Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников / Р. Р. Файзулаева, Н. В. Артемьева, Т. Н. Соломахина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46083/ (дата обращения: 16.11.2024).



Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка. Задача взрослых, находящихся рядом с ребенком — создать гармоничную, развивающую, эмоционально-комфортную среду.

Согласно положениям ФГОС дошкольного образования и основным целям воспитания для всестороннего развития дошкольников необходимо:

‒ обеспечивать эмоциональную устойчивость воспитанников, моделируя условия для развития внимательного отношения к людям;

‒ организовывать разнообразную деятельность с целью развития заложенных природой задатков и способностей;

‒ способствовать проявлению детской самостоятельности.

Реализовать эти требования способна предметно-пространственная развивающая среда (ППРС), способствующая формированию и совершенствованию духовных, нравственных, интеллектуальных, физических и личностных качеств ребенка. Создавая подобное развивающее пространство, следует обратиться к историко-педагогическому наследию — к трудам французского просветителя XVIII века Жан Жака Руссо. Его теория естественного и свободного воспитания опирается на среду, как на условие оптимального саморазвития личности. Она базируется на трех источниках: природе, окружающих людях и вещах. Природой закладываются способности человека, и стимулируется развитие органов чувств. Окружающие люди раскрывают возможности этих задатков и органов. А вещи, через воздействие на ребенка, способствуют накоплению его собственного опыта.

К вопросу воспитывающего потенциала среды возвращаются многие исследователи. Доктор философских наук, Людмила Пантелеевна Буева, считала, что окружающая среда участвует в формировании базовых ценностей, через принятие социального опыта и совершенствование жизненно важных качеств. Российский философ Владимир Соломонович Библер определил воспитательную среду, как способ жизнедеятельности и развития, наполненный нравственно-эстетическим смыслом. Профессор Юрий Григорьевич Волков и его коллега Виталий Семенович Поликарпов развивающую среду представляют, как социокультурную систему, которая преобразуется в культурные ценности, и стимулирует интересы группы и ее взаимоотношения.

Предметно-пространственная развивающая среда через специально организованную работу воспитателей и активное взаимодействие с социумом помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки. ППРС должна быть:

‒ наукоёмкой и насыщенной природными и социокультурными средствами;

‒ открытой, вариативной и полифункциональной, чтобы ее можно было изменять и дополнять;

‒ здоровьесберегающей — сохраняющей, поддерживающей и обогащающей здоровье воспитанников;

‒ эмоциогенной (эстетически-привлекательной) — дающей возможность испытать положительные эмоции и неповторимые ощущения.

В развивающей предметно-пространственной среде не могут содержаться случайные непродуманные предметы, т. к. она служит платформой самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию дошкольников.

При создании ППРС мы учитываем все особенности группы. Важную роль при этом играют возраст, гендерный (половой) состав, уровень развития и личностные качества воспитанников. Так, для ребят 2–3 лет характерно активное движение (лазание, прыгание, катание). Поэтому для них организовано большое свободное пространство. Оно позволяет детям найти занятие по душе, поверить в свои возможности, научиться продуктивному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Для четырехлетних ребят создан развернутый центр для сюжетно-ролевых игр, где они стремятся подражать взрослым. Это формирует у них уважительное отношение к старшим, развивает умение сопереживать и поддерживать окружающих людей, способствует развитию коммуникабельности. Так же предусмотрена зона временного уединения ребенка, где можно помечтать и подумать.

Для старших дошкольников создан свой мир игр. Здесь они удовлетворяют свою возрастную потребность в общении и в решении интеллектуальных задач. Оборудование ППРС размещено таким образом, что каждый дошкольник может заниматься любимым делом: рисовать, конструировать, экспериментировать или заниматься театрально-игровой деятельностью.

Особое внимание уделяем разнообразному предметному материалу. Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника. Самостоятельно выбирая вид деятельности, дошкольник раскрывает свои потребности и интересы. В этом и заключается организующая функция ППРС.

Воспитывающая функция развивающей среды в большинстве своем базируется на мастерстве воспитателя. Когда от взгляда педагога не ускользают моменты морально-нравственного выбора ребенка: помочь товарищу или пройти мимо, взять чужую игрушку или отдать хозяину — тогда воспитывающая функция приобретает свою ценность. Создавая воспитывающие ситуации, мы закладываем в детях основы сотрудничества, взаимопонимания и толерантности.

Развивающая функция ППРС реализуется через обеспечение каждого дошкольника посильным материалом, который служит толчком для его продвижения вперед — на новую ступень совершенствования, учитывая способности слабого ребенка и возможности сильного. Профессионализм и мастерство воспитателя играют здесь немаловажную роль. Постоянно совершенствуя свои знания, изучая инновационный опыт коллег и импровизируя, мы находим новые пути взаимодействия с дошколятами.

Организованная в ДОУ ППРС максимально приближена к домашней обстановке. Это способствует нейтрализации стрессовых воздействий на ребят и созданию благоприятной, безопасной среды.

Дети учатся, совершая действия. Именно поэтому для них подобран разнообразный дидактический материал, решающий прямые и косвенные цели развития. Так прямую цель ставит перед собой ребенок: построить высокую башню из деревянных цветных брусков. А косвенную определяет воспитатель, который с помощью этого дидактического материала развивает координацию движений и концентрацию внимания дошкольника, обучает восприятию цвета и закладывает основы математических вычислений. Все специальные дидактические материалы в группах отображают многообразие форм, материалов, цветовых решений и функций предметов. Это обеспечивает многогранность сенсорных впечатлений, активизирует познавательную активность, и стимулирует к дальнейшему экспериментированию.

Для социализации дошкольника и развития его личностных качеств нужно грамотно обустраивать ППРС. Так мы сможем вырастить уверенного в себе, позитивно настроенного человека, который готов к сотрудничеству и поддержке окружающих в трудный момент жизни. Человека, который самостоятельно ставит перед собой цели, добывает новые знания и совершенствует свои умения и навыки.

Литература:

  1. Честнова Н. Ю. Как обустроить детский сад. — Ростов-на-Дону: Феникс, — 2007, — 256 с.
  2. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателей и заведующих. — М.: ЗАО «Элти-кудиц» — 2003, — 207 с.
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/sobschenie-na-temu-organizacija-razvivayuschei-predmetno-prostranstvenoi-sredy-v-starshei-grupe-v-sotvetstvi-s-fgos-517174.html
Основные термины (генерируются автоматически): воспитывающая функция, мастерство воспитателя, предметно-пространственная развивающая среда, развивающая среда, ребенок.


Похожие статьи

Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников

Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании краеведческих представлений детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации коммуникативно-речевой среды в детском доме

Значение дидактической игры в развитие речи младших дошкольников

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Похожие статьи

Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников

Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании краеведческих представлений детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации коммуникативно-речевой среды в детском доме

Значение дидактической игры в развитие речи младших дошкольников

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Задать вопрос