфортных условий для развития ребенка. Это удовлетворение интересов родителей и детей, активизация их воспитывающих умения, поддержка уверенности в собственных педагогических способностях, и помощь в подготовке ребенка к жизни в современном обществе.
Литература:
- Воспитание. Научные дискуссии и исследования // Сборник научных трудов. Под ред. Е. В. Титовой. — СПб.: РГПУ, 2005. — 567 с.
- Гризик Т. И., Доронова Т. Н. и др. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы / под. ред. Иконниковой Ю. В. — М.: Просвещение, 2013 г. — 205 с. ISBN: 978–5-09–031488–6
- Мухатаева Ж. А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 180–182.